В яме

Что ожидает систему образования в России - модернизация или ликвидация?

15:10. 9 сентября, 2010  
  
1

Наверняка всем известно, куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями. В ад. Именно адская ситуация складывается в процессе реорганизации системы высшего, и не только высшего, образования. Хотят, естественно, чтобы было лучше: чтобы образование отвечало потребностям страны, чтобы уровень был не хуже европейского, а получается… А получается, как всегда, что-то не то.

Во-первых, переход на европейский образец двухуровневого образования. Казалось бы, такая система должна облегчить жизнь нашим студентам, позволить им выйти на международный уровень и получить образование за границей. Однако не всё так радужно. Перестроить образование со специалиста на бакалавриат и магистратуру оказалось нелегко. Недостаточно просто поделить программу предметного курса пополам – её нужно полностью переписать и переделать, а преподаватели к этому не готовы. Они до конца так и не поняли, что от них требуется. Работодатели также не понимают, кто придёт к ним работать после вуза. Мало кто до конца понимает, что будет знать и уметь бакалавр. И наконец, зарубежные вузы, ради сотрудничества с которыми всё и затевается, не готовы принять наших выпускников-бакалавров. Потому как в Европе образование – это удел взрослых людей с опытом – средний возраст студентов 24-27 лет. В России же высшее образование получают с 18 лет. То есть в 22 человек становится бакалавром, а в 24 – магистром! О каком опыте может идти речь? Европа к этому не готова. Поэтому, по словам специалистов международных отделов при вузах, многие учебные заведения за границей уже собираются вводить возрастной ценз для наших бакалавров. И тем не менее с 1 января 2011 года российские институты переходят на двухуровневую систему образования…

Вторая проблема нынешнего высшего образования –  последствия демографической ямы, которые Россия испытывает последние несколько лет.
 

 В этом году абитуриентами стали рождённые в 1992 году.

 По данным статистики, тогда родилось 1,8 млн. человек.

А дальше яма только углублялась: в 1993-м – 1,6 млн. новорожденных, в 1994 году на свет появилось менее 1,4 млн. детишек, самая низкая рождаемость отмечалась в 1999 году – 1,2 млн… То есть «падать в яму» нашим вузам предстоит вплоть до 2017 года. И только потом, может быть, ситуация будет улучшаться. А что останется от университетов, институтов, академий в России?

В Минобразе, наконец, осознали, что выпускников школ не хватает на все высшие учебные заведения. Начали принимать срочные меры. Стали объединять, укрупнять вузы, многим учебным заведениям пришлось ликвидировать филиалы. Также внутри региональных университетов и институтов идёт сокращение – объединяют специальности и кафедры, ликвидируют отделы, сокращают кадры (прежде всего преподавательские).

Оптимизация – это хорошо. Но! О будущем никто не думает. И боюсь, что ситуация с высшими учебными заведениями повторит ситуацию с детскими садами. Не было детей – закрыли. Появились дети – им некуда ходить, а дальше будет негде учиться…

Третья больная мозоль нашего высшего образования – качество.

Не так давно Президент Дмитрий Медведев сказал, что качество нашего, российского, образования его не устраивает, и посоветовал отправить преподавателей работать в ПТУ. Итак, все понимают: от вузов требуется качество. Однако посмотрим проект нового закона «Об образовании». И увидим нечто странное – новый законопроект предусматривает систему подушевого финансирования учебных заведений, то есть сколько в университете студентов, столько денег в вуз и будет направлено. Получается, чтобы зарплата преподавателей была более-менее «на уровне», они будут тянуть даже слабых студентов. Таким образом, о каком качестве приходится говорить?

Не на пользу качеству образования идут и так называемые «льготники». Чаще всего, это инвалиды и дети-сироты. Не спорю, эти категории населения имеют право на образование наравне со всеми. Ну так пусть и поступают наравне! Как рассказывают члены приёмных комиссий, на «крутых» факультетах, типа экономического, юридического, часто из 15 бюджетных мест 10 занимают льготники. Причём больше половины «вылетает» после первой же сессии. То есть они заняли места тех, кто реально мог учиться на этих факультетах. Так зачем же, спрашивается, их принимали?

И вот всё это продолжает планомерно загонять в яму наше образование. И все попытки правительства что-либо исправить напоминают сказку «Репка»: «тянут-потянут, а вытянуть не могут»…


Как перепрыгнуть яму?

 

Андрей Самоделкин, заместитель председателя комитета Государственного Совета РК по социальной политике:

– Не паниковать, а выходить замуж, жениться и рожать детей. Демографические ямы время от времени случаются. По разным причинам: войны, лихолетье, тяжёлое экономическое положение… То есть для преодоления ямы стране нужна прежде всего стабильность. Судя по количеству беременных женщин, которое я вижу в последнее время, эта стабильность присутствует.

Виктор Фаузер, доктор экономических наук, профессор:

Демографические процессы необратимы: что свершилось — то свершилось. Демографическую яму можно «заполнить» внешними мигрантами, или повышением производительности труда, что соответствует концепции инновационного развития страны.
А для стимулирования рождаемости я бы предложил за каждого ребёнка, начиная со второго, либо снижать пенсионный возраст одного из родителей, либо прибавлять к пенсии от 5 до 10 процентов за каждого воспитанного семьёй ребёнка.  

Вера Скоробогатова, депутат Государственного Совета РК:

– В яму можно провалиться, но можно из неё и вылезти. Сейчас начинают рождаться дети тех, кто родился в 80-х, а в те годы был демографический взрыв. Так что всё идёт в соответствии «с графиком». А по-хорошему, государство должно предпринять целый комплекс мер, чтобы быть многодетной семьёй было бы не только престижно, но и выгодно. Это и льготы при приобретении жилья, это и поощрения на производстве, это и предоставление рабочих мест родителям в такой семье в первую очередь. Так сообща мы и сможем выбраться из этой ямы.
 

Владимир Сквозников,
руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми:

– Это сделать невозможно. Если рождаемость в какие-то периоды значительно уменьшилась, то нужны годы, чтобы нивелировать эффект этого спада. Одним махом «перепрыгнуть» демографическую яму нельзя. Как нельзя женщин заставить рожать каждый день. Нам потребуются поколения, способные к нормальному воспроизводству. Вы говорите про студентов и солдат. Уверяю вас, точно такая же проблема началась и с рабочими кадрами.


Дмитрий Болтыхов, заместитель военного комиссара Республики Коми:

–  Мы не ощущаем никакой демографической ямы. Последние три года в первую очередь осуществляется призыв граждан более старших возрастов. Недостатка в призывных ресурсах на территории Республики Коми нет.

Владимир Зайнуллин ,
доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии СыктГУ:

– Я бы для начала сменил руководство в той стране, где эта яма находится. А если серьёзно, то, во-первых, причина ямы – уровень развития страны, а во-вторых, отсутствие у людей веры в будущее. Действительно, как рожать детей, если в детский сад очередь и нет уверенности в том, как эти дети будут жить, когда вырастут.


Опрос подготовили Михаил КАЗАНЦЕВ, Наталья КУЗНЕЦОВА, 
Дмитрий САХАРОВ, Валерий ЧЕРНИЦЫН

 

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
читатель
читатель
09.09.2010 17:14

И закон “Об образовании” какой-то не такой, “и все попытки правительства что-либо исправить напоминают сказку «Репка»: «тянут-потянут, а вытянуть не могут»…” Либо плохо тянут, либо не в ту сторону, либо делают вид, что тянут. И возникает вопрос о профессиональной состоятельности такого правительства, либо наоборот: если оно профессионально состоятельно, то чьё… Читать далее »