Статья 19.2
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Сегодня в Сыктывкаре проживают 6000 мусульман, но в молельный зал (сейчас он располагается в арендованном помещении) регулярно приходит 70-80 человек. Остальные предпочитают молиться дома или же не молятся вовсе. Молельный зал на улице Тентюковской существует уже более десяти лет. По праздникам он не может вместить всех посетителей, и организаторам приходится арендовать филармонию или помещения кинотеатров города.
– Когда к нам приезжают гости из других городов или даже из других стран, то все удивляются: как в таком большом городе, в столице огромной республики, нет мечети? – рассказывает один из членов общины.
– Это Коми земля, и тут не место мечети! – оголтело протестуют исламофобы.
Проанализировав справочную информацию, нетрудно заметить, что культовые сооружения мусульман располагаются и в более, скажем так, православных городах. Кострома, Вологда, Нижний Новгород, Воронеж, Киров, Тула – только часть из них. В Коми мечеть есть в Усинске и сейчас возводится в Воркуте.
Найти информацию о том, что мечети приносят неудобства жителям или становятся «оплотами вакхабитов», не удалось.
На прошлой неделе в Лесозаводе на пустыре был построен деревянный забор, сыгравший роль красной тряпки для местных радикальных националистов. В следующую же ночь в районе появились листовки с информацией о том, что мечеть потеснила поликлинику, что будет строиться огромный исламский центр с гостиницей и столовой. Сказать, что листовка предвещала конец благополучной жизни жителей сыктывкарской окраины, значит ничего не сказать. В обход по домам отправились агитаторы с призывом выйти на сход.
– Нам тоже звонил какой-то человек. Он сказал, что является депутатом, но не представился. Сказал, что мы должны прийти туда и поговорить с людьми, – сообщил нам председатель совета старейшин мусульманской религиозной организации «Махалля «НУР» Султан Гаджиев. – Возможно, нас провоцировали на массовые беспорядки. Мы обсудили это со старейшинами и приняли решение не идти.
Статья 29.2
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Агитаторам не удалось собрать людей на сход, вышла лишь группа ультраправых и два десятка пенсионерок. Нам удалось лично пообщаться с одной из них после схода.
– Да, ко мне пришли и сказали, что собираются строить гостиницу для мусульман вместо поликлиники. Сказали, что якобы Зенищев (Роман Зенищев, мэр Сыктывкара – прим. авт.) такой указ дал. Ну вот я и пришла посмотреть, что там будет происходить.
В следующую ночь домик строителей будущей мечети был сожжён с помощью зажигательной смеси с говорящим названием «Уайт Спирит» (White Spirit – Белый дух), разбитые бутылки из-под которой валялись на территории рядом. В эту же ночь на заборе появились слова, написанные неуверенным почерком и с орфографической ошибкой: «Нет мичети. Коми – это не Косово». Вопрос владения русским языком неизвестного «патриота-славянофила» подробно рассматривать не будем.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Опрос прохожих на месте строительства показал, что большая часть местных жителей равнодушно относится к стройке. Недовольна только жительница прилегающего к забору дома. На вопрос, не мешает ли ей стройка, она ответила:
– Вот лично мне стройка очень мешает! Раньше мы помои там выливали, а теперь придется через дорогу их лить.
Принимая во внимание уголовные действия неизвестных провокаторов, мусульманская община собрала пресс-конференцию, участники которой подробно описали ситуацию и показали все документы, подтверждающие право на строительство мечети.
– Всего на строительство нам нужно шесть миллионов рублей. Пока удалось собрать только шестьсот тысяч, и когда наберется нужная сумма – неизвестно. Здание будет небольшое, два зала для молитвы. Никаких столовых там не может быть! К слову сказать, выделенный участок не очень удачный, там проходят две линии высоковольтных проводов, мы там еле-еле помещаемся, – доложил журналистам Султан Гаджиев, который более 10 лет работал в дорожной отрасли Коми.
– Мы – граждане России, мы мусульмане. Все наши действия – в рамках закона России, которому подчиняются все граждане. Мы стараемся действовать осторожно и обдуманно, чтобы не провоцировать никаких конфликтов, – говорит председатель таджикской диаспоры Сыктывкара Фазиль Хаджиматов, – но есть силы, которые намеренно раскачивают положение в обществе.
Существует мнение культурологов и исламоведов о том, что наличие мечети и образованного имама – фактор, заметно снижающий количество неграмотных мусульман, которых легко можно ввести в заблуждение и спровоцировать на незаконные, в том числе террористические действия.
В коми земле лежат кости тысяч мусульман, репрессированных в сталинский период. Тысячи жителей нашей республики исповедуют ислам и хотят молиться. Они соблюдают все нормы закона и стараются не тревожить общество.
По другую сторону баррикад стоят националисты, готовящиеся к выборам. Они придумывают провокационные листовки и пугают жителей тем, что скоро тут будет оплот терроризма и насилия. Утверждать, что ультраправые разжигают межнациональную рознь, до решения суда нельзя, но не замечать этого уже невозможно.
Местные жители ПРОТИВ строительства мечети!