Звезда по имени Сан Саныч (ФОТО)

Памяти народного учителя СССР, основателя детского дома-интерната № 1 Александра Александровича Католикова

Автор:   
10:25. 13 октября, 2012  
  
1
13 октября у основателя детского дома-интерната №1 Александра Александровича Католикова – народного учителя СССР, лауреата золотой медали имени Льва Толстого, члена Президиума Российского детского фонда, председателя Коми Республиканского отделения Российского детского фонда, Почётного гражданина города Сыктывкара – день рождения.
 
36 лет назад я начинала свою педагогическую деятельность в нашем Детском доме. Считаю себя счастливым и духовно богатым человеком. Всему этому я обязана Католикову, с которым связана моя трудовая биография. Александр Александрович был моим руководителем, директором интерната, коллегой, учителем и наставником, отцом детей-сирот в серые будни и праздники.
 
Я хочу поделиться самыми яркими воспоминаниями, которые возвращают меня, мою семью, детей в «счастливый мир».
 
Особое место я отвожу УОХ «Межадорское» – это место отдыха, труда, творчества и радости. Дети с любовью называют его просто «наша дача». Это детище А.А. Католикова. Два старых дома барачного типа, окружённые сплошным массивом соснового леса, вот и всё, что он получил в 1973 году вблизи села Межадор, на берегу реки Малая Визинга. С первого дня он стал строить лагерь труда и отдыха. Первое, что сделал Александр Александрович, – это посадил в лагере вместе с детьми берёзовую аллею, есть там и его личная берёзка. Теперь она поднялась – раскидистая, красивая, шелестит по весне серёжками. Вот так и его дело набирало силу, пустив глубокие корни.
 
 
Главной педагогической задачей А.А. Католикова было трудовое воспитание и обучение детей. Как и А.С. Макаренко, он видел смысл воспитания в приобретении навыков и привычек трудовой деятельности, от чего в итоге зависит счастье в будущей жизни каждого воспитанника. «Мы детей приучаем к труду, – постоянно говорил он нам, – ибо труд – основа счастья, а без него – дискомфорт в душе».
 
Александр Александрович понимал, что нельзя воспитать привычку и потребность в труде, работая лишь в школьной мастерской, расчищая снег во дворе и подметая дорожки. Вот поэтому стержнем трудового воспитания стал сельскохозяйственный труд в виде опытнической исследовательской работы, посредством соревнования и экономической игры. Все годы Католиков обустраивал Межадорский лагерь, превратив его в мощное учебно-опытное хозяйство.
 
 
В первый день своего директорства, приехав в лагерь, он собрал детей и произнёс программную речь: «Там, где вы стоите, будет пионерская линейка, утопающая в цветах, мы будем радостно трудиться на полях, выращивать овощи, картофель, цветы. Мы построим теплицы, овощехранилища. В Межадоре будут карусель и баня с сауной. Мы будем счастливы, когда увидим будущее Межадора».
 
В первое же лето появилась пионерская линейка, окружённая цветником. А с 1974 года началась «великая стройка», которая продолжалась до 1996 года. В Межадоре строились корпуса для каждого класса, столовая, баня с сауной, медпункт, изолятор, административный корпус, стадион и клуб, добротные дома для обслуживающего персонала, животноводческие фермы, овощехранилища, теплицы, кормоцех. Проведена с помощью первого секретаря Коми обкома КПСС И.П. Морозова асфальтовая дорога.
 
Самым рекордным в строительстве был 1994 год. Это связываю с тем, что в 1993 году школа получила статус агрошколы-интерната и стала экспериментальной площадкой, возглавляющей северо-западную зону передового опыта для школ-интернатов. Новый статус потребовал больших усилий по профессиональной сельскохозяйственной подготовке учащихся. Ведь у выпускника-сироты нет больших возможностей для поиска себя на рынке профессий, а навыки сельхоздеятельности пригодятся в жизни каждому. А.А. Католиков добился, чтобы выпускники агрошколы получали удостоверения по специальностям мастеров животноводства, растениеводства, тракториста. В профессиональном определении А.А. Католиков видел главный путь обеспечения социальной защищённости своих воспитанников. 
 
 
Материально-техническая база в УОХ «Межадорское» продолжала расширяться, особенно в 90-е годы. Деньги есть, а покупать нечего. Кругом дефицит, Александр Александрович снова в раздумьях. И вот новая идея: «Будем сами себя обеспечивать продуктами питания, сельхозпродукцией. Будут на столе натуральное молоко и мясо, картофель и овощи, ягоды и мёд».
 
Обратился к специалистам министерства сельского хозяйства за помощью: подсчитать, сколько нам нужно завести коров, чтобы при среднем удое обеспечить всех воспитанников молоком на круглый год, развести свиней, овец, птиц для обеспечения учащихся мясом. Обратился в совхоз «Межадорский» с просьбой о выделении земель для выращивания картофеля и овощей. В результате учебное хозяйство превратилось в производственную базу. 
 
Впрочем, главной задачей оставалось одно: выполнять наиважнейшую программу, в результате чего «Вырастить биологически, экономически и экологически грамотного землепользователя». Особое место всегда занимали опыты, которые проводили под руководством учёных института биологии УрО АН, учёных НИИПТИ с определённой значимостью для нашего хозяйства. Ещё в 1973 г. А.А. Католиков заключил договор о шефских связях с институтом биологии УрО РАН. Более 30 лет продолжается сотрудничество с учёными института биологии. 
 
 
Многим воспитанникам сотрудничество с учёными помогло самоопределиться, выбрать профессию и стать в ней успешными. Учёными-агрономами, зооветеринарами, почвоведами стали 12 выпускников, которые закончили сельхозакадемию им. К.А. Тимирязева, работают по всей стране. Мы благодарны Забоевой И.В., Дегтевой С.В., Волковой Г.А., Скупченко Л.А., Головко Т.К., Потапову А.А. и всем учёным отделов интродукции растений, физиологии растений, почвоведения, леса и т.д.
 
Безусловно, огромную роль играет полученная в детском доме трудовая подготовка в личной, семейной жизни наших выпускников. За годы работы из стен интерната вышло почти 1400 человек. Живут они, без преувеличения, не только по всей стране, но и по всему миру: во Владивостоке, Калининграде, Москве, Мурманске, Краснодаре, в ближнем (Молдавия, Украина) и дальнем (Австралия, Болгария, Германия, Турция) зарубежье. 
 
 
А.А. Католиков говорил: «Выпускники – наша печаль и радость, наш конечный результат, то, во имя чего мы работаем». Анализируя их судьбы, можно смело утверждать, что мы воспитали немало деятельных людей с активной жизненной позицией, которым в жизни пригодились умения и навыки, полученные в интернате. Об этом красноречиво говорят письма выпускников.
 
«Я следователь по профессии, но крестьянин в душе. Семьянин, отец. Сами с женой сделали ремонт в общежитии, собрали урожай с огорода (пригодились умения, полученные в интернате). Излишков нет, но на зиму своих овощей хватает» (Виталий П.).
 
«Очень хочется приехать, но времени, к сожалению, нет. Каждый выбирает свой путь, вот и я выбрала по душе – крестьянский. По деревенским меркам живу богато. Достраиваю шикарный дом, держу хозяйство несчётное: коров, свиней, быков и других животных, имею много посевных площадей. Недавно купили трактор Т-40 и мебель в новый дом. Труд должен приносить радость. У меня поёт душа, когда я работаю» (Татьяна М.).
 
«Я теперь живу своей семьёй. Признаюсь, очень тяжело. Маленький сын на руках, безденежье, но перебиваемся потихоньку, продаём яйца, малину, творог, молоко; держим нутрий, гусей, свиней. Хотим заняться кролиководством, опыт есть: помню, как разводили в интернате. Имеем огород – 26 соток, есть где развернуться» (Вера Ш.).
 
Одна из выпускниц после замужества уехала жить в казачий хутор Ростовской области. По её словам, навыки, полученные в интернате, помогли ей наладить тёплые отношения с родителями мужа. Они были удивлены и обрадованы, что городская девушка умеет всё: выращивать огурцы и помидоры, доить корову и многое другое.
 
Подобных примеров можно было бы привести значительно больше. Прошедшие десятилетия и сегодняшний день показывают, что мы не ошиблись, положив сельскохозяйственный труд в основу воспитательной системы интерната. Не востребованные в современных условиях государством сельскохозяйственные знания и трудовое воспитание оказались необходимы в личной жизни наших воспитанников. Мы учили их трудиться, а формировали личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов на пути к цели.
 
Александр Александрович – это светлая, добрая звезда, наделённая Божественной силой. Он озарял своим светом тех, кто хотел обрести дорогу в свой счастливый мир, давая чудесные советы и рекомендации, как осуществить даже самые смелые мечты. Благодаря ему сотни воспитанников интерната, десятки педагогов, взрослых людей обрели радость, надежду, уверенность в том, что в жизни всего можно достичь, надо просто захотеть. 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Елена П. Recent comment authors
новые старые популярные
Елена П.
Гость
Елена П.

Я не была воспитанницей интерната, но приезжала в Межадор каждое лето и работала вместе с детьми. Это счастье! И какие же теплые воспоминания греют меня до сих пор. Для меня это было свободой и возможностью заниматься любимыми животными (на моем попечении были то гуси, то кролики, то лошади и т.д.).… Читать далее »