Верховный суд РК признал, что перевозки заключённых в автозаках и вагонзаках, специальных вагонах для перевозки осуждённых, нарушают права человека. Это первое подобное решение российского суда, пишет сегодня РБК Санкт-Петербург со ссылкой на газету «Московские новости».
В норме автозак вмещает от 20 до 35 конвоируемых, однако на практике полицейские заталкивают туда гораздо больше. В так называемый «стакан» — одиночную камеру площадью около 0,4 кв. м — обычно сажают двоих…
Согласно решению суда, перевозки заключённых в РФ не соответствуют Международному пакту о гражданских и политических правах и Европейской конвенции по правам человека, по которой «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию».
Беспрецедентное решение служители Фемиды приняли после жалобы заключённых Дмитрия Васильева и Аркадия Виноградова. Первого сначала везли в автозаке в компании ещё 13 заключённых, а потом посадили в вагонзак поезда «Воркута-Москва», где уже находились 11 человек (площадь вагонзака при этом не больше обычного купе, в жалобе в суд Васильев указал, что на него с личными вещами приходилось от 0,28 до 0,32 кв. м пространства). Второй вначале ехал в автозаке с восемью другими «пассажирами», после чего был помещён в вагонзак к 11-ти товарищам по несчастью.
И вот тесные автозаки и камеры в вагонах поездов, в которые обычно «грузят» арестованных и заключённых, приравняли к пыткам. По мнению Верховного суда Коми, условия конвоирования должны меняться. Европейский суд по правам человека предупреждал Россию об этом ещё семь лет назад, да и сами заключённые не раз пытались обжаловать в судах «пыточные условия» перевозки, но их претензии неизменно отклонялись.
Теперь, по данным некоторых источников, если тюремные власти не хотят получать новые иски заключённых как минимум, на территории Вологодской, Кировской, Архангельской, Свердловской областей и Республики Коми условия конвоирования должны меняться.
Как поясняет член правления КПК «Мемориал» Эрнест Мезак, речь идёт об автозаках и вагонзаках Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Их используют для перевозки заключённых или арестантов. На митингах же обычно, если нет форс-мажора, используют оперативные автомобили полиции — это принципиально другие машины, хотя в народе их тоже называют автозаками.
По мнению Мезака, решение суда даёт право его доверителям на денежную компенсацию морального вреда и физических страданий. Иски будут поданы к казне Российской Федерации, заключённые потребуют возместить им ущерб в размере 80 тысяч рублей. Как сообщают правозащитники, что в таких условиях в России возят тысячи заключённых. Кроме того, таким же «макаром» перевозятся и обвиняемые или подсудимые — граждане ещё не признанные преступниками, а лишь находящиеся под следствием или судом.
Для нынешней корумпированной типа элиты, нужно срочно готовить более комфортные средства передвижения.