Оленеводы-баптисты не признают границ и законов? (ФОТО)

В Сыктывкаре пытались выяснить, кому выгодна эскалация конфликтов между обитателями тундры в Коми и в соседних регионах

Автор:   
12:20. 8 ноября, 2012  
  
22
2 ноября в рамках международных эко-дней в Сыктывкарском госуниверситете состоялся “круглый стол” на тему «Коренные народы как объект воздействия чужеродной культуры на Русском Севере». Помимо обсуждения деятельности нефтяных и газовых компаний, наносящих урон местам традиционного землепользования оленеводов, участники мероприятия коснулись такой серьёзной проблемы, как активизация канадских баптистов в тундре на территории Коми. 
 
В своём докладе начальник управления по международной деятельности СыктГУ и руководитель Евро-арктического Центра международных инициатив Ольга Алексеевич, которая в составе международной исследовательской группы этим летом побывала в тундре, указала, что промышленники и военные не учитывают интересов оленеводов Воркутинского района. К примеру, в 2011 году близ бывшего посёлка Хальмер-Ю оленеводам перекрыли путь к местам выпаса оленей. 
 
Напомним, что в начале 2000-х годов на месте посёлка-«призрака» российские власти устроили полигон «Пембой», где постоянно проводятся испытания крылатых ракет, зенитных комплексов и прочей военной техники. Даже не посвящённому в тонкости экологии человеку понятно, что всё это не лучшим образом сказывается на тундре, от состояния которой напрямую зависит благополучие оленеводов.  
 
 
Ольга Алексеевич между тем акцентировала внимание участников “круглого стола” на активизации баптистов на Русском Севере. Дело, по её словам, не только в том, что баптизм чужд культуре коренных народов нашей страны. Канадские баптисты успешно реализуют в России свои экономические интересы и проповедуют идеи Христа не безвозмездно – оленеводы платят им так называемую «десятину». 
 
Ольга Алексеевич подчеркнула, что необходимо договариваться с оленеводами, уважать их права и искать компромисс. 
 
– Диалог необходим, в первую очередь, для обеспечения безопасности и суверенитета нашей страны. Если мы не говорим с оленеводами, с ними говорят другие, преследуя свои цели и интересы, – отметила она. 
 
Не секрет, что миссионерская деятельность западных баптистов в России вызывает много вопросов. Между тем, как можно было понять из выступлений участников мероприятия, всё больше оленеводов Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов прислушиваются к баптистам с Запада и отказываются вести переговоры с представителями местных властей, РПЦ и руководителями оленеводческих кооперативов. А вопросов для урегулирования немало. Об этом, в частности, заочно информировал участников “круглого стола” председатель СПК «Красный Октябрь» Георгий Пасынков.
 
В тексте его доклада, зачитанного на мероприятии, указывается, что в последние годы нарастает напряжение в отношениях оленеводов-частников с СПК «Красный Октябрь» (Ненецкий автономный округ) и ПСК «Оленевод» (Коми). Частники якобы самовольно используют земли, арендованные этими хозяйствами, для выпаса своих многочисленных стад оленей.
 
– Оленьи стада частников нигде не учтены и не зарегистрированы. Договоры аренды или другие документы, удостоверяющие их права на земельные участки, отсутствуют… Численность оленей в стадах частников значительно, иногда даже в разы, превышает поголовье оленей в стадах оленеводческих хозяйств. Поголовье оленей каждого оленевода, а их сегодня, по приблизительным подсчётам, насчитывается более семидесяти, составляет от 200 до двух тысяч голов, – говорится в докладе Пасынкова.
 
 
В своём докладе председатель «Красного Октября» также обратил внимание на то, что частники не соблюдают правила использования пастбищ, а контроль за их деятельностью фактически не ведётся. И наконец, частники отказываются идти на переговоры и конструктивно разрешать конфликты. По мнению господина Пасынкова, виноваты в этом отчасти баптисты:
 
– Среди оленеводов-частников они ведут пропаганду, направленную на полное отрицание необходимости соблюдения законов. Главная идея баптистов: тундра — это земля, которая испокон веков использовалась предками оленеводов, и, следовательно, принадлежит  им. Значит, они могут вести себя в тундре и использовать эту землю так, как им хочется. Баптисты уверяют, что на представителей малочисленных народов Крайнего Севера российские законы не распространяются… 
 
Своё слово на “круглом столе” сказал вице-президент Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй», депутат парламента Архангельской области Владислав Песков, прекрасно осведомлённый о жизни коренных народов Севера. Он отметил, что в массовом сознании, а также среди представителей власти и бизнеса укоренена мысль о том, что Арктика – это белое пятно, там никого нет. По его словам, так называемые оленеводы-частники, или кочевники, появились в Коми вынужденно – в связи с промышленным освоением шельфа на Ямале ненцы мигрируют на юг, создавая конкуренцию организованным оленеводам Коми. 
 
 
– То и дело в СМИ Коми появляются публикации о том, что ненцы захватывают землю. Причём авторы этих статей далеки от сути проблемы. Отношения между оленеводами пограничных регионов надо решать на уровне трёх субъектов: Коми, НАО и ЯНАО. Надо учитывать, что нынешние оленеводы-частники Большеземельской тундры являются потомками репрессированных и укрывавшихся в тундре от репрессий ненцев (до Великой Отечественной войны среди ненцев проходила насильственная коллективизация и репрессии в отношении родовой знати и шаманов – прим. авт.). И потому они настроены против коллективных хозяйств и вмешательства государства в их жизнь, – отметил Владислав Песков.     
 
Своё выступление он резюмировал следующим образом:
 
– В тундре много социальных и экономических проблем. Но сейчас ситуация такова, что оленеводы рассчитывают сами на себя. Многие из них уверены, что с Большой земли никто не поможет… Как говорят оленеводы-баптисты, «мы хотя бы не пьём». Другие же всё пропивают. Вот эту и многие другие вопросы нужно и можно решать. У нас есть хороший опыт в НАО. Мы готовы поделиться с коллегами в Коми…
 
Во время “круглого стола” бурную реакцию его участников вызвал разговор о возможной миссионерской деятельности в тундре Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Директор «Издательского дома Коми» Надежда Быковская (некогда проректор СыктГУ) с очень серьёзным видом заявила, что, дескать, напрасно православные священники, в отличие от свидетелей Иеговы и баптистов, не ходят по домам и не пропагандируют свою веру. В ответ протоиерей Пафнутий напомнил ей и всем присутствовавшим, что главное в общении православной церкви с паствой – это принцип добровольности…
 
 
В дальнейшем отец Пафнутий, а следом дьякон Иоанн говорили о том, что в тундре не может идти речи о навязывании православия, однако же происходящие там процессы церковь не должна оставлять без внимания. Участники мероприятия сошлись на том, что обитателям Большеземельской тундры в Воркутинском районе не помешал бы миссионер, представитель православной церкви. В связи с этим прозвучал вопрос: найдётся ли такой доброволец? Потому как жизнь в тундре тяжёлая, а общение с теми, кто находится под влиянием баптистов, требует особого подхода. Дьякон Иоанн по этому поводу заметил: у священников и других представителей епархии в Воркуте и без того очень большая нагрузка…
 
В итоге Владислав Песков предложил руководству Сыктывкарской и Воркутинской епархии выйти на контакт с епископом Архангельским и Холмогорским, а также с Нарьян-Марской и Мезенской епархиями, чтобы договориться о совместных действиях по просвещению оленеводов, напомнив при этом о соответствующем советском опыте: 
 
– Когда был окружком, было указание – не менее 75 процентов времени работники должны проводить в тундре – и люди шли в колхозы. Надо знать язык. Раньше приходишь в органы власти – и есть человек, который владеет языком. А сейчас национальный компонент из региональных органов власти исчезает… Раньше партактив требовал: как тебя взять на работу, если не знаешь ненецкого языка?.. 
 
 
В итоговой резолюции “круглого стола” было предложено разработать (при участии НАО и Архангельской области) программу по социальной, медицинской и образовательно-просветительской поддержке оленеводов Коми. Её реализация, конечно, зависит от слаженности действий представителей власти, общества, церкви, самих оленеводов и всех заинтересованных лиц. Поэтому удивило отношение к обсуждаемой теме присутствовавших на мероприятии чиновников из правительства Коми. В частности, заместитель министра национальной политики Андрей Лазицкий, который в дискуссии не участвовал вообще, ограничился дежурным заявлением о том, что оленеводов в Коми «поддерживают». «Есть проект строительства ветряных мельниц и другие программы. Если в адрес нашего министерства со стороны оленеводов будут обращения, мы в стороне не останемся», – заверил он…
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
15 Comment threads
7 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Валерия ШикинаКириллЭминюрийудмурт Recent comment authors
новые старые популярные
Коми
Гость
Коми

Будем надеяться, что хотя бы нащи северные земляки найдут свободу и счастье в заполярье. Христианские, общечеловеческие ценности привют своим детям, будут достойными и уважаемыми гражданами какой-нибудь демократической страны, где будут уважать их права и свободы. А мы, невежественное малограмотное быдло будем влачить жалкое существование в этой дебильной стране, пока совсем… Читать далее »

Поддерживаю
Гость
Поддерживаю

Если баптисты отвращают людей от алкоголя, прививают любовь к труду и семейным ценностям, то честь им и хвала.

от Северянина - Коми
Гость
от Северянина - Коми

Слово “наши” пишется с буквой “ш”, а не “щ”. Так что насчёт невежественного и малограмотного быдла – это Коми о себе прямо в точку! А по поводу прав и свобод коренного населения, так в США и Канаде коренное население – индейцев, уничтожали физически, поговорка “Хороший индеец – мёртвый индеец” –… Читать далее »

Да...
Гость
Да...

Опять эти американцы во всем виноваты!

Шу
Гость
Шу

“…оленеводы-частники, или кочевники, появились в Коми вынужденно – в связи с промышленным освоением шельфа на Ямале…” – этим всё сказано.

Валерия Шикина
Гость
Валерия Шикина

Изгоями стали не по своей воле…

Валерия Шикина
Гость
Валерия Шикина

Изгоями стали не по своей воле…

Валерия Шикина
Гость
Валерия Шикина

Изгоями стали не по своей воле…

владимир
Гость
владимир

с 40х годов баптистов гнали в Воркуту, а те которые выжили и создали церковь почему-то стали американскими засланцами, я рад, что про оленеводов вспомнили через 20 лет, не удалось всех споить и расчистить тундру для олигархов-кровососов, но у меня вопрос. что имеет оленевод:ненец, коми, саам, хант от нынешней власти и… Читать далее »

владимир
Гость
владимир

в 40е годы баптистов приводили в Воркуту пешком, но они выжили и организовали церковь, сегодня они все стали американскими шпионами, которые занимаются просветительской и духовной работой с оленеводами, власть никогда не признает своих ошибок, но опять обвиняет баптистов. вместо того, что бы ограничивать олигархов и военных, которым нет дела до… Читать далее »

Валерия Шикина
Гость
Валерия Шикина

Нашли козлов отпущения – баптистов, которые своей жизнью – жертвенной, наполненной сострадания, привлекли сердца северных народов… У нас даже в мыслях нельзя плохое думать! А десятина – дело добровольное. Это клевещут на баптистов Господа-журналисты…

Таня
Гость
Таня

Завидуйте молча.Люди нашли Христа.

Иван
Гость
Иван

Радует, что народ хочет быть людьми

удмурт
Гость
удмурт

да ну их боптистав там одна комерцыя обдерают 13 процентам им отдовай(лутьше они бы сами там решили во что им верить без проповедников.

юрий
Гость
юрий

для шу -оленеводы часники были всегда,даже находясь в совхозе(колхозе) у них были свои олени. А насчет пастбищь.не забыли ли господа Пасынковы что существуют родовые земли, о чем не мешало-бы позаботиться г. В.Пескову. для Тани – Таня,а вы свои иконы тоже сожгли, как это делал ваш миссионер в чумах у ненцев.

Эмин
Гость
Эмин

Я много путешествовал по Северам. Баптистов там всегда было много. Сейчас я только что вернулся с Карского моря, ходил по тундре, плавал по рекам и морю больше месяца. 1.Буквально все тундровики сейчас баптисты.2. Они перестали пить и курить. 3. Я сам мусульманин, про баптизм не знаю ничего, но люди они… Читать далее »

Валерия Шикина
Гость
Валерия Шикина

Эмин! Спасибо за добрые ЧЕСТНЫЕ слова. Я сама долго в Сибири жила, теперь по состоянию здоровья в теплые края подалась. Какие люди северные – как в той песне: – ” На злобу не ответные, на доброту приветные…” Баптисты ВЕСЬМА жертвенные. Мне много помогали и моим друзьям…

Валерия Шикина
Гость
Валерия Шикина

Это точно!

Эмин
Гость
Эмин

Я много путешествовал по Северам. Баптистов там всегда было много. Сейчас я только что вернулся с Карского моря, ходил по тундре, плавал по рекам и морю больше месяца. 1.Буквально все тундровики сейчас баптисты.2. Они перестали пить и курить. 3. Я сам мусульманин, про баптизм не знаю ничего, но люди они… Читать далее »

Эмин
Гость
Эмин

Я много путешествовал по Северам. Баптистов там всегда было много. Сейчас я только что вернулся с Карского моря, ходил по тундре, плавал по рекам и морю больше месяца. 1.Буквально все тундровики сейчас баптисты.2. Они перестали пить и курить. 3. Я сам мусульманин, про баптизм не знаю ничего, но люди они… Читать далее »

Кирилл
Гость
Кирилл

Да,в общем баптисты–это Люди..настоящие!Они стремятся любить людей,как Иисус Христос,и часто готовы даже жертвовать,вплоть до собственной жизни!!!! И некоторое здесь написанное воспринял как клевету на них. Но их Бог силен.Он им всем поможет.