Богословие в зоне (ФОТО)

Владыка Питирим пообщался с заключёнными

13:55. 6 октября, 2010  
  
2

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим считает кадры некоторых фильмов режиссёра Никиты Михалкова русофобскими. Это и некоторые другие заявления были сделаны Владыкой в Верхнечовской исправительной колонии № 1 (ИК-1) в минувший понедельник.

 

Стерпится – слюбится

Глава местной епархии РПЦ посетил ИК-1 для освящения места строительства будущей церкви, а до совершения обряда владыка прочёл для сотрудников исправительного учреждения историко-теософскую лекцию.

Приветствуя собравшихся из президиума небольшого актового зала, владыка Питирим отметил: «Епархия радостно сотрудничает с Управлением исполнения наказаний». И сразу, никак не объясняя выбор темы, приступил. Епископ рассказал, что изыскал собственные родовые корни до прапрапрадеда, который около 150 лет назад приехал на Кубань (откуда родом сам Питирим) из Воронежской губернии. Епископ посетовал, что большинство граждан современной России вообще не интересуется своими родословными, и «перескочил» на Северный Кавказ, где, как справедливо было отмечено, род играет огромную роль в регулировании человеческих взаимоотношений. «Там нет детдомов, так как любой ребёнок считается ребёнком рода и в случае смерти родителей его берёт на воспитание дядя». Кроме того, если верить епископу, на Северном Кавказе «нет ни воровства, ни блуда, ни убийств, а преступность в буквальном смысле сведена к нулю».

Как любой ревнитель ортодоксии, его преосвященство ратовал за сохранение традиций, в с связи с чем не только вспомнил «Домострой», но и прибёг к дореволюционной статистике: «Если в Москве происходило хоть одно убийство в год, это было ЧП. Проходили годы, и не было ни одного убийства». Дореволюционный Питер, по словам епископа, был примером целомудрия: «В Санкт-Петербургской области если было в год три развода, то это было ЧП. А то проходили годы – и ни одного бракоразвода. Если десять-двадцать детей, то попробуй, разведись!» Закрывая тему крепости семейных уз до 1917 года, владыка и вовсе «перенёсся» в сказку: «Стерпится – слюбится. И так любили друг друга, что умирали в один день».

 

«Благими намерениями…»

Потом его преосвященство не упустил возможность поговорить на свою любимую тему – «Бог и мировое зло».

– Меня часто спрашивают: «Если Бог – Промыслитель и Вседержитель, то почему в мире столько зла?» Право же, интересный вопрос, – начал владыка и после экскурса по некоторым книгам Ветхого Завета дал такой ответ:

– Если мы возьмём любой грех (а ведь зло – это грех), то мы увидим в любом грехе корень добра. Грех – это искажение добродетели. Вот блуд – он отчего происходит? От любви. «Плодитесь и размножайтесь» – что в этом плохого?.. Если мы видим рачительного хозяина,  что в этом плохого? Но искажение рачительности – жадность. Если мы возьмём гнев – это хорошее качество защитника Отечества или сторожевой собаки. И совсем другое дело – когда человек в гневе начнёт своему ребёнку пощёчины раздавать.

Пройдясь по глобализации («Будущий мировой правитель – это Антихрист, но Церковь его изобличит, не дай нам Бог дожить до этого времени!»), владыка Питирим в то же время признался в использовании достижений современности: «У меня “ВКонтакте” 1700 друзей».

Как один из виртуальных друзей епископа, я не удивился, когда и в этот раз он подверг критике экуменизм.

– Те, кто говорят, что все религии учат одному, неправы. В христианстве, буддизме и исламе зло понимается по-разному. Например, в индуизме есть боги зла, а в христианстве нет средоточия абсолютного зла, а есть зло как настроение, то есть состояние неустойчивое.

Когда сотрудникам колонии было предложено подключиться к разговору и задавать вопросы, возникла тема пьянства, и епископ вдруг вспомнил фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». «До революции пили из напёрстков в 20 граммов – это была норма. А посмотришь «Цирюльника» нашего любимого режиссёра, так у него получается пьяная Россия. Такой русофобский момент», – заявил Питирим.

Закончив разговор, его преосвященство чуть было не забыл, что прибыл не с пустыми руками: Сыктывкарская и Воркутинская епархия наградила коллектив Исправительной колонии № 1 Архиерейской грамотой.

 

Иконоборчество

«У вас тут дворец настоящий!», – восхитился владыка, когда его провели в комнату отдыха для осуждённых. Около двадцати из них уже ждали там епископа. Темой его лекции на сей раз стала история обретения иконы Державной Богоматери во время Первой мировой войны.

Когда гость предложил осуждённым задавать вопросы, со своего места поднялся довольно рослый гражданин лет 35-40, рассказавший, что надзиратели запрещают ему держать маленькую иконку на тумбочке. «Как будто бес срывает иконы!», – пожаловался осуждённый. Выяснилось, что иконы относятся к числу предметов, которые правила внутреннего распорядка колонии запрещают держать на видном месте. Епископ смог лишь порекомендовать: «Помолитесь и уберите икону в тумбочку», а также призвал терпеливо решать подобные вопросы в постоянном диалоге с руководством колонии. Затем владыка привёл пример из собственной юности: «Когда я служил в армии, то иногда отпрашивался в увольнительную, чтобы помолиться в ближайшей церкви. Многие командиры шли мне навстречу, а иной заругается матом, мол, да зачем тебе эта церковь!»

 

Лучше — порознь

После беседы с «контингентом» ИК-1 владыка Питирим ответил на вопросы «Красного знамени».

Ваше преосвященство, вы заявили сегодня, что разные религии по-разному толкуют те или иные теософские проблемы. А считаете ли вы, что в этическом плане различные религии суть одно и то же?

– Нет. В некоторых религиях есть, например, боги — покровители мелкого воровства, боги войны, боги эротики. То есть самые различные боги — боги в кавычках. Поэтому и равенства религий не может быть никакого. Можно лишь говорить о неком равенстве традиционных мировых религий, но я в данном случае говорю о всех религиях, существующих в мире. А они бывают очень разные, вплоть до тоталитарных.

По вашему мнению, не идёт ли на пользу Русской православной церкви то, что она отделена от государства?

– Конечно, в нашем современном государстве это только на пользу Церкви. Раньше правители России выступали и как защитники православной веры, потому и Церковь была частью государства. А сейчас Церковь должна быть отделена от государства.

Поделиться в соцсетях

guest
2 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
666
666
06.10.2010 15:45

Кроме того, если верить епископу, на Северном Кавказе «нет ни воровства, ни блуда, ни убийств, а преступность в буквальном смысле сведена к нулю».

Понравилось. Я давно подозреваю, что Питирим прибыл из какой-то параллельной реальности.

Игорь
Игорь
07.10.2010 12:21

а мне кажется правильнее сказать богословие на зоне, а не в зоне