«Моя мама — вдова ветерана…»

Состоялась прямая линия о работе архивов Республики Коми

Автор:   
20:06. 14 февраля, 2013  
  
0

Прямая линия на тему: «Всё о работе архивов Республики Коми» прошла в Общественной приёмной Главы РК. Но помимо ответов на вопросы граждан первые лица архивного дела региона рассказали присутствующим журналистам и о своей работе.

Руководитель Архивного агентства РК Владимир Романович:

– Сегодня архивная отрасль региона объединяет два республиканских и двадцать муниципальных архивов, в которых сосредоточено почти два миллиона архивных дел. Сдают в архивы республики свою документацию тысячи организаций. Вопросы, которые поступают от граждан в Национальный архив, чаще связаны с имущественными отношениями, также люди активно ищут свои исторические корни. В республиканский архив документов по вопросам с заработной платой, трудовым стажем. Довольно большое количество вопросов приходит из-за рубежа. Количество запросов — до 50 тысяч в год. Львиная доля обращений — социально-правового характера, такого рода заявлений бывает до 40 в день.

На днях мне звонили из Казахстана — в нашем мартирологе «Покаяние» нашли знакомого — бывшего заключенного. Вопрос открытости информации регламентирован законом. В республике есть комиссия, которую я возглавляю — она планомерно ведет работу по рассекречиванию тех документов, которые могут быть рассекречены. В комиссию входят сотрудники военкоматов, ФСБ, архивисты.

Директор Национального архива РК Татьяна Лахтионова:

– Историк Михаил Рогачев неоднократно заявлял, что выпуск мартиролога «Покаяние» – под угрозой срыва. Дело в том, что раньше МВД предоставляло списки осужденных и подвергшихся репрессиям, а сейчас это запрещено законом о персональных данных. И о секретных документах речь здесь не идет. Вообще, засекреченных дел у нас очень мало, и они совершенно не касаются персоналий и того периода, который интересует исследователей. Там чаще содержатся сведения о пожарах, происшествиях. Срок засекреченных документов — 30 лет. Ежегодно мы рассекречиваем 10-30 дел.

Сейчас секретные документы, если таковые имеются, хранятся в ведомствах — к нам не поступают. Абсолютное большинство документов имеет временный срок хранения. Документы по личному составу (заработная плата, прием, увольнение), если организация не ликвидирована, хранятся в ней 75 лет. Документы органов загс до 2004 года хранились в архиве ведомства 75 лет, а затем передавались нам. По новому закону документы загса хранятся в архиве ведомства 100 лет, и только после этого поступают к нам на вечное хранение. Да, в архивах есть документы, на которых стоит гриф «хранить вечно».

Если же организация была ликвидирована и не имеет возможности сдать свои архивы в вышестоящую организацию, то ее документы передаются в республиканский архив по личному составу, который сегодня находится на улице Южной, 7, а не на Петрозаводской, 17, как было раньше. Как известно, у силовых структур — свои архивы.

Национальный архив РК хранит более миллиона дел, абсолютное большинство документов — на бумажных носителях. Конечно, ведомствами все чаще создаются документы в электронном виде, но на сегодняшний день в стране отрегулированы не все вопросы правовой базы хранения и использования этих документов. Говорить о том, что мы активно переходим на электронное хранение, пока не приходится. В первую очередь, потому, что бумага — апробированный вид хранения документов. А долговечность электронных документов пока не проверена. Хотя, достаточно активно проводится работа по оцифровке уже имеющихся документов — это позволяет более активно использовать документы теми же исследователями.

Еще Татьяна Лахтионова рассказала о ценнейших экземплярах, хранящихся в Национальном архиве:

– Жемчужина всех наших фондов — рукописная коллекция грамот и договоров, самый старый документ датирован 1650-м годом, это копия грамоты царя Алексея Михайловича о пожаловании земли. Грамота написана еще столбцами. Эти уникальные документы находятся на сейфовом хранении, мы их никому не выдаем — для этого есть «сканы» и переведенные на понятный современному человеку язык и почерк копии.

Интересны документы Сереговского солеваренного завода, хранящиеся у нас с 1780 года. Некоторые из них ценны как свидетельства истории республики. Очень интересен фонд Ульяновского монастыря…

Есть документы и статистические сведения о жизни населения до революции, экономические примечания, зачитанные нашими историками до дыр. У нас на хранении находятся свыше 60 тысяч дореволюционных дел, все остальные поступили уже после революции, вплоть до 2010 года.

Краж дел в архивах не было. В 1960-70 годах нередко похищали отдельные листы дел, старинных марки с конвертов… А сейчас в читальном зале установлены видеокамеры…

Также архив оснащен системой автоматического пожаротушения, чем далеко не всякое «хранилище» может похвастаться. Два года назад была отремонтирована система кондиционирования, которая наконец-то, через 15 лет простоя, снова позволяет соблюдать температурно-влажностный режим.

– В целом работать стало легче, – отмечает Татьяна Лахтионова, – но, к сожалению, некоторые граждане осложняют работу архивистов. Например, составляют запросы, скажем так, небрежно. Бывает, просят: «Прошу подтвердить период, который мне нужно подтвердить…» Или, не обращаясь в архивы, пишут сразу «наверх». Был случай, когда, не обращаясь ни в один архив, человек сразу написал Юрию Алексеевичу Спиридонову. Суть «челобитной» была в том, что заявитель во время войны, будучи школьником, работал в совхозе, а архивы до сих пор не предоставили ему соответствующей справки, «а ведь это же льготы!» То есть человек предполагал, что мы откуда-то должны были знать, что он жив-здоров, проживает в России и ждет справку…

Или еще такой случай: пришел мужчина, просит справку. Напоминаем ему, что уже к нам обращался и выяснилось, что такой справки нет. На что пришедший заявляет: «Я уже сидел, причем много лет. И еще раз могу сесть, если это потребуется для получения справки». Еле убедили его, что, действительно, ничем не можем помочь!

Запомнился и такой эпизод: начало 1990-х, жизнь тяжелая, из села Объячево приезжает многодетный отец, его жене — матери-героине – полагается определенная социальная выплата. Для получения пособия нужно предъявить справку о составе семьи. Отец-герой подошел к нам во второй половине дня и говорит: « В три часа у меня автобус, жена велела справку взять». Мы ахнули: «Как? Вы сейчас хотите от нас такую справку получить?!» «Конечно! Жена же с меня спросит». Мы в трое-четверо пар рук работали, чтобы обратившийся успел на автобус, ведь билет-то не дешев! За час справку сделали, это был рекордный срок. Вообще, мы часто идем навстречу людям, если у них особые обстоятельства.

Владимир Романович:

– А как небезызвестному Вячеславу Худяеву искали справку! Казалось бы — председатель Совета министров, сто раз объездил всю республику, — а документа о командировки нет! А ведь пойти в библиотеку, открыть любую республиканскую газету — там все его передвижения! В Пенсионном фонде говорят: «Нет, нам нужна справка». В суде говорят: «Газета — это не документ». Нашли случайно, в бывшем партийном архиве, что он был участником печорской районной партийной конференции… Рекомендую копировать все «командировочные» документы!

А вот вопросы и ответы прямой линии:

Вопрос: После ликвидации мебельной фабрики «Север» многие документы, в частности, за 1988 год, были утеряны. В республиканском архиве по личному составу сказали, что к ним они вообще не поступали…

Ответ: Архив работает с теми документами, которые ликвидированные организации в него сдали. Если вам дан ответ, что запрашиваемых документов нет, ты мы, к сожалению, ничем помочь вам не сможем. Бывает и так, что у одних работавших в данной организации документы находятся, а у других — нет. Вы можете прийти на ул. Южную, 7 (3 этаж) и лично убедиться в их отсутствии — такое мы практикуем.

Вопрос: С 1 января 1980 года по 16 января 1984 года работала завсектором комсомольского учета города, эта организация была подчинена райкому комсомола. Где можно взять справку для подтверждения стажа?

Ответ: Документы за 80-е годы до момента ликвидации партийных и комсомольских органов сосредоточены в Национальном архиве РК, по адресу ул. Коммунистическая, 11. Телефон — 24-46-75. Вам нужно обратиться письменно, а по телефону уточнить наличие документов за этот период, потому что, к сожалению, не все документы поступили на хранение в полном объеме.

Вопрос: В какие сроки приходит ответ из архива? – вопрос из Усинского филиала Общественной приемной.

Ответ: Как на обычное обращение граждан – в течение месяца. Если за этот срок нужные документы не находятся, архив письменно уведомляет об этом просителя, и срок продлевается еще на один месяц.

Вопрос: В 1993 году я закончил СПТУ №27, мастер потерял мой диплом. До сих пор не могу восстановить документ, – посетовал житель Ижемского района.

Ответ: Обратитесь в республиканское Министерство образования — оно ведает всеми учебными заведениями. Позвоните по телефону 44-17-83.

Вопрос: Мой знакомый работал на строительстве железной дороги «Сыня-Усинск». Предприятие – «Пермстрой». Ко Дню строителей был награжден как победить соцсоревнования. В трудовой книжке запись есть, а удостоверения нет. Где его можно получить? В Пермском архиве мне сказали, что таких данных у них нет.

Ответ: Мы вряд ли сможем вам помочь. Документы, если таковые имеются, должны быть в Перми. Быть может, вы не правильно сформулировали запрос. Обратитесь к нам за консультацией и попытайтесь еще раз написать в Пермь.

Вопрос: Житель Усть-Вымского района, выходец из Литвы, потерял трудовую книжку. В документе, кроме «литовского» стажа, зафиксированы периоды работы в Лабытнанги, на Ямале, Тимане. Интересуется, где можно получить эту информацию?

Ответ: Позвоните по телефону 24-53-20, необходимые контакты в Лабытнанги вам предоставят. Также мы можем порекомендовать, куда обратиться в Литве.

Вопрос: Моя мама — вдова ветерана войны. Соответствующие документы утеряны. На мое обращение в загсе ответили, что нужно писать туда, где был зарегистрирован брак. Я не знаю, где поженились мои родители, а мама потеряла память. Как нам быть?

Ответ: Может быть, вам поможет республиканский архив загса. Возможно, там есть алфавитная картотека. Позвоните по телефону 24-62-22. 

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments