Красота цифр

Станут ли аукционы по продаже автономеров средством борьбы с коррупцией?

22:33. 3 ноября, 2010  
  
3
В Государственную Думу России внесён законопроект об официальной продаже через аукционы так называемых «красивых» или «блатных» номеров для автомобилей.

С этой инициативой выступил первый заместитель председателя комитета по безопасности Михаил Гришанков. Как следует из текста пояснительной записки, намечена открытая продажа особых номерных знаков через аукционы (интернет-аукционы). Инициатор считает, что нововведение создаст новый источник пополнения бюджетов регионов и уничтожит коррупционную составляющую при присвоении номеров.

 
 
 
…без денег – такие
 

Благие намерения

– Уйдёт в прошлое история «блата», – с оптимизмом заявляет Гришанков «Новой газете». – На аукционе любой желающий сможет получить тот номер, который он хочет. При этом средства от продажи будут поступать в региональный бюджет.
Что же будет мешать сотрудникам ГИБДД продавать «блатные» номера из-под полы, как это происходит сейчас, в законопроекте не поясняется.

– Практического смысла в номере «555» или там «111» нет никакого, владельцы просто тешат своё самолюбие. С одной стороны, почему бы на этом не заработать государству? – размышляет вице-председатель Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский. – Но, с другой стороны, еще большой вопрос, куда эти деньги пойдут – государству или в карман сотрудникам ГИБДД? Цены на «красивые» номера, скорее всего, повысятся. Вероятно, будет так: цену на номер «555», «666» или «777», допустим, установят на уровне 10 тысяч рублей.

«Но таких номеров сейчас нет», – скажут вам в ГИБДД. Ах, у вас есть 10 тысяч не рублей, а долларов?! Тогда другой разговор. Будет создаваться искусственный дефицит. И никакие аукционы здесь не помогут.
 

Китайский опыт

В Китае борьба с коррупцией ведётся давно и довольно жёстко. Законодательство страны предусматривает за преступления такой направленности суровое наказание, вплоть до смертной казни. Идея о продаже автомобильных номеров с особым сочетанием цифр и иероглифов появилась в середине 90-х годов прошлого века.

Поначалу она не вызывала энтузиазма у автовладельцев, но со временем аукционы стали настолько популярны, что затмили выступления звёзд шоу-бизнеса и речи партийных бонз.

В 2006 году в аукционах (средства поступают в бюджеты провинций) участвовали 12 миллионов человек (для Китая – капля в море), на следующий год – 41 миллион, в 2008 – 80, в прошлом – 114 миллионов. При том, что всего в Китае в 2009 году было зарегистрировано 93 миллиона автомобилей (включая грузовики, автобусы).

Как выяснили социологи, многие китайцы покупают красивые номера впрок (в Китае номера можно менять каждый год), прежде чем приобретут машину, или в качестве подарка и даже взятки (борьба с коррупцией всё-таки требует расходов).
В этом году накануне Нового года по восточному календарю был установлен очередной рекорд: номер с красивыми и символическими цифрами и иероглифами был продан за миллион долларов – на колоссальную для этой страны сумму.
Продаются номера и в других странах, правда, сделать вывод о том, помогает это борьбе с коррупцией или нет, невозможно. Слишком уж разные страны.
 

Контроль или учёт?

Идея об аукционах, которые законодательно оформил Гришанков, обсуждается в России довольно давно и неизменно положительно воспринимается властями и автомобильной общественностью. Правда, раньше до проекта закона дело не доходило.

Слабым местом законопроекта остаётся механизм контроля самого процесса покупки номеров. В структурах, занимающихся выдачей номеров, сложился успешный бизнес, в котором только в Сыктывкаре, включая посредников, заняты десятки человек. И если поступит команда переходить на аукционную систему, они сделают всё возможное, чтобы сохранить свой бизнес.

Во-первых, непонятно, что считать красивым номером. В разных регионах – разные представления об этом. Во-вторых, не всегда красивый номер – обязательно блатной и даёт возможность его владельцу нарушать правила.

В-третьих, как определить, получил автомобилист номер на аукционе или дал взятку работнику регистрационной службы. Не заставишь же всех, у кого номера могут считаться красивыми, возить с собой справку о прохождении аукциона.
В России, где любое писаное правило сталкивается с десятком неписаных, создать простую и понятную систему аукционов просто невозможно. Тем более что сама схема предполагает отсутствие чёткого плана поступления доходов.

А может быть, есть смысл поступить так, как сделал губернатор Камчатской области. Он заставил ГИБДД (тоже ведь нарушил закон) все красивые номера выдать для мусорок и ассенизаторских машин. Вскоре автовладельцы смирились и перестали обращать внимание на порядок цифр и букв на номере.

А тех, кто продолжал ездить с такими номерами (из числа выданных ранее), спрашивали ненароком: «Ты мусор везёшь или дерьмо?»


За сколько вы готовы купить красивые номера?

 

Сергей Ивкин,
глава МО ГО «Сыктывкар» – председатель Совета МО ГО «Сыктывкар»:

– А мне красивый блатной номер не нужен. Меня устраивает тот, который у меня есть.

Виктор Филипчук,
директор Коми регионального фонда поддержки малого
и среднего бизнеса им. В. А. Тихонова:

– А нужен ли вообще «блатной» номер? Может быть, номер, который тяжело запоминается, гораздо лучше? И наконец: может быть, главное – не в цифрах, а в буквах?

Александр Шульга,
генеральный директор ЗАО «Торгово-транспортная компания»:

– Смотря какие номера иметь в виду. Если ЕКХ («еду, как хочу» – прим. ред.) или АМР (главная федеральная серия номеров в РФ – прим. ред.), то на нашем рынке, думаю, присутствовали бы те же самые цены, что и в Москве, то есть тысяча долларов. Такие «просто красивые» номера типа 111, полагаю, стоили бы в районе 5000 рублей. Но хочу заметить, что подобные «непроверяйки» – давно уже не более, чем гаишная фикция.

 

Александр Островский,
юрист:

– Я бы даже доплатил, чтобы мои номера были «неблатными», то есть более незаметными. А вообще, идея очень правильная. Её надо внедрять. Как регулировать поступление средств? Очень просто! В каждой тысяче номеров есть определённое количество номеров с повторяющимся порядком цифр или букв. Всё это рассчитывается. На основании этого можно прогнозировать доходы от аукционов.  


Анна Алиханова,
автовладелец:

– Ни за сколько! Денег жалко.


Владимир Демидович,
автовладелец:

– Я бы вообще не стал покупать «блатной» номер, поскольку не вижу в этом смысла. Идея такого закона вызывает у меня недоверие: хорошо, если вырученные от продажи номеров деньги пойдут в бюджет, а не в карман руководства ГИБДД или других чиновников.

 

Светлана Жигалова,
автовладелец:

– Не готова и не хочу этого делать. Покупка «блатного» номера лично для меня не имеет смысла. Красота номера и его легкозапоминаемость – это иллюзия крутизны, которая не даёт никакого преимущества водителю во время движения на дороге.

 

Юрий Вечтомов,
предприниматель:

– Я бы не стал покупать такие номера. Это понты, то есть просто дешёвая попытка чем-то выделиться среди других. Но продавать, в принципе, надо, потому что если есть спрос, то должно быть и предложение.  Тем более если вырученные деньги пойдут в казну.  

Опрос подготовили Михаил КАЗАНЦЕВ, Дмитрий САХАРОВ, Анастасия СИВКОВА, Валерий ТУРКИН, Валерий ЧЕРНИЦЫН, Ольга ШАВЁЛКИНА

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
3 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Х. Моржевойт025ттВалентина. Recent comment authors
новые старые популярные
Валентина.
Гость
Валентина.

Да чихать на эти номера. От судьбы не уйдешь. Если некуда девать деньги ,помогите ребенку из Сыктывкара,нужны 104т.р. И Бог вам воздаст по заслугам вашим. Будете жить долго и счастливо с любым номерам.

т025тт
Гость
т025тт

лифтер- ивкин порадовал

Х. Моржевой
Гость
Х. Моржевой

Можно ещё номера и серии паспортов на аукционе продавать – ведь кто-то захочет красивый номер иметь (типа 66 66 666666 – я б от такого не отказался).