Приватизация неба Коми

Как купить частный самолет, стать пилотом авиации общего назначения, правильно и безопасно летать, а также быть от этого экономически полезным

13:10. 8 июля, 2015  
  
8

Есть ли такие люди, которые никогда не мечтали сесть за штурвал самолёта? Своего собственного самолёта? Наверное, есть.

Но почему-то кажется, что их меньшинство, даже среди женщин. Тому свидетельством – растущее, несмотря на естественную дороговизну, число владельцев частных воздушных судов, в том числе в Коми. Именно это обстоятельство продиктовало Коми региональному управлению воздушного транспорта (КРУВТ) необходимость созвать в Сыктывкаре специалистов авиации на специальное совещание.

 

Сегодня каждый, у кого есть свободные деньги, может купить себе самолет или даже вертолет, и такие примеры в республике есть. Цена на подержанный 4-местный самолет в лётном состоянии сегодня сопоставима с ценой 3-4-комнатной квартиры в столице РК, а хороший новый самолет стоит порядка 10-18 (и более) млн. рублей. Вертолёты же стоят минимум на порядок дороже.

Воздушное ОСАГО

Но если вы всё же решились на эту покупку, надо пройти медкомиссию и обучение в сертифицированном учебно-тренировочном центре подготовки авиационного персонала. Только тогда вы сможете назвать себя частным пилотом, имеющим свое воздушное судно.

Далее нужно пройти техосмотр и получить сертификат лётной годности (СЛГ) воздушного судна (ВС), свидетельство о его государственной регистрации (номер ВС), а также застраховать свою ответственность перед третьими лицами (аналог ОСАГО). После этого вы вполне законно можете выполнять полёты на приобретённом самолете в своё удовольствие, соблюдая при этом единые для всех участников воздушного движения  правила выполнения полётов и порядок безопасного использования воздушного пространства.

По статистике, количество самолётов и вертолетов малой авиации, или авиации общего назначения (АОН), в России и мире ежегодно увеличивается. В настоящее время только в Российском государственном реестре гражданских воздушных судов в собственности юридических и физических лиц находится свыше 5000 лёгких и сверхлёгких ВС, половина из которых – в частной собственности. В связи с этим всё чаще возникают вопросы правового регулирования полётов воздушных судов АОН и их взаимодействия в небе с большой авиацией.

Как «отбить» вложения в самолёт?

Им и было посвящено недавно прошедшее в Сыктывкаре совещание владельцев и частных пилотов воздушных судов малой авиации Коми. На нём обсуждались  вопросы обеспечения безопасности полетов и неукоснительного соблюдения  правил использования воздушного пространства, а также легитимного выполнения авиационных работ воздушными судами АОН и ДОСААФ в небе республики. В работе совещания участвовали руководители и ведущие специалисты КРУВТ, филиала «Аэронавигация Северного Урала» Госкорпорации по ОрВД, Коми регионального центра подготовки авиационного персонала, а также представители пока единственного в республике заказчика авиационных работ для самолётов АОН – Коми регионального лесопожарного центра.

– Сегодня на государственном уровне большое значение придётся развитию малой авиации, – напомнил, открывая совещание, руководитель КРУВТ Сергей Полецков. – «Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения».  Так понятие АОН трактует пункт 3 статьи 21 Воздушного кодекса РФ».

По его словам, каждый из тех, кто вложил серьезные деньги в приобретение матчасти, подготовку и переучивание лётного и технического состава, поддержание летной годности воздушных судов, в их содержание, хранение и охрану, начинает задумываться, что их надо как-то компенсировать.

– А как их компенсировать? – задался вопросом Сергей Полецков. – Естественно, каждый из вас думает, как бы начать зарабатывать деньги. Для этого надо пройти процедуру сертификации по 249-му ФАПу (Федеральные авиационные правила, введённые приказом Минтранса РФ № 249 от 23 декабря 2009 года – прим.ред.), сделать это несложно.

Он сообщил, что процедура сертификации при наличии всех необходимых документов, в том числе документов по лётному составу и СЛГ, при нормальной подготовке в структурах Росавиации занимает не больше недели.

– У нас есть первопроходцы, которые уже получили сертификат эксплуатанта и заключили соответствующий договор на выполнение  авиационных работ, – заметил руководитель КРУВТ.

Бравада и недоученность

Вопросам обеспечения безопасности полетов на совещании было уделено максимум внимания. Были подробно проанализированы факты, причины и последствия авиационных происшествий с воздушными судами АОН в Республике Коми и в России за последнее время.

Приняты рекомендации для предотвращения таких событий. По статистике, более 80% происшествий в малой авиации связано с человеческим фактором.

– А что такое человеческий фактор в АОН? Это, как правило, безответственность, бравада и недоученность! – указал Сергей Полецков.

Начальник Сыктывкарского центра единой системы организации воздушного движения Виталий Григорьев отметил, что в 2015 году увеличилась  интенсивность полётов ВС в верхнем воздушном пространстве и на аэродромах республики. С недавнего времени над Коми летают L-410 и Embraer ERJ-145, не говоря уже о других ВС.

Полёты авиации общего назначения все чаще и чаще пересекаются с полётами большой авиации. Следовательно, в целях безопасного использования воздушного пространства  частным пилотам надо всегда информировать авиадиспетчеров о своих намерениях, своевременно согласовывать свои действия и получать от службы движения необходимую информацию.

Брать пример с Татарстана и Удмуртии

– Вот уже 44 года мне судьба подарила находиться в небе, – сказал частный пилот, бывший военный лётчик, подполковник запаса, первый владелец частных воздушных судов в Коми Алексей Михайлов. – Чтобы быть успешным пилотом авиации общего назначения, необходимо иметь отличную теоретическую и лётную подготовку, быть дисциплинированным и ответственным человеком. Хочу предостеречь своих молодых коллег, которые недавно получили или скоро получат пилотское свидетельство, от переоценки своих лётных навыков, особенно в сложных метеоусловиях предстоящей осенне-зимней навигации.

Он напомнил, что для повышения безопасности полётов и оперативного выполнения поисково-спасательных работ на борту необходимо иметь спутниковый трекер, который в режиме реального времени на экране компьютера отображает фактическое местонахождение воздушного судна.

– В республике, начиная с 2011 года, пилоты АОН могут безпрепятственно использовать воздушное пространство уже через час после подачи заявки на полёт. Но наша республика в развитии малой авиации отстает на порядок от таких продвинутых регионов, как Татарстан, Удмуртия, Башкирия, не говоря уже о Поволжье и Москве, − с сожалением констатировал Алексей Михайлов. – Я уже выходил с предложением о создании в Коми филиала известной вертолетной компании, в рамках которого планировалось построить в Сыктывкаре несколько вертолётных площадок, в том числе и для санитарной авиации и для развития авиатуризма, но моя инициатива не нашла понимания в сердцах руководства республики.

Он также выразил желание вместе с товарищами принять участие в разработке Программы развития АОН в РК, подготовкой которого сейчас занимаются в её Министерстве развития промышленности и транспорта. 

– Жизнь не стоит на месте. Надеюсь, что АОН в Коми будет развиваться и начнёт, наконец, зарабатывать деньги, выполняя авиационные виды работ для народного хозяйства республики, – резюмировал, подводя итоги совещания, Сергей Полецков.

Поделиться в соцсетях