Приватизация неба Коми

Как купить частный самолет, стать пилотом авиации общего назначения, правильно и безопасно летать, а также быть от этого экономически полезным

13:10. 8 июля, 2015  
  
8

Есть ли такие люди, которые никогда не мечтали сесть за штурвал самолёта? Своего собственного самолёта? Наверное, есть.

Но почему-то кажется, что их меньшинство, даже среди женщин. Тому свидетельством – растущее, несмотря на естественную дороговизну, число владельцев частных воздушных судов, в том числе в Коми. Именно это обстоятельство продиктовало Коми региональному управлению воздушного транспорта (КРУВТ) необходимость созвать в Сыктывкаре специалистов авиации на специальное совещание.

 

Сегодня каждый, у кого есть свободные деньги, может купить себе самолет или даже вертолет, и такие примеры в республике есть. Цена на подержанный 4-местный самолет в лётном состоянии сегодня сопоставима с ценой 3-4-комнатной квартиры в столице РК, а хороший новый самолет стоит порядка 10-18 (и более) млн. рублей. Вертолёты же стоят минимум на порядок дороже.

Воздушное ОСАГО

Но если вы всё же решились на эту покупку, надо пройти медкомиссию и обучение в сертифицированном учебно-тренировочном центре подготовки авиационного персонала. Только тогда вы сможете назвать себя частным пилотом, имеющим свое воздушное судно.

Далее нужно пройти техосмотр и получить сертификат лётной годности (СЛГ) воздушного судна (ВС), свидетельство о его государственной регистрации (номер ВС), а также застраховать свою ответственность перед третьими лицами (аналог ОСАГО). После этого вы вполне законно можете выполнять полёты на приобретённом самолете в своё удовольствие, соблюдая при этом единые для всех участников воздушного движения  правила выполнения полётов и порядок безопасного использования воздушного пространства.

По статистике, количество самолётов и вертолетов малой авиации, или авиации общего назначения (АОН), в России и мире ежегодно увеличивается. В настоящее время только в Российском государственном реестре гражданских воздушных судов в собственности юридических и физических лиц находится свыше 5000 лёгких и сверхлёгких ВС, половина из которых – в частной собственности. В связи с этим всё чаще возникают вопросы правового регулирования полётов воздушных судов АОН и их взаимодействия в небе с большой авиацией.

Как «отбить» вложения в самолёт?

Им и было посвящено недавно прошедшее в Сыктывкаре совещание владельцев и частных пилотов воздушных судов малой авиации Коми. На нём обсуждались  вопросы обеспечения безопасности полетов и неукоснительного соблюдения  правил использования воздушного пространства, а также легитимного выполнения авиационных работ воздушными судами АОН и ДОСААФ в небе республики. В работе совещания участвовали руководители и ведущие специалисты КРУВТ, филиала «Аэронавигация Северного Урала» Госкорпорации по ОрВД, Коми регионального центра подготовки авиационного персонала, а также представители пока единственного в республике заказчика авиационных работ для самолётов АОН – Коми регионального лесопожарного центра.

– Сегодня на государственном уровне большое значение придётся развитию малой авиации, – напомнил, открывая совещание, руководитель КРУВТ Сергей Полецков. – «Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения».  Так понятие АОН трактует пункт 3 статьи 21 Воздушного кодекса РФ».

По его словам, каждый из тех, кто вложил серьезные деньги в приобретение матчасти, подготовку и переучивание лётного и технического состава, поддержание летной годности воздушных судов, в их содержание, хранение и охрану, начинает задумываться, что их надо как-то компенсировать.

– А как их компенсировать? – задался вопросом Сергей Полецков. – Естественно, каждый из вас думает, как бы начать зарабатывать деньги. Для этого надо пройти процедуру сертификации по 249-му ФАПу (Федеральные авиационные правила, введённые приказом Минтранса РФ № 249 от 23 декабря 2009 года – прим.ред.), сделать это несложно.

Он сообщил, что процедура сертификации при наличии всех необходимых документов, в том числе документов по лётному составу и СЛГ, при нормальной подготовке в структурах Росавиации занимает не больше недели.

– У нас есть первопроходцы, которые уже получили сертификат эксплуатанта и заключили соответствующий договор на выполнение  авиационных работ, – заметил руководитель КРУВТ.

Бравада и недоученность

Вопросам обеспечения безопасности полетов на совещании было уделено максимум внимания. Были подробно проанализированы факты, причины и последствия авиационных происшествий с воздушными судами АОН в Республике Коми и в России за последнее время.

Приняты рекомендации для предотвращения таких событий. По статистике, более 80% происшествий в малой авиации связано с человеческим фактором.

– А что такое человеческий фактор в АОН? Это, как правило, безответственность, бравада и недоученность! – указал Сергей Полецков.

Начальник Сыктывкарского центра единой системы организации воздушного движения Виталий Григорьев отметил, что в 2015 году увеличилась  интенсивность полётов ВС в верхнем воздушном пространстве и на аэродромах республики. С недавнего времени над Коми летают L-410 и Embraer ERJ-145, не говоря уже о других ВС.

Полёты авиации общего назначения все чаще и чаще пересекаются с полётами большой авиации. Следовательно, в целях безопасного использования воздушного пространства  частным пилотам надо всегда информировать авиадиспетчеров о своих намерениях, своевременно согласовывать свои действия и получать от службы движения необходимую информацию.

Брать пример с Татарстана и Удмуртии

– Вот уже 44 года мне судьба подарила находиться в небе, – сказал частный пилот, бывший военный лётчик, подполковник запаса, первый владелец частных воздушных судов в Коми Алексей Михайлов. – Чтобы быть успешным пилотом авиации общего назначения, необходимо иметь отличную теоретическую и лётную подготовку, быть дисциплинированным и ответственным человеком. Хочу предостеречь своих молодых коллег, которые недавно получили или скоро получат пилотское свидетельство, от переоценки своих лётных навыков, особенно в сложных метеоусловиях предстоящей осенне-зимней навигации.

Он напомнил, что для повышения безопасности полётов и оперативного выполнения поисково-спасательных работ на борту необходимо иметь спутниковый трекер, который в режиме реального времени на экране компьютера отображает фактическое местонахождение воздушного судна.

– В республике, начиная с 2011 года, пилоты АОН могут безпрепятственно использовать воздушное пространство уже через час после подачи заявки на полёт. Но наша республика в развитии малой авиации отстает на порядок от таких продвинутых регионов, как Татарстан, Удмуртия, Башкирия, не говоря уже о Поволжье и Москве, − с сожалением констатировал Алексей Михайлов. – Я уже выходил с предложением о создании в Коми филиала известной вертолетной компании, в рамках которого планировалось построить в Сыктывкаре несколько вертолётных площадок, в том числе и для санитарной авиации и для развития авиатуризма, но моя инициатива не нашла понимания в сердцах руководства республики.

Он также выразил желание вместе с товарищами принять участие в разработке Программы развития АОН в РК, подготовкой которого сейчас занимаются в её Министерстве развития промышленности и транспорта. 

– Жизнь не стоит на месте. Надеюсь, что АОН в Коми будет развиваться и начнёт, наконец, зарабатывать деньги, выполняя авиационные виды работ для народного хозяйства республики, – резюмировал, подводя итоги совещания, Сергей Полецков.

Поделиться в соцсетях

8
Оставьте комментарий

avatar
1000
5 Comment threads
3 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
123ПавелАнонимАлексАвтор Recent comment authors
новые старые популярные
Фото
Гость
Фото

На фото нет ни одного лица, которое бы принимало решение.
Вопрос, зачем собирались?

Павел
Гость
Павел

Так ты статью прочитай, чё ты только фотографии смотришь.
И насчет «лиц – которые принимают решение», это уже оскорбление авиавластей республики и всех собравшихся.
Для сведения: На собрании было выработано и принято решение по вопросам обеспечения БП ВС АОН в Коми.

А
Гость
А

материал О ЧЁМ??? ) Очевидно, как и собрание – НИ О ЧЁМ.

Алекс
Гость
Алекс

Очевидно, чтобы комментировать материал надо его прочитать внимательно, тогда может быть и поймешь, если знаний и желания хватит, и вопросы глупые не будешь задавать.

Сергей
Гость
Сергей

Лишь бы написать. Хоть бы соображал бы чего в теме.
Пойди ФАПы поучи , автор.

Автор
Гость
Автор

ФАПы надо поучить тебе самому, Сергей. Вот ссылка на упомянутый в тексте 249ФАП для особо неграмотных в теме (но при этом считающих себя «большими знатоками»): Приказ Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. N 249 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих… Читать далее »

Аноним
Гость
Аноним

“Есть ли такие люди, которые никогда не мечтали сесть за штурвал самолёта? Своего собственного самолёта? Наверное, есть. Но почему-то кажется, что их меньшинство, даже среди женщин.”– Интересная игра слов. “Далее нужно пройти техосмотр и получить сертификат лётной годности (СЛГ) воздушного судна (ВС), свидетельство о его государственной регистрации (номер ВС), а… Читать далее »

123
Гость
123

Кстати, правильное наименование Коми межрегиональное территориальное управление (Коми МТУ ВТ), а не КРУВТ. Можно было прочитать на вывеске при входе в здание. Да и на собрании, судя по фото, в основном чиновники из Коми МТУ, представители транспортной прокуратуры, КРЦ ПАП и СевУралаэронавигации.АОНовцев что-то уж очень мало. Мероприятие для галочки и… Читать далее »