Сейчас много говорят и пишут о подвиге экипажа, совершившего экстренную посадку самолёта в Ижемском районе. Но есть мнение, что в этой истории допущена несправедливость к тем, кто построил взлётно-посадочную полосу в аэропорте Ижмы. А построили её на совесть, если после двадцати лет простоя полоса выдержала аварийную посадку.
Эта стройка осуществлялась согласно Постановлению Совета Министров СССР «Об освоении нефтяных месторождений РК и НАО» по программе развития воздушных линий Коми АССР. Объект был передан Коми управлению гражданской авиации и непосредственно Печорскому авиапредприятию, где в то время начальником отдела капитального строительства и эксплуатации наземных сооружений работал Николай Владимирович Накоряков.
– Подрядчиком выступала не совсем специализированная, но довольно ответственная организация – «Управление механизации строительства Комиглавнефтестроя», – рассказал «Красному знамени» Николай Владимирович. – Трудностей хватает на каждой стройке, но особых трений у нас не было.
Как вспоминает Накоряков, проект в довольно короткие сроки разработал «Ленархпроект». Планы были грандиозные: сначала прислали проект из Совмина республики, заказанный ещё в конце 50-х годах. В соответствии с проектом стройка обошлась бы в 20 миллионов рублей. По тем временам эту сумму было страшно представить!
Проектировщики задумали аэропорт четвёртого класса. Такой аэровокзал позволил бы отправлять и принимать 500 тысяч пассажиров в год или 2 000 в день — такого в Ижме не наблюдалось. Реальные цифры были в десять раз меньше: Ижма обслуживала 50-70 тысяч пассажиров в год.
Вместе с коллегами Николай Накоряков начал пересматривать этот одиозный проект. В разработке нового здорово помог «Ленархпроект». Проектировщики составили технико-экономическое обоснование на четыре миллиона рублей – и, как говорится, в бой.
Итак, строительство полосы началось в 1972 году. Как поведал Николай Накоряков, полоса строилась для небольших самолётов — Як-40, Ан-24. Кроме основной её части, размером 1 420 на 36 метров, были выполнены 400-метровые концевые и 100-метровые боковые полосы безопасности, а также произведена вырубка подходов: спилили лес, чтобы в случае аварийной посадки самолётов не было столкновений с деревьями.
– Жизнь показала достоинства этой тщательной работы: Ту-154 «пробежал» по взлётно-посадочной полосе и выкатился на концевую полосу безопасности. Небольшие деревья, которые успели подрасти за двадцать лет простоя аэропорта, послужили амортизатором, а не разрушителем. Если бы деревья не вырубали, то на подходах стояли бы вековые сосны и берёзы, и при столкновении с ними Ту-154 произошло бы непоправимое, – считает Николай Накоряков.
Чтобы добавить бетонной полосе устойчивости, был построен дренажный коллектор: вдоль полосы проложены трубы для стока воды. Судя по тому, что на полосе после двадцатилетнего простоя была возможна аварийная посадка, стоки всё ещё работают.
– Нам было поручено строить этот аэродром, и мы строили, как было положено. Если проектом было предусмотрено укладывать бетон марки «400», мы его и укладывали. Сейчас ведь технадзор тоже никто не отменял! Мы просто делали своё дело, – скромничает Николай Накоряков. – А вот пилоты, посадившие самолёт в условиях аварийной ситуации, — настоящие герои.