21 марта отмечается Всемирный день поэзии. В Сыктывкаре в этот день состоится традиционный Поэтический марафон. Большинство его участников с удовольствием послушают знакомые и совсем новые стихи. Послушают и разойдутся…
Не секрет, что в современной России интерес к чтению постоянно падает. Далеко за примерами ходить не нужно: после прошлогодней премьеры в Государственном театре оперы и балета РК нашумевшего мюзикла «Мёртвые души», поставленного по мотивам известной гоголевской поэмы, вчерашние школьники признавались, что узнают фабулу произведения впервые (несмотря на то, что она далека от оригинального текста)! И это – об обязательной школьной программе. И если учащиеся средней школы ещё цитируют лермонтовский «Парус» и «Зимнее утро» Пушкина, то со знанием современной поэзии дело обстоит куда хуже.
Корреспонденты «Красного знамени» вышли на улицы Сыктывкара с вопросом: каких современных поэтов вы знаете?
Видео Константина Башлыкова
Мы опросили более двух десятков прохожих в центре города и большинство из них, услышав вопрос, либо в замешательстве мотали головой, либо честно отвечали: «Никаких».
Почему граждане некогда самой читающей страны в мире потеряли интерес к поэзии как таковой и современной лирике в частности? Когда ждать новую волну востребованности народом стихов? Эти и другие вопросы «Красное знамя» задало экспертам в области литературы и культурологии.
Инвалидность души
Доцент кафедры литературы КГПИ Татьяна Истомина уверена, что в истории русской культуры можно проследить всплески интереса к поэзии. Это периоды, когда в литературе стихи выходят на первый план и их читают все.
– Это можно проследить на примере ХХ века, – рассказывает собеседница. – «Серебряный век» характеризуется целой плеядой известных имён – Мандельштам, Ахматова, Цветаева и т.д. В 30 годы прошлого века интерес к поэзии явно ослабевает. В период Великой Отечественной войны, когда вся страна находится в экстремальной ситуации, условиях голода, вновь появляются стихи, которые запоминают, читают. В 50-е годы активно читаются эпические тексты, а вот поэтические – нет. Колоссальный поэтический взлёт наблюдается в 60-е годы: в Москве у памятника Пушкину собираются толпы людей, которые приходят слушать стихи тогда ещё молодых поэтов Ахмадулиной, Вознесенского, Евтушенко. Люди их не просто слушали, а буквально впитывали эти поэтические строки.
По мнению специалиста, если оглянуться на последние 20-30 лет, то можно увидеть, что поэзия становится востребованной тогда, когда человек начинает размышлять и чувствовать. Начинает размышлять о мире, о себе, жизни и ощущать внутреннюю потребность в сочувственнике – человеке, который сможет выразить то, что происходит у данного читателя внутри, – поэте.
– Если посмотреть на современное российское общество, то можно выделить наши основные потребности: это благополучие и жажда материальных ценностей, в нас прагматизм превалирует над духовным началом, – констатирует Татьяна Болеславовна. – Связи между людьми ослабевает предельно!
Сегодняшнее равнодушие к поэзии, по мнению специалиста, свидетельствует о духовной инвалидности.
– Человек отчаянно тоскует, но проходит мимо поэзии, а это плохо, – замечает педагог. – Стихи как музыка, они нужны не для сознания, а для души.
По мнению Татьяны Болеславовны, достаточно успешными и известными сегодня можно назвать таких поэтов, как Ольга Седакова, Александр Кушнер, Олег Чухонцев, Бахыт Кенжеев. Однако с молодыми поэтами дела обстоят гораздо сложнее.
«Наверняка есть талантливые авторы, но пробиться им к широкому читателю, заявить о себе крайне сложно, – констатирует Истомина. – У нас отсутствует популяризация поэзии». На телевидении и радио крайне мало передач, в которых зрителя, слушателя знакомили бы с новыми именами. Поэтому лирика остаётся невостребованной.
Говорить о новом скачке интереса к поэзии доцент кафедры литературы не торопится. Современники в своей общей массе книги читают очень мало. А ведь именно через книги, чтение формируется воображение и фантазия, которые в наш технологический век успешно подменяются компьютерами и интернетом.
От нации к конгломерату
– Вопрос не только, а может быть не столько в знании современных поэтов. Вопрос в чтении вообще, – продолжает идею Истоминой Владимир Сулимов, доктор культурологии, профессор КГПИ. – Боюсь, что современная русская литература вообще остается «вне пределов досягаемости» массового сознания, и молодежного, и зрелого, и пожилого.
По мнению Сулимова, недооценка гуманитарной образованности, широкого гуманитарного знания характерна и для обывателя, и для власти, понимающих мир утилитарно, потребительски – как царство практицизма.
«Мы рискуем безвозвратно потерять общий код культуры, связывающий нас как людей в нацию, а не в бессмысленный конгломерат под названием «население», – резюмировал Сулимов.
Евтушенко, к счастью, жив еще.