Этнопарк или резервация?

Жители Ыба неоднозначно воспринимают решения властей

16:29. 25 октября, 2010  
  
0

Когда мы, жители села, слышим или читаем информацию о том, что власти Коми в течение 2010-2011 года вложат 200 миллионов рублей в строительство финно-угорского этнокультурного парка, который станет уникальным туристическим и бизнес-объектом, то, с одной стороны, мы радуемся, а с другой – огорчаемся. Почему радуемся, думаю, объяснять не надо. А вот почему огорчаемся, хочу рассказать.

Шесть лет обсуждался вопрос о том, чтобы сделать село туристским. Наконец дело сдвинулось с места, от слов перешли к делу. Но дело это делается где-то наверху, без нашего участия, хотя очень бы хотелось верить, что мы – хозяева этой земли…
7 мая нам, жителям села, представили проект гостиничного комплекса и других строительных объектов, заверив, что именно жители села будут участвовать в его реализации. При этом приветствовались различные идеи и предложения от местного населения по включению в этот проект. Однако на деле всё пошло как всегда: стройка шумит, а мы остаёмся в стороне. У многих сельчан крепнет неверие в будущие блага: кто платит, тот ведь и музыку заказывает – эту мысль всё чаще высказывают жители Ыба. И горькие слова о том, что село пропадает, вполне могут стать явью.

Как-то так получилось, что слова “парк”, “конгресс-холл”, “фестиваль”, “конгресс”, “гостиница” и прочие, прочие никакого отношения к сегодняшнему селу не имеют. Они сами по себе, а жители – сами по себе. Мы гордимся своим селом, его прошлым и настоящим, несмотря на то, что проблем сегодня на селе хватает. Мы понимаем, что без инвестиций нет развития и улучшения жизни, но не должно быть и разрушения среды обитания. Нельзя, чтобы коренные жители были отстранены от дел, которые вершатся у них дома. Но кому интересно, что при реализации проекта рождаются противоречия и возникают конфликтные ситуации? Считается, что любые инвестиции создают рабочие места. А вот наши жители видят только разрушение исторической ценности села, но не видят ни социальной, ни экономической выгоды. Мы хотим быть участниками проекта, а не наблюдателями. Строители уйдут, а мы останемся жить в родном селе. Только жить мы хотим не в качестве гостей, а хозяев.

Вот несколько проблем, которые волнуют жителей села. Первая – информационный вакуум. В село постоянно приезжает много людей: и туристы, и иностранные гости, и школьники, и просто”дикари”, то есть “неорганизованные туристы”. Приезжают с разными интересами: и в музей, и в церковь, и по делам администрации. Принимает гостей и монастырь, и администрация, и просто граждане, но нет службы, которая бы отвечала за гостей, анализировала бы происходящее. В этом случае можно было бы выяснить, что интересует приезжающих, что понравилось, а что нет, что можно предложить тем, кто собирается приехать. Другими словами, нужна какая-то диспетчерская служба. Было бы правильно, чтобы эта служба занималась и изучением спроса, фиксировала изменения, которые привносит новое строительство в жизнь села. Стоит вспомнить, что каждый новый день становится уже завтра историей и современные технологии сбора информации позволяют ничего не упустить, хотя бы такие факты, как кто строил, каким образом. Эта же служба работала бы и с экскурсантами, и с населением. Другими словами, необходимо доносить до жителей информацию, а то мы только из газет и по телевидению узнаём, что у нас были высокие гости, а Глава республики что-то даже говорил во время приезда… Думаю, что эта информация будет полезна и для бизнеса.

Есть проблема и посерьёзнее. Жители села, особенно те, кто ещё продолжает вести подсобное хозяйство, уже ощутили давление со стороны администрации. Многие получили указания о том, чтобы следующей весной не сажать картофель на своих участках: они будут использованы под строительство новых объектов. А ведь эти участки обрабатывались в течение многих лет, они ухожены. Теперь надо подвинуться, уступить насиженное место и заняться освоением целины или заброшенных участков, которые заросли борщевиком. Наверняка, некоторые откажутся от подворий, другие же начнут борьбу с неудобствами, будут трудиться, тратя здоровье. Почему такое пренебрежение к людям? Неужели эти действия законны?

Если уж переноса не избежать, мы просим компенсации наших потерь – как это должно быть в цивилизованном государстве, как это делается во всём мире.

Много раз звучали обещания о том, что при реализации проекта будут трудоустроены наши жители, но пока слова остаются словами. А коль так, то надежды на трудоустройство в дальнейшем можно оставить: если не нужны неквалифицированные работники сейчас, то потом, когда начнётся эксплуатация туристического комплекса, тем более потребуются только профессионалы. Выход есть: давайте предусматривать квоты рабочих мест для коренных жителей села. У нас ведь проживает не только пожилое население, есть молодёжь, которая вынуждена каждый день ездить на работу в город.

Жители села хотели бы, чтобы проект этнопарка опирался на подлинную коми культуру. А, по мнению московского эксперта-профессионала, культура Ыба очень сложная. Чтобы сделать её привлекательной для большого количества туристов, а не единиц-любителей, необходимо провести тщательное изучение всего того, чем обладает наше село. В советское время это никому особо не было нужно, в перестроечные годы было и вовсе не до этого. Давайте сейчас всё делать по уму, дабы не навредить селу и не уничтожить оставшееся богатство. Восстанавливать будет нечего.

Прежде всего  необходимо обратить внимание на организацию ремесленных мастерских. Сегодня можно организовать подготовку специалистов: есть желающие обучать и обучаться ткачеству, вязанию, работе с берестой. Здесь не требуется больших затрат, у нас уже даже помещения подобраны, которые надо лишь отремонтировать. Но вопрос не решается на протяжении ряда лет.

У сельчан есть желание и возможность подготовить гостевые дома. Есть энтузиасты, которые уже сейчас принимают туристов – как отечественных, так и иностранных. Но нужно помочь людям в обустройстве подворий, необходимо  научить вести этот бизнес, не забыв про этнографическую сторону, чтобы подворья эти сохранили самобытность коми народа.
Село Ыб можно сделать экспериментальной площадкой по формированию местного сообщества. Наши жители многое могут сделать сами, но им не всегда хватает знаний и уверенности в решении проблем. Наши женщины готовы создать совет, который будет стараться изменить жизнь. Нашим предложениям нет числа, но их надо обсуждать – с администрацией, с инвесторами. А главное – власти нужно начать работу с людьми. Не нужно относиться к жителям села, как к людям, которые ничего не хотят и не могут. Это неправда. Большинство из нас хочет поменять жизнь села и свою. Но и с теми, кто уже ни во что не верит, надо говорить, убеждать, прислушиваться к их мнению. А этим сегодня заниматься некому! Чиновника сегодня волнуют великие дела, оформленные кипами бумаг. А человек с его проблемами и бедами остаётся вне поля зрения…

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments