На колёсах по Америке

Чему стоит поучиться в национальных парках США

Три года назад во время поездки в штат Мэн (США), где давние партнёры Коми республиканского отделения Российского фонда мира отмечали вековой юбилей детского лагеря «Чевонки» (туда на протяжении четверти века ежегодно летом выезжали ребята из Сыктывкара и Ухты), я оставил на память шикарный альбом о красотах Коми края. Но почему бы не попробовать познакомить американцев не только с их «бумажной» версией, но и пригласить непосредственно к нам?

 

Увы, всё это из области фантастики. Несмотря на многочисленные заверения со стороны властей Коми о важности развития туризма, эта сфера проведения досуга по-прежнему «лежит на боку» и не подаёт признаков жизни. Дежурно отмечу только то, о чём и так все знают: отсутствие автодорог и сети недорогих гостиниц с элементарным уровнем сервиса, необустроенность парковых территорий, где нет ни подготовленного персонала, ни разнообразных пешеходных маршрутов с оборудованными местами отдыха (обязательно должны быть чистые туалеты с душевыми кабинками, мыло, бумажные полотенца), дорогие авиабилеты, ну и так далее.

Разумеется, для небольшой группы туристов, особенно для телевизионщиков с федеральных телеканалов, чиновники могут поднапрячься и сделать всё по высшему разряду, но это будет не коммерческий проект, а пиар-кампания.

В США возможность отдохнуть на природе уже давно по доступности стала в один ряд с походом в магазин. Познакомиться с тамошними достопримечательностями  может позволить себе и любой иностранец.

В качестве этого самого «иностранца» попробую рассказать о том, каково это – побывать во всемирно известных национальных парках, которые раньше видел только по телевизору.

Покажите пятки!

Конечно, есть люди, которые могут съездить «по-богатому», то есть через туристические фирмы, а можно и «по-скромному», то есть «дикарём», но взяв на себя все возможные риски. А их может оказаться гораздо больше, чем первоначально ожидаешь.

Начну с цены на авиабилеты. Все знают, что чем раньше их заказать, тем дешевле они будут стоить. Влияет и сезонный фактор: зимой ехать дешевле, чем летом. Билеты из Москвы до Лос-Анджелеса туда и обратно были куплены примерно за месяц. В июне ещё нет основного наплыва отдыхающих, но их уже заметно больше, чем зимой. Короче, билеты туда и обратно обошлись в сумму, чуть превышающую 40 тысяч рублей.

Лететь предстояло в общей сложности почти 14 часов с пересадкой в лондонском Хитроу, уже знакомом по прежним поездкам. Там ждал первый неожиданный сюрприз. На таможне были всё те же местные индусы (показалось, что практически каждый второй из персонала), но теперь проверяли они гораздо строже. Из ручной клади необходимо было выложить в отдельный прозрачный пакет тюбики с зубной пастой и флакончики с парфюмом, их осматривали отдельно. Выборочно, каждого третьего-пятого «выхватывали» из очереди и препровождали в закуток, где брали соскобы с рук, спины и даже пяток! В течение нескольких секунд проводился спектральный анализ, потом пассажира отпускали.

У других при помощи ватных палочек брали какие-то пробы внутри чемоданов и «шаманили» с ними при помощи компьютерной техники. Искали следы пороха, запрещённых химических веществ?

На первый взгляд, логики в том, кого пристрастно проверяли, а кого нет, не было. Пограничники не заглядывали в паспорта, а руководствовались какими-то своими доводами. Первое, что пришло в голову от увиденного: всё это как-то связано с недавним отравлением Скрипалей нервно-паралитическим веществом «Новичок».

Между тем, в аэропорту Лос-Анджелеса не проверяли вообще никого. Несколько лет назад в международных аэропортах США установили специальные аппараты. Ты туда суёшь свой заграничный паспорт, затем свои пальцы, улыбаешься автоматической телекамере, а через пару секунд получаешь бумагу с фотографией, которая служит пропуском для прохождения таможни. Разумеются, могут возникнуть сложности, например, четыре пальца прошли идентификацию (отпечатки заносятся в базу данных при получении визы в США), а пятый почему-то никак «не хочет» проходить проверку. Тогда на помощь приходит кто-то из местного персонала. Интересно, а если вдруг нечаянно поранишься перед поездкой, то, как тогда быть?..

На паспортном контроле улыбчивый американец задаёт дежурные вопросы на предмет приезда в страну, а также времени нахождения. Если не знаешь языка, то можно вообще ничего не пояснять. Достаточно дома обязательно выучить в переводе на английский одну фразу – «My English, unfortunately, is very bad (Мой английский, к сожалению, очень плох)». Но это уже самый крайний случай. Лучше всё-таки ехать в страну хотя бы элементарно подготовленным в языковом плане.

Собственно, после такого общения всё – добро пожаловать в США!

Хотя нет, есть ещё одно важное дополнение. Если вы приезжаете в США хоть на день, хоть на месяц, нужно указать место первой остановки. Если это гостиница, то её адрес, если просто знакомые, то тоже точный адрес, а ещё могут попросить номер их телефона. Но всё это формальность, поскольку можно заказать гостиницу лишь на один день, что ты дальше будешь делать, уже никого не волнует. Свободная страна.

«Газ», «фул», «кэш»

Если ехать «дикарём» в США, то без аренды автомобиля просто не обойтись, поскольку в нашем понимании там общественного транспорта не существует. Исключение – крупные города, где много туристов.

Лучше всего заказать авто через интернет: есть время обдумать, посоветоваться. Раньше также приходилось брать авто в аренду, но поскольку опыта самостоятельных поездок по стране не было, пришлось закладывать в цену максимально возможные риски. Поэтому и аренда транспорта обходилась в 80 долларов за  сутки! На этот раз, учтя накопленный опыт, уложились в сумму в два раза меньше, решив не страховать, в том числе, переднее стекло и автомобильные покрышки. Может, это и правильно, если ездить только по «вылизанным» городским дорогам, но отправляясь в горы или в пустыню, стоит особо задуматься. Впрочем, заглядывая вперёд, сразу скажу, что нам повезло, ничего в машине не порушили. Хотя некоторые сомнения вызывала небольшая щербинка размером со спичечную головку на переднем стекле от случайно попавшего камешка, но на неё в  фирме не обратили внимания.

Разумеется, на конечной цене сказалась и продолжительность аренды: одна цена, когда берёшь на день-два, другой подход, когда речь идёт о трёх  неделях.

Фирма предоставила Ford Fusion Hybrid 2018 года выпуска. Пробег у неё был всего чуть больше 7 тысяч миль. То есть автомобиль практически новый. В его названии ключевым словом оказалось последнее – гибрид. Автомобиль приходил в движение при помощи газолина и электричества. Поначалу думали, что заправляемся газом, поскольку не было привычного для бензина запаха, да и консистенция жидкости была необычной, какой-то «газовой». Что к чему, разобрались только по приезде в Россию при помощи интернета.

Кассиры на автозаправках хорошо понимали, что от них хотят. В нашем очень скромном словарном запасе было три ключевых слова – «газ», «фул», «кэш». Каждый раз ещё нужно было добавлять номер колонки.

Счётчик показывает, сколько галлонов (один галлон – 3,78 литра) заправлено и какова конечная стоимость. Если бак полный, а деньги ещё остались, то  в кассе моментально получаешь сдачу – «кэшбэк».

Чтобы узнать, насколько цены на топливо отличаются от российских, мы не стали пересчитывать их мили и галлоны. Лишь прикинули, какую сумму нужно заплатить за топливо в пересчёте долларов на рубли, чтобы преодолеть расстояние в тысячу километров в России и США. Оказалось, что за океаном ездить на машине примерно на треть дешевле.

Фирмы по предоставлению в аренду автомобилей расположены возле аэропорта в нескольких минутах езды. Их специально искать не надо, ходят специальные автобусы, которые довозят клиентов до гаража, где оформляются необходимые документы и предоставляется автомобиль, а к нему ещё, как в нашем случае, в виде бонуса несколько бутылок питьевой воды. После завершения аренды тот же автобус отвезёт вас обратно в аэропорт.

Российские права в США не вызывают вопросов, а вот к кредитным карточкам особое отношение. Почему-то при заключении договоров не рассматриваются дебетовые карты, нужна только кредитная. Хотя ведь на карте не написано, какая она. Продавец узнаёт об этом только с ваших слов. Поэтому можно и слукавить. И всё же, чтобы избежать такого недоразумения, можно позаботиться заранее. Ещё важно иметь на карте какие-то небольшие средства «про запас», так как на время аренды фирма резервирует за собой на всякий случай часть средств. В нашем случае это были 200 долларов, которые затем были возвращены.

Когда берёшь в аренду автомобиль в чужой стране, то возникают дополнительные риски. Вдруг случится авария, что делать? Если неожиданно мотор заглохнет или шина проколется, какой толк звонить по записанным в договоре номерам. Нужно ведь ситуацию объяснить на английском языке, которого ни бельмеса не понимаешь.

Но продукт американского автомобилестроения оказался достаточно надёжным. Не подвёл при температуре плюс 46 градусов в Долине смерти, не заглох на узких дорогах хребта Сьерра-Невада, где практически круглый год лежит снег. Всего мы на нём проехали более шести тысяч километров!

В Долине смерти
 Без навигатора никак!

Есть одна вещь, без которой при поездке по незнакомой стране строить какие-то серьёзные планы просто невозможно. Я имею в виду GPS-навигатор. Одно дело сельская местность, но как сориентироваться на скоростной трассе, которая порой имеет развязки в несколько уровней? Нужный маршрут просто так найти нереально.

В горах Сьерра-Невады

В предоставленном нам автомобиле был встроенный навигатор, но мы им практически не пользовались, потому что был свой, купленный там же в США ещё три года назад. Он достаточно простой и надёжный в обращении. Благодаря ему можно узнать, какие достопримечательности есть по пути следования, когда будут автозаправки или зоны отдыха, торговые центры и дорожные закусочные. Можно задать особенные параметры. Например, указать путь, чтобы не проезжать платные дороги. Навигатор может говорить на нескольких десятках языков. Только есть у него один большой минус – с ним можно путешествовать только по странам Северной и Центральной Америки, в остальном мире он бесполезен.

 В лес со своими дровами

В США обустроены десятки национальных парков. Мы решили посетить те, которые расположены в западной части страны, а точнее – в штатах Калифорния, Невада, Аризона и Юта.

Знакомство с нацпарками мы начали с Джошуа-Три. С чем его «едят», а также о других шести подобных объектах, подробно рассказывать нет смысла, поскольку всю информацию при желании можно узнать всё в том же интернете. Остановлюсь лишь на некоторых личных впечатлениях и на моментах, важных для тех, кто планирует посетить те диковинные для нас места.

В национальном парке Джошуа-Три

Чтобы сэкономить деньги в визит-центре Джошуа-Три (название связано с произрастающим лишь в тамошних местах «Деревом Иисуса», я на одной из фоток как раз рядом с ним), мы купили абонемент на посещение всех нацпарков в течение 12 месяцев. Стоит он 80 долларов, выдаётся на одну машину. Выгода от такого абонемента очевидна, поскольку разовое посещение нацпарков обойдётся в среднем от 20 до 30 долларов, потом ведь абонемент можно передать кому-нибудь другому или перепродать, например, за полцены.

На территории парков нет так называемых «точек общепита», поэтому еду и воду надо брать с запасом. Если вы не особо прихотливы, то насчёт воды можно особо не беспокоиться, возле визит-центров есть питьевые фонтанчики. Как правило, местные приезжают в парки на несколько дней, размещаются в кемпингах.

Например, в Гранд-Каньоне место в кемпинге стоит 19 долларов в сутки. Под «местом» надо понимать территорию в три десятка квадратных метров, где можно поставить автомобиль, палатку, если она есть в наличии. Отведено место для разведения костра, есть стол со скамейками, недалеко расположены туалетные комнаты.

Надо сразу понимать, что для приготовления тех же шашлыков надо будет везти не только продукты, но и дрова. Их можно купить на автозаправках или в магазинах, расположенных вокруг нацпарков. Небольшая вязанка дров стоит от четырёх до шести долларов. Одной вязанки для шашлыков явно не хватит. Может, поэтому туристы здесь традиционное мясо  в походных условиях заменяют сосисками.

Удивила одна семейная пара, которая решила приготовить блинчики. Дело это и в домашних условия хлопотное, а на природе тем более. Но у хозяйки всё оказалось под рукой – мука, молоко, посуда для замеса теста, походная газовая плита…

Пьющих в кемпинге не заметили, зато бросилась в глаза картонка у одной машины, на которой по-русски от руки было написано: «Водка есть». Проверить, что там на самом деле «есть», не удалось, поскольку темнота наступила буквально за несколько минут. Самая что ни на есть «выколи глаз»: не то, что соседей, своей вытянутой руки не видать!

Собирать хворост в лесу для костра не советуем, поскольку установлены специальные знаки, запрещающие подобное вмешательство в природу. Законопослушные американцы за собой в обязательном порядке убирают мусор. Баки для мусора особые, с хитрой задвижкой, чтобы медвежья лапа не могла открыть люк.

В Гранд-Каньоне повстречать косолапых не удалось, зато были косули, бизоны, колибри. Но всё же главные хозяева в тамошних местах – это многочисленные жирные вороны, подбирающие со столов остатки вечерней трапезы.

При желании можно заглянуть в «бездну» Гранд-Каньона. Наиболее смелые (или безумные?) вообще садились на самый край. Вот так просто сидели и болтали ногами. Жизненный опыт подсказывает, что в России такое было бы невозможно. У нас бы все потенциально опасные участки парка перекрыли заграждениями, да ещё бы охранников выставили.

На Гранд-Каньоне

И ещё добавлю пару слов о «законопослушности». На всех парковках часто мест всем не хватает, тем не менее, на специально отведённые места для инвалидов никто не покушается. И дело здесь не только в возможном штрафе размером в 250 долларов. Люди просто так привыкли жить – раз написано «нельзя», значит, нельзя. Кстати, если ваша собачка сходит в неположенное место, штраф ещё выше – 450 долларов! Правда, подобное предупреждение видел лишь в Нью-Йорке.

Хочешь привезти собаку в нацпарк – соблюдай правила

Если колясочник решил прокатиться на автобусе, то водитель выкатывает специальную лестницу, по которой сам и помогает подняться инвалиду.

 Заложники кино

Если ездить по национальным паркам и преодолевать значительные расстояния, то надо быть готовым к тому, чтобы ночевать непосредственно в машине, где-нибудь в горах или в пустынной местности. Конечно, особый комфорт в походных условиях найти сложно, зато романтики с избытком.  Такого ночного волшебного неба, как в Сьерра-Неваде или в Долине смерти, где бесконечное число звёзд сбивается в «облака», не приходилось видеть в других уголках мира. Что немаловажно, нет привычной для нас мошкары и комаров, температура воздуха в ночное время  вполне комфортная.

Самыми посещаемыми из увиденных оказались, помимо Гранд-Каньона, также нацпарки Секвойя и Зайон. Всех их отличает наличие специальных автобусов, которые развозят туристов по различным маршрутам. Автобусы бесплатные, ездят друг за другом. Если к ним неожиданно образуется очередь даже из нескольких сотен человек, то и она быстро «рассасывается». Если возникают какие-то вопросы, то за разъяснениями можно обратиться к рейнджерам из федеральной Службы национальных парков.

В нацпарке Секвойя

Каждый нацпарк по-своему хорош, уровень посещаемости во многом зависит от того, где он расположен. Все упомянутые выше парки находятся относительно недалеко от Лас-Вегаса, где днём в летнее время довольно жарко, поэтому лучше всего съездить куда-нибудь на природу. Ближайший нацпарк Ред-Рок-Каньон расположен всего в 25 километрах от мировой столицы развлечений.

В чём нельзя отказать американцам, так это в умении продать товар. Тот же отель-казино «Белладжио» в Лас-Вегасе вышел на новый качественный уровень после того, как в нём были сняты сцены из фильма «11 друзей Оушена».

Лас-Вегас, гостиница “Венеция”

Благодаря телевидению получил широкую известность город Санта-Барбара, пляж Малибу под Лос-Анджелесом, пляж Коронадо в Сан-Диего, где снимались сцены из культового фильма «В джазе только девушки».

Миссия св.Варвары в Санта-Барбаре

Понятно, что такие места мы не могли пропустить.

В городском парке Сан-Диего

Все мы заложники кино.

Не могли пропустить возможность погулять по набережной Сан-Франциско или по палубе авианосца «Мидуэй», который в Сан-Диего принимает туристов уже два десятка лет, а до этого почти полвека был грозой морей и океанов, использовался во время бомбардировок Вьетнама в 60-х и Ирака в 90-х годах прошлого века.

На авианосце Мидуэй

Каждый турист за посещение корабля-музея платит 23 доллара, плюс к этому автопарковка стоит десять долларов, многие приобретают сувенирную продукцию.

Одним словом, нам есть чему поучиться у тамошних коммерсантов. Только вот в современной России подобные возможности заработать на своей славной истории, да ещё внести лепту в воспитание патриотических чувств почему-то серьёзно не рассматриваются. Надеемся, что будут у нас  и другие времена. Времена, когда появится реальная возможность без проблем посещать и наши отечественные национальные парки.

 

Фото автора

Поделиться в соцсетях
  • 17
    Поделились

avatar
1000