Спасение потребителей в руках организаций самих потребителей

В столице Коми состоялась пресс-конференция представителей Роспотребнадзора и общественников

20:46. 11 марта, 2013  
  
11

 

15 марта — Всемирный день защиты прав потребителя. В 2013 году он посвящён теме «Потребительское правосудие сегодня». В преддверии этой даты в Сыктывкаре состоялась пресс-конференция с участием представителей Роспотребнадзора по Республике Коми и общественных организаций в сфере гражданского контроля за соблюдением прав потребителей.


Как выяснилось в ходе встречи, правовая грамотность и информированность населения Коми по-прежнему оставляет желать лучшего. По словам заместителя руководителя Роспотребнадзора по Коми Елены Никифоровой, обманутые потребители терпят фиаско в судах, куда обращаются, минуя досудебные разбирательства. Между тем, есть множество рычагов воздействия на недобросовестных продавцов и поставщиков услуг – Роспотребнадзор, органы самоуправления, социальной защиты, государственного и общественного контроля. В свою очередь суды неохотно привлекают на защиту истца сотрудников контролирующих органов, попросту не заинтересованы в их участии. И на это, оказывается, есть объективные причины.
Дело в том, что согласно новому законодательству при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, продавец возмещает покупателю моральный и материальный вред, а также выплачивает штраф в пользу истца (не в федеральный бюджет!) в размере половины стоимости товара или услуги.
В последнее время в качестве адвокатов пострадавших часто выступают сотрудники общественных организаций гражданского контроля по правам потребителей. И довольно успешно. Как рассказал председатель общественной организации «Потребители за гражданский контроль» Николай Мишкин, в прошлом году суд удовлетворил иск жителя столицы Коми, купившего автомобиль без паспорта транспортного средства. В течение полугода он не мог на нём ездить, но в то же время не предпринимал никаких попыток начать судебное разбирательство. Обратившись за помощью в организацию «Потребители за гражданский контроль», он в считанные дни вернул по решению суда стоимость авто, сумму в половину стоимости машины и компенсацию за моральный вред. Выигранная сумма получилась внушительная.
Так, Эжвинский районный суд вынес решение о расторжении договора купли-продажи с интернет-продавцом жителя, купившего неисправную деталь к моторной лодке. Ему вернули стоимость лодочной детали, возместили моральный вред и выплатили штраф в размере 50 процентов от стоимости покупки. В общей сложности он получил более 17 тысяч рублей.
Особенно данная новость должна помочь потребителям, заключившим договоры, направленные на приобретение недвижимости и участвующим в долевом строительстве, поскольку суды в последнее время довольно серьёзно снижают размер взыскиваемых неустоек.
По статистике обращений в Роспотребнадзор Коми по нарушениям прав потребителей уже более двух лет картина практически неизменна. 40 процентов жалуются на неудовлетворительно оказываемые услуги ЖКХ, 40 процентов недовольны качеством услуг и потребительских товаров, небольшой процент предъявляют претензии по нарушениям в сфере банковского кредитования и предоставления услуг связи.
Как правило, суд встаёт на защиту прав потребителей при нарушениях банковского кредитования. Речь идёт о драконовских процентах при возмещении займов. Хотя в подавляющем большинстве случаев это происходит из-за невнимательности заёмщиков. Ну, не привык наш потребитель внимательно читать услуги договора, в котором иногда кроются такие подводные камни, как страхование займа, а это существенно увеличивает возвращаемую сумму.
Есть обращения граждан на некорректное, а иногда и грубое отношение сотрудников коллекторских фирм, которым были переданы на взыскание долговых обязательств. Защитить права потребителя в этом случае могут лишь правоохранительные органы. Хотя бы исходя из того, что их персональные данные без согласия заёмщиков были переданы третьим лицам.
Некачественные услуги связи также не входят в ведение контролирующих органов. В этом случае выяснять отношения могут лишь поставщик и заказчик.

В последнее время в Роспотребнадзор по Коми поступают также много обращений на услуги туроператоров. В частности, не так давно сыктывкарец, вернувшийся из Объединённых Арабских Эмиратов, пожаловался на пропажу багажа в камере хранения отеля. Турфирма от претензий туриста открестилась, сославшись на договор, в котором отсутствовал пункт об её ответственности за сохранность багажа. В этом случае ответственность, действительно, нёс отель. Переговоры с отелем в Эмиратах влетят туристу в копеечку. А вот знал бы заранее, прочитал бы внимательнее договор… 

 

Поделиться в соцсетях