Социальный портрет участников акций протеста

Состав участников, смена лидеров и прогноз перспектив развития

Автор:   
17:01. 27 июня, 2012  
  
0

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставил результаты опроса участников «Марша миллионов» в Москве, прошедшего  12 июня:

 
Портрет участников акций протеста
 
Наряду со стабильностью базовых черт социального портрета участников акций протеста фиксируются и значимые изменения. Наибольшую активность в акциях по-прежнему  проявляют мужчины (64-71%)* и респонденты   с высшим и незаконченным высшим образованием (56-70%)*, однако меняется возрастной состав участников. Протестное движение молодеет: группа протестантов в возрасте до 34 лет  увеличилась среди участников акции 12 июня до 65%. Одновременно сокращается  группа пожилых и среднего возраста.
 
Протестное движение всё отчетливей становится движением трёх социально-профессиональных групп: «креативного класса», офисных служащих и учащейся молодёжи. Половина опрошенных участников «Марша миллионов» 12 июня с.г. представляли эти три группы (на митинге 4 февраля с.г. – только 30%). Наибольший отток фиксируется среди  групп участников «от производства» (рабочие, ИТР), пенсионеров, государственных и муниципальных служащих.  
 
Уровень самооценки материального положения среди участников акции 12 июня выше, чем среди россиян в целом: только 13% протестантов определили своё материальное положение как плохое (в целом по стране – 18%). Среди участников акции  увеличилась доля респондентов с повышенным уровнем трудовой мобильности: тех, кто имеет доходы от дополнительных заработков, частного предпринимательства в феврале было 20%, на недавней акции – 50%. Это также объясняется расширением  представительства «креативного класса», оттоком государственных служащих и рабочих.
 
Три фактора определяют социально-психологический облик  участников акции протеста 12 июня: ярко  выраженная потребность в самореализации, высокая степень недовольства  изменением ситуации в стране и в своей жизни. Для подавляющего большинства  участников акции (78%) самореализация является первоочередной ценностью,  в угоду которой они готовы пренебречь стабильностью своего положения. Материальная самооценка не является фактором, определяющим жизненные приоритеты этой группы.
 
Около половины опрошенных участников акции (49%) заявили о недовольстве своей жизнью. Степень недовольства повышается с ухудшением материального положения участников акции (с 28% среди высокообеспеченных до 83% среди малообеспеченных). Зависимость данного показателя от возраста носит менее выраженный характер.  Наименьший уровень удовлетворенности – среди пенсионеров (19%), максимальный  – у  респондентов в  возрасте 25-34 лет (61%).
 
Третий фактор, определяющий социально-психологический портрет участников акции протеста 12 июня, – оценка изменения ситуации в стране в целом: 64% опрошенных участников акции уверены, что она ухудшается. Им оппонируют только 10%. Наибольшее количество недовольных – среди пожилых и малообеспеченных участников акции (87 и 83% соответственно).
 
Лидерами электоральных предпочтений участников акции продолжают оставаться партия «Яблоко» (за неё проголосовали бы на ближайших выборах 26% опрошенных) и М.Прохоров, поддержка которого существенно укрепилась (с 27 до 38%). При этом каждый пятый участник июньского опроса не принимал участие ни в парламентских, ни в президентских выборах (в основном это люди моложе 34 лет).
 
Структура протестного движения
 
Участие в акциях протеста становится всё более целенаправленным. Только 16% «маршировавших» 12 июня не принимали участие в подобных участиях ранее. 69% опрошенных  заявили, что  приняли решение  об участии сразу после того,  как стало известно о планируемом мероприятии. Почти 90% заявили о готовности принимать участие в акциях протеста и в дальнейшем. Усиливается восприятие акции как коллективного действия единомышленников: 73% заявили, что участвуют в акции со своими знакомыми, друзьями. 65%  опрошенных имели какой-либо символ участника акции протеста (белая ленточка, плакат  и т.д.).
 
О высокой степени мобилизованности участников свидетельствуют и декларируемые ими мотивы участия. Доминирующей стала тема  недовольства политической системой, политическим развитием (42%). При этом почти для каждого пятого (18%) участие в акции – выражение гражданской позиции. Это фактор устойчивости мотивации. Нивелировалось значение темы выборов и правящей роли «Единой России».
 
Анализ данных позволяет выделить три категории участников протеста: «ядро» –   принимали участие как минимум в 3-х акциях протеста, собираются участвовать  в подобных акциях и в дальнейшем, приняли решение  об участие в акции как только о ней узнали (54 %); «периферия»   –  периодически участвуют в акциях, поведение часто ситуативно, хотя интерес к протестным действиям выражен (30 %); «попутчики» – впервые принимают участие в акции протеста (16%).
 
Среди «ядра» более выражена критичность оценок ситуации в стране и  требование смены  руководства страны, проведения новых выборов Президента и Государственной Думы: 69%  представителей «ядра» заявили об ухудшении дел в стране (в целом среди опрошенных – 64%); 79% считают, что  высшую власть в стране необходимо сменить (в целом  среди опрошенных – 69%). Среди «попутчиков» больше  тех, кто  хотел бы корректировки политики властей, но не настаивает на их немедленной смене (16% против 2% в ядре).
 
Среди возможных мер, которые готовы предпринять участники акции, абсолютным лидером во всех группах стала готовность принимать участие в санкционированных мероприятиях (более 90% от всех опрошенных).  Каждый десятый (10-12%) заявил, что допускает личное участие в  силовых акциях. Данную форму протеста выбирали, прежде всего, респонденты в возрасте 18-24 лет (42%). Представители «ядра» чаще заявляют о готовности  участвовать во всех формах протестных действий: так, половина из них готова принять участие в несанкционированных акциях.
 
Перспективы  протестного движения
 
Несмотря на то, что около 90%  участников заявляют о готовности  и в дальнейшем принимать участие в акциях протеста, фиксируется рост недовольства как содержательными, так и организационными моментами движения. Так, в ходе опроса 12 июня 23% выразили недовольство  составом участников и лозунгами, 14% говорили о плохой организации.  Только 47% не выразили претензий к организации и проведению акции 12 июня (в феврале- 63%).
 
Наиболее популярные среди участников митинга лозунги сводятся к трем группам: критика В.Путина (34%), требования политической реформы (15%), требования расширения политических свобод (13%). 
 
Большинство участников  опроса (64%) оценивают действия протестного движения как эффективные. Оснований для такой оценки  два: власть вынуждена реагировать на протесты, а сами они не прекращаются. Неэффективными акции «протестантов» считают 27% опрошенных.  Среди них больше половины (60%) заявляют об отсутствии реакции на протесты со стороны власти.
 
Лидеры протестного движения
 
Наибольшей популярностью среди участников акции пользуются выступления Удальцова  (19%), Гудкова (15%), Чириковой (10%).
 
Зафиксирована смена  группы лидеров протестного движения: Явлинский и Прохоров (в феврале – 29 и 12% соответственно) уступили место Удальцову и  Яшину (в июне с.г. – 26 и 10% соответственно). Снизилась также популярность Немцова, Рыжкова и Акунина. Бесспорный лидер рейтинга – Навальный. Почти половина (46%) назвали его уважаемым лидером, вызывающим симпатию. Его результат за четыре  месяца улучшился в три раза (в феврале – 18%).
 
*приведены результаты опросов декабря 2011 г., февраля 2012 г., июня 2012 г.  
 
Опрос ВЦИОМ проведён в Москве на выходе с акции «Марш миллионов» 12 июня 2012 г.  Объём выборки: 531 человек.
 
Источник: ВЦИОМ.
 
Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments