Мы живы

Открытое письмо педагогов детского дома — школы им. А.А. Католикова

Автор:   
12:43. 29 июня, 2012  
  
11
Коллектив педагогов детского дома-школы им. А.А. Католикова выражает слова благодарности всем тем, кто сегодня неравнодушен к организации жизнедеятельности наших воспитанников. Неподдельный интерес читателей,  журналистов взбадривает и мотивирует нас на честную и добросовестную работу. 
 
Лето. Оно самоценно. А лето для педагогов детского дома-школы им. А.А. Католикова ещё и очень ответственно. Вынырнув из учебного процесса, глубоко вдохнув, снова головой окунаешься в процесс организации жизнедеятельности воспитанников, уже на период летних каникул… Непрерывная работа с детьми, постоянная работа над собой – над совершенствованием педагогического мастерства… И так 20-25 лет стажа работы в детском доме, как мгновение. Настает очередное время рефлексии, анализа, постановки новых задач.
 
Тут же все мысли возвращаются к создателю авторской школы А.А. Католикову, создателю тщательно продуманной воспитательной системы, который понимал и принимал проблемы детского дома, видел его место в системе общественных отношений. Мысли возвращаются к нему и потому, что мы имели возможность работать рядом с ним и видеть, как ему удавалось постоянно обновлять и развивать эту систему. Можно сказать, что развитие было ежедневным. Ни минуты покоя. Система обновлялась идеями, экспериментами, современными новинками техники, высококвалифицированными кадрами…. Не секрет, в 1995 году появился первый компьютер в детском доме, скорее всего, он был первым компьютером во всем городе! Старшеклассники не методом «тыка», а с помощью учебных пособий  осваивали чудо-новинку. И таких приятных воспоминаний много.
 
Нам известно, что в основу воспитательной системы были заложены идеи А.С. Макаренко. А также А.А. Католикову не были чужды новинки педагогики. Гостями нашего детского дома были известные педагоги России Ш.Амонашвили, В.Базарный, В.Шаталов, Е.Ильин. Реально действовал научный совет, где разрабатывались стратегические планы развития детского дома. У лидера была цель – развитие детей (не стихийно, не вслепую, не «вообще», а вполне конкретно, направляя свои усилия на не сложившиеся пока у детей психические процессы и социальные отношения; стр. 208 книги А.А. Католикова «Дом моих детей»), и рядовые педагоги шли за лидером-педагогом. Те, которые не хотели «напрягаться», просто уходили с работы. Но грамотная работа давала результаты.
 
Выпускники делились счастливым признанием: «Сегодня на занятии преподаватель колледжа, где я обучаюсь,  поинтересовалась, откуда такие глубокие познания из области искусства?», «Я занимаюсь развитием своего ребенка так же, как Вы занимались с нами». Так благодарили воспитанники за науку. А мы, педагоги, в свою очередь также  выражаем слова благодарности Католикову за то, что помог подружиться с педагогической наукой. Зачастую можно было  с немалой гордостью прочитать добрые статьи про детский дом, а сегодня пресса и интернет-пространство «преследуют» наш детский дом нелестными высказываниями о развале уже «еле дышащей» системе трудового воспитания. 
 
А мы в свою очередь хотим спросить, почему авторы статей не хотят рассматривать в целом всю педагогическую систему А.А. Католикова, а только затрагивают трудовое воспитание? Ведь процесс воспитания нельзя сегодня рассматривать однобоко. Только тщательно изучив научные труды А.А. Католикова «Дом моих детей» и Л.В.Плаксиной «Дому детей – сирот 50 лет», мы можем понять то, что главная идея воспитательной системы Католикова – формирование социально адаптированной личности.
 
Журналист Валерий Туркин в своей статье обращает внимание на то, что «переформатирование» привело к развалу стратегии трудового воспитания.
 
Попробуем разобраться с трудовым воспитанием детей в условиях УОХ «Межадорское». Здесь уместно, наверное, привести шутку Шойгу бывшего руководителя МЧС: «Начинали с кирки и лопаты…» (к чему привёл этот процесс развития  в данной системе, вы знаете). Но, а от нашего Межадорского хозяйства по истечении 16 лет, как очень чётко подметил журналист Валерий Туркин – автор недавней статьи, действительно «остались рожки да ножки»: разваленные, не обустроенные корпуса, старая техника, мебель 80-90-х годов и, конечно же, примитивные орудия труда для детей – тяпки и лопаты. Вот такое наследство досталось нынешнему руководству Любовь Степановне Витенковой.
 
Но почему-то мы не сумели за всё это время вырасти до уровня технического перевооружения? Что нам мешало? Куда делся тот энтузиазм педагогов, та искорка, с которой дети стремились выполнить свою работу? Вопросы сложные, и однозначного ответа на них нет.
 
Надо признаться, игра в трудовое воспитание стала для нас проблемой, которая из трудового воспитания переросла в безответственную трудовую деятельность, не имеющую плодотворных результатов. Работа в больших объёмах не вызывает желания трудиться, она становится тяжелым камнем, тянущим  творческий и духовный потенциал детей вниз.
 
Если проанализировать труд за все эти годы, то можно увидеть крен в масштабах производства. Действительно, сегодня детей намного меньше, чем это было в начало 90-х. А площади возделывания не пересматривались. Например, картофель выращивали на площади 10 га, свёклу кормовую – 2 га… Сегодня мы не можем позволить себе организовать труд только с целью занятости детей или же с целью проверки выносливости детей в труде.
 
И поэтому разделяем взгляды нашего директора Любови Степановны на организацию труда детей в условиях лагеря. Основной упор будет сделан на информирование детей через проведение опытнических и исследовательских работ, что и подтверждается концепцией развития УОХ «Межадорское». А для этого достаточно иметь небольшие участки из-под картофеля, капусты, свёклы, моркови и других культур. Зато можно будет проводить исследования с шестью сортами картофеля, четырьмя сортами моркови… с внесением различной дозы минеральных веществ. Можно грамотно осуществить экономические подсчёты. Всё это будет делаться в спокойном режиме, а не в авральном. Глядишь, и вырастим экологически и экономически грамотного землепользователя. 
 
Сегодня в сознании педагогов есть точное понимание того, что над решением развития педагогической системы, основанной А.А. Католиковым, нужно заниматься всему коллективу и лидеру непрестанно. Системообразующим звеном в воспитательной системе детского дома-школы была и остаётся социально-профессиональная ориентация воспитанников и дальнейшая адаптация воспитанников в социуме. Народный учитель СССР А.А. Католиков в книге «Дом моих детей» пишет: «Часто можно слышать, что выпускники школ-интернатов и детских домов плохо приспособлены к трудностям жизни, не умеют выбирать профессию в соответствии своими способностями, некоммуникабельны, теряются в новых коллективах. Это действительно так. И чтобы помочь нашим детям безболезненно войти во взрослую жизнь, мы разработали специальную систему допрофессиональной подготовки» (стр. 99.). Таким образом вопрос о разработке модели социально-профессиональной ориентации воспитанников агрошколы-интерната А. А. Католиковым был поставлен в 1993 году. Мы понимаем и то, чтобы социально-профессиональная ориентация воспитанников была успешной, данная модель должна постоянно модернизироваться, и никак не можем оставаться на уровне 90-х годов. 
 
Этим летом в реализации практической части модели проделываются первые шаги. Воспитанники, достигшие 16-ти летнего возраста и старше, на период летних каникул «точечно» трудоустроены на предприятиях города. Дети «осваивают» профессии подсобного работника, грузчика, помощницы продавца, мерчендайзера. Получают первый реальный опыт действия на рынке труда, начиная с собеседования, оформления деловой документации и заканчивая получением заработной платы. Работа осуществляется в тесном сотрудничестве специалистами ГУП «ЦЗН г. Сыктывкара». Раньше детей мы устраивали на работу в период летних каникул в своём учебно-опытном хозяйстве. Удобно было нам, дети под боком, заняты делом, да и работы много! А сегодня созрели и выпустили детей в «свободное плавание», понимая, что привычка трудиться только в рамках УОХ «Межадорское» тормозила  реальному процессу социализации воспитанников. Есть ли страх у педагогов? Конечно, в определенной степени он присутствует: столько соблазнов у детей возникает в магазине при оформлении витрин, при выгрузке товаров…, да и сами дети рассказывают «вокруг столько много всего вкусного, а брать нельзя!». А больше всего страха из-за того, будет ли успешным процесс вхождения детей во временный трудовой коллектив. И удивлению есть место. Удивлены тому, что работодатели положительно настроены к нашим детям. Встречают с добротой, но в тоже время предъявляют твёрдые требования к нашим юным «специалистам». И испытываешь чувство радости от того, что предприятия готовы сотрудничать и взаимодействовать с нашими детьми, выступая в роли столь важного агента социализации. И мы в свою очередь надеемся на то, что на основе этого опыта у воспитанника будет формироваться «внут­ренняя рабочая модель» взаимодействия с другими людьми и миром, в котором ему предстоит жить. Разве не об этом говорит в своих трудах А.А. Католиков?
 
Такая форма организации трудовой деятельности позволяет повысить и финансовую грамотность наших воспитанников. Наши временно обустроенные ребята составляют бюджет, на свои заработанные деньги покупают необходимые вещи. Учатся делать выбор. 
 
Чем станет лето для детей более младшего возраста? Порой беззаботного «ничегонеделания»? Сезоном игр и купания? Или временем творческого самовыражения? Часть воспитанников будет заниматься в экологическом лагере, организованном на базе детского дома. В конце мая воспитанники с благотворительными концертами побывали в городах Емва, Ухта, Вуктыл. Поездка была организована для того, чтобы воспитанники почувствовали значимость своих возможностей через художественное творчество, а также познакомиться с историей городов республики и узнать о находящихся на территории городов промышленных производств.
 
Воспитанники пятого и первого классов сейчас заняты интересным исследовательским проектом «Мой город Сыктывкар». Впервые при проведении такого исследования будет внедрена технология «1 компьютер : 1 ученик». В ходе реализации проекта дети приобретут навыки работы с Google  – с документами, ментальными картами, созданием фильмов. А самое главное – много полезных знаний о родном городе: музеях, парках, памятниках культуры, театрах, улицах города. Таким образом, лето также даёт и более маленьким детям возможности развития и социализации в условиях города, и оно для наших детей нестандартное. И никакую педагогическую трагедию коллектив не строит. У нас есть воспитанники, лагерь на стадии модернизации и новые педагогические идеи. Поезд под названием ФГОС уже в движении, и мы уже в этом составе вместе с наработанным опытом, выработанными положительными традициями А.А. Католикова, детьми, коллективом и нашим грамотным руководителем Любовь Степановной Витенковой во благо наших воспитанников.
 
Коллектив педагогов детского дома-школы №1 им.А.А. Католикова.
 
(Всего 11 подписей) 
Поделиться в соцсетях

guest
11 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Ёптыть
Ёптыть
29.06.2012 15:11

Спиридонов не дал бы развалить, а тем более псевдореформировать.

почему же тогда ваши воспитанники пополняют ряды уличной гопоты?
почему же тогда ваши воспитанники пополняют ряды уличной гопоты?
29.06.2012 15:41

Почему они не могут потом самостоятельно организовать себя, начинают безбожно пить и пополняют в итоге тюрьмы? Почему девчонки, едва выйдя за пределы интерната, пополняют вновь детские дома своими отпрысками?

К чему эти многочисленные буквы, если результат весьма удручающий?

А
А
29.06.2012 19:06

ошибок-то сколько в тексте!..

Это хорошо
Это хорошо
29.06.2012 20:01

Католиковцы остались в глубоком совецком прошлом. Посмотрите на другие интернаты. Там живут семьями а не бараками. Надо срочно менять этот колхоз не взирая на старые заслуги. И дети и жизнь уже другие

Крестьянка
Крестьянка
29.06.2012 21:48

Слишком много слов…

ТТТ
ТТТ
29.06.2012 23:47

Последнее предложение с фразой о “грамотном руководителе…” напрочь все перечеркивает. В общем , заказной характер этого “коллективного обращения” от 11 человек очевиден.

Аноним
Аноним
30.06.2012 00:31

К сожалению, весьма разочарованна. Прочитала дважды и не поняла – зачем это нужно было сочинять? чем-то хотели поделиться? посоветоваться? возмутиться? восхититься? От письма так и несет отсталостью – нам пытаются преподнести нововведения, которые используют в других ДД с прошлого века. Как же слаб, непрофессионален педагогический коллектив… И как-то неприятно, что… Читать далее »

Объясните)
Объясните)
30.06.2012 01:55

Дети интерната не ездят на свенжий воздух? Все лето сидят в городе?

яя
яя
30.06.2012 07:53

Создается впечатление, что кого-то хотят защитить

Редакция
Редакция
30.06.2012 12:15

Фамилии педагогов есть в редакции. Письмо не анонимное.

влада
влада
18.08.2012 19:17

Да, много в тексте разумного. Но если авторы постеснялись проявить свои фамилии, то как-то всё обесценивается простой констатацией идиллии.