Три дня штурма

Сыктывкарка испытала на себе "заботу" миграционной службы Коми о желающих выехать за пределы страны

18:23. 30 января, 2013  
  
4

Перепалки, нервные подёргивания замерзших конечностей или головокружение от летней жары, объяснения на работе за долгое отсутствие, часы и дни ожидания и не дающий покоя вопрос: «За что оно со мной так, моё родное государство?» Это знакомо многим из тех, кто заказывал заграничный паспорт в УФМС, что на улице Советской в Сыктывкаре.

 

День первый: виноват ли Чубайс?

 

Сравнительно недавно сограждане вздохнули с облегчением: паспорт можно заказать через Интернет. Только вот проблем и очередей меньше не стало. А ещё большой разницы между способами заказа паспорта нет, в обоих случаях долго, нудно и нервно. В этом я убедилась на прошлой неделе.

«До летних отпусков ещё далеко, зима, холода, авось, быстро справлюсь», – наивно полагала я, собираясь на штурм УФМС. Для верности спросила знакомых: «Как оно было?» Мнения разошлись. Пара-тройка человек заверили, что быстро и чётко. Я, было, воодушевилась, но подруга тут же опустила на землю. «Дело было весной, занимала очередь в семь утра, два часа на улице простояла и не помню, сколько в помещении», – сказала она.

На календаре – 22 января, на часах — 14.30. С заполненными анкетами и другими документами я уже подхожу к зданию на Советской. Ничто не предвещало, что на штурм миграционной службы уйдёт едва ли ни неделя. На закрытой двери УФМС объявление: «В связи с отключением электроэнергии приём документов производится до 12.30». Вспомнив недобрым словом «Комиэнерго», развернулась и поняла, что день испорчен.

 

День второй: мёртвая очередь

 

23 января, в среду, я пришла в 14.00, как раз в это время заканчивается обед, контора же работает до 18.00. Я была уверена, что за четыре часа успею. Не зря же представители УФМС уже не первый год на каждом углу кричат, что всё стало теперь легко и просто. Надежда начала таять, когда в тесном помещении увидела около полусотни человек, кто сидел, кто стоял. Заняла очередь, стою, жду и наблюдаю за дверью, из которой, как я надеюсь, вот-вот выйдет счастливчик, и очередь продвинется. Человек вышел… минут через двадцать. «В среднем на одного минут пятнадцать уходит», – пыталась анализировать происходящее какая-то женщина. Как я поняла, минувшая среда – не первый день, когда она пыталась подать заявку. «Сейчас там два человека обслуживают, до обеда была всего одна (!) служащая. Сейчас должно быть быстрее», – ответил ей мужчина. Только понадеялись на лучшее, как следующий зашёл в заветный кабинет только через полчаса. Сразу скажу, что второй специалист по приёму документов покинул пост в 17.00.

Людей в каморке всё прибывало, а очередь двигалась катастрофически медленно. У кого-то не хватало терпения — люди уходили, решив видимо, что лучше отдыхать в России. Лица становились всё озабоченнее и мрачнее. Надо сказать, что общая беда наших людей всё же объединяет. Кто-то шутил, кто-то помогал разобраться в очереди, кто-то рассказывал, чем закончились вчерашние попытки штурма. «В России без очередей нельзя», – философски заметила пожилая женщина. Тут подошла очередь её ровесницы, которая с трудом поднялась со стула, опираясь на трость. «У меня уже ноги затекли, вся замерзла, всё болит», – посетовала она. «Мне уже никакого паспорта не хочется», – парировал кто-то, глядя на измученное лицо женщины, которая пришла ранним утром. А на часах уже было около 15.00.

Я тут же возблагодарила небеса за то, что я здорова, молода и у меня вагон свободного времени. Если ты болен, стар или немощен, если ты беременная (в очереди была беременная женщина, простоявшая больше пяти часов) или пришла с маленьким ребёнком, если ты просто замёрз, ожидая своей очереди в неотапливаемом тесном помещении, дверь которого открывается сразу на улицу, где минус 20… Чиновники, видимо, думают, что паспорта заказывают не живые люди, а роботы, равнодушные к холоду, жажде, голоду и, простите, не посещающие туалет.

Когда в 17.00 подошла очередь тех, кто терпеливо ждал с самого утра, меня стали терзать смутные сомнения. Как раз в это время на посту остался только один сотрудник УФМС и прекратилось всякое движение. Дверь с улицы открылась – прозвучал вопрос новичка: «А тут живая очередь?» «Скорее, мёртвая», – ответил кто-то в полголоса. Оптимистов в каморке уже не осталось.

На часах 17.30, до закрытия полчаса. Пришёл черёд семьи из четырёх человек — паспорта нужны им всем. За ними должна пройти беременная женщина с сыном, потом я. А за мной — ещё человек пятнадцать. «Ну, всё, это конец, не успеем», – сказал кто-то. Но никто не расходится: все надеются, что за это время случится чудо. Семья выходит из здания в 17.55. Беременную женщину с сыном приняли. А я услышала хрестоматийное: «Рабочий день закончен, приходите завтра». На табло над дверью цифра 47 – столько приняли в тот день, за восемь часов. Примерно столько же осталось ни с чем. Таков результат работы государственной службы по обслуживанию своих граждан, которые платят не только налоги, но и вносят 2 500 рублей на счёт УФМС (столько теперь стоит паспорт нового образца).

 

День третий: all inclusive

 

В четверг, когда УФМС не работает, я морально готовилась к очередному штурму. Итак, 25 января, пятница. 10.30. Открываю дверь в уже знакомое помещение, и, как говорится, картина маслом: человек тридцать, мёртвое движение и… скандал.

– Ну, мы же договорились через одного. Один из тех, кто оформился через Интернет, другой, кто так пришёл. Вы попробуйте через Интернет подать заявку. Думаете, это мало времени занимает? А ещё тут стоять, – верещала женщина.

– Тоже мне умная, через Интернет она, – ответила дама постарше, видимо, почувствовав себя ущемлённой.

С 9.00 до 10.00 УФМС принимает тех, кто оформляет заявку через портал госуслуг. Как оказалось, первые посетители, понадеявшиеся на то, что через Интернет удобнее и быстрее, приходят к ещё закрытым дверям в восемь утра. И также ждут не один час своей очереди.

За мной очередь занял мужчина, который сразу понял, что раньше 15.00 он документы не сдаст. Потому как на часах — 11.15, впереди обед, два технических перерыва и куча людей. Предложил составить список, дабы каждый мог прикинуть время ожидания и пойти по своим делам. В очереди я оказалась под номером 32. Тем временем в кабинет входил номер… третий.

Вернулась в 14.30. Людей немного. За столом сидит мальчик лет 12-ти и ведёт список. «Какой номер зашёл?» – спрашиваю я. «Четырнадцатый», – отвечает он. Более чем за два часа обслужили чуть больше десяти человек?! Прикидываю: если контора по пятницам работает до 16.45, я под номером 32, а на приёме снова только один сотрудник – шансов успеть совсем мало.

Но вот очередь стала двигаться заметно быстрее. Один за другим зашли два человека, через минут 10 – ещё двое. Один парень оживился. «Аллилуйя! Быстрее, быстрее», – задорно восклицал он. У его приятеля, мужчины средних лет, тоже проснулось чувство юмора.

– А давай на даче у меня отдыхать. Обустроим там все как all inclusive. Ну, нафиг эту заграницу, – предложил он.

Я озвучила идею массовых жалоб горожан в адрес начальника УФМС по Коми Владимира Геля.

– Он, как носорог, я имел опыт общения. Всё бесполезно, – охладил мой пыл сторонник отдыха на даче.

– И вообще, в других регионах нет, наверное, такого бардака. Коми, как всегда, впереди планеты всей. Сегодня, наверное, никто первый не стоит, все со второй попытки, – предположил его жизнерадостный коллега.

– Три дня не хотите? В среду в очереди было немало тех, что уже третий раз приходил, – сказала я.

Моя очередь подошла в 16.10, за полчаса до закрытия… А в списке – уже больше шести десятков фамилий. Часть людей так и не подошла. Во многом благодаря им, я и другие собраться по несчастью достигли цели. Сотрудник УФМС, к которому я попала, был предельно вежлив и терпелив. Что, наверное, непросто, учитывая, сколько недобрых взглядов им приходится на себе испытывать: каждый входящий подобен кипящему котлу. Заявления мои были заполнены правильно, поэтому вся процедура, включая фотографирование, заняла чуть больше пяти минут.

Задержки в очереди, как я выяснила, связаны с тем, что многим сыктывкарцам лень посмотреть на сайте УФМС, как правильно заполнять заявления. Приходится дописывать или исправлять прямо на месте. Кто-то и вовсе с Интернетом не дружит. Хотя для них в нормальной стране в просторном и тёплом помещении есть образцы заполнения и место, где можно спокойно всё подготовить. Кстати, заявления теперь можно скачать только на сайте УФМС или купить в… Коми республиканской типографии.

 

Постскриптум

 

Благодаря этой истории я сделала два открытия. Во-первых, сыктывкарцы очень терпеливы и доброжелательны. Согласитесь, одна небольшая перепалка за два дня, когда нервы у всех на пределе, – это пустяк. Горожане способны к самоорганизации, был бы тот, кто предложит здравую идею. Как говорится, раз уж чиновники не догадались ввести электронную очередь, люди решили сделать по старинке. Список, и правда, облегчил весь процесс в ту пятницу.

 

Поделиться в соцсетях

guest
4 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
хая
хая
31.01.2013 01:22

В Эжве быстрее всегда, приезжайте !!

Аким
Аким
31.01.2013 23:03

Тоже там стоял как-то, нервы и время. надо гвозди в головы забить за неумение организовать дело. Начальство без очереди идет – вот ничего и не меняется

Светик
Светик
01.02.2013 01:44

В Питере – та же фигня. Создали Единый центр документов – и там очередь за номерками с шести утра занимают. В районных тоже толпы.. Тоже теперь подумываю о даче или деревне… 🙂

сыктывкарка
сыктывкарка
01.02.2013 21:15

ага ага будем штурмовать Эжву и наступят для их УФМС счастливые дни. Вообще все просто, каждый день должны работать по два человека, а не по одному, и желательно без всяких технических перерывов, до шести вечера каждый день. И проблема будет решена. А если там сидит один человек ясен пень по… Читать далее »