А решения принимались «крутые», совсем даже нелицеприятные, с далеко идущими выводами. Первое – объявить вотум недоверия правительству республики. Второе – в случае непринятия мер со стороны вышеупомянутого правительства обратиться к Президенту страны, дабы заставить его принять соответствующие меры. И третье – обратиться в органы прокуратуры с просьбой принять меры для сохранения жизни и здоровья жителей Республики Коми.
На грани взрыва
Суть проста. При расчётах с заказчиками за выполненные работы берётся оплата труда работника первого разряда, которая равна 4 330 рублям. И она не менялась несколько лет, хотя никто не отрицает инфляции. Более того, два года назад её повысили, но потом вновь понизили. Это при том, что федеральная норма равна 6 448 рублям. Другими словами, в центральной России рабочий первого разряда получает за ту же работу почти в полтора раза больше, чем работник на Крайнем Севере. Почему? Вот это-то и интересно.
На пленуме приводились весьма забавные данные. К примеру, о том, что на содержание одного километра дороги в наших сметах правительство закладывает 114 тысяч рублей в год. В месяц – меньше десяти тысяч. За эти деньги нужно чистить дорожное полотно, посыпать его песком, устанавливать знаки, засыпать ямки – короче, следить за тем, чтобы дорога пусть и не станет идеальной, но хотя бы проезжей. А в приличной жилконторе дворник за свой труд получает больше. А ведь у дворника и дорожников задачи несколько разные, да и ответственность – тоже…
Двойные стандарты
И ведь все понимают ситуацию: и в правительстве, и в Дорожном агентстве, и даже в союзе предпринимателей и работодателей. И даже трёхсторонняя комиссия этот вопрос не первый год рассматривает, только вот решить ничего не может. Или не хочет, что вероятней. Потому что после принятия решения нужно будет многое менять. А пока шумят только дорожники, кто их слышит?
На том же пленуме прозвучало ещё пару забавных цифр. К примеру, сколько зарабатывает в год заместитель руководителя Дорожного агентства республики, который представляет интересы отрасли в той самой согласительной комиссии. Так вот, этот уважаемый человек зарабатывает два миллиона 400 тысяч рублей, в то время как средний рабочий в среднем дорожном предприятии – в десять-пятнадцать раз меньше. А просто рабочий, который непосредственно обслуживает дороги, не получает и этого.
Кто страдает больше?
Как должен вести себя работодатель, получивший заказ на производство дорожных работ при минимальном тарифе? Чтобы выполнить заказ, оплатить труд своего рабочего, он начнёт экономить на технике, на стройматериалах, на простой очистке полотна от снега. Не из вредности, просто у него нет денег! Их не заложили при оформлении заказа, проведении тендера. Все играют в одну игру, которая называется экономией государственных денег. Если заказ будет стоить меньше, то и денег потребуется меньше – вроде бы так. Но экономия здесь складывается уже давно из одного – из экономии на безопасности людей, ухудшении качества дорожных работ. И тут – ни убавить, ни прибавить.
Что ждать от согласительной комиссии?
На пленуме прозвучало выступление заместителя руководителя Дорожного агентства Юрия Лучинина, который рассказывал и о положении дел в отрасли, и о работе согласительной комиссии. И после этого стало окончательно понятно, что ждать чего-то хорошего в следующем году дорожникам не стоит. Денег на содержание дорог в 2011 году больше не станет, а согласительная комиссия вряд ли что-то изменит. Уже после ухода высокопоставленного чиновника с пленума (сославшись на занятость, Юрий Петрович покинул заседание) собравшиеся обменялись мнениями и суждениями, в результате которых стало ясно, что доверия между «социальными партнёрами» нет и быть не может. Там своя правда, здесь – своя. И самое мягкое выражение, какое характеризовало сложившуюся ситуацию, было простым: «собака лает, караван идёт». Причём караван – это не сама дорожная отрасль, а чиновники, которые решили, что они при власти, а потому – главнее…
Теперь о сути противоречий. На пленуме говорилось о том, что комиссия упёрлась в противоречие между законодательством и Трудовым кодексом, «застряла» на разночтениях в формулировках. Якобы теперь правительство в связи с изменениями в законе не является работодателем, а потому не может диктовать (и гарантировать) оплату труда на должном уровне – как тем же бюджетникам-чиновникам, к примеру. Естественно, ответственность ложится на работодателя. А у того, как было показано выше, нет возможностей. В результате получается заколдованный круг: правительство не может, работодатели не в состоянии, дорожники не хотят. Не хотят дальше терпеть своё унизительное положение. И подвергать опасностям тех, для кого работают, то есть транспортников и простых людей, которые ездят по плохим дорогам.
На пленуме много говорилось о социальном партнёрстве. Если проще – о том, с чего начинается переговорный процесс и устанавливаются отношения между работодателями и работниками. Но если этот процесс зашёл в тупик и переговоры ни к чему не ведут, о каком социальном партнёрстве может идти речь? На пленуме прямо было сказано: социальное партнёрство дало трещину, более того, оно зашло в тупик. Свидетельство тому – принятое постановление пленума рескома. Оно, правда, получилось несколько более мягким. Приведём окончательный вариант полностью. Пленум решил:
«Составить Обращение к Главе РК Гайзеру В. М. и СМИ с изложением дел в отрасли и на предприятиях дорожного хозяйства. В случае отказа в подписании (заключении) отраслевого соглашения составить Обращение к Президенту и Председателю правительства РФ со сбором подписей дорожников и транспортников о том, что дороги содержатся в небезопасном состоянии. Обратиться в органы прокуратуры и органы надзора с информацией о ненормированном содержании действующей сети автодорог, снижении финансирования, что подвергает опасности жизнь и здоровье жителей Республики Коми».
Чем сердце успокоится?
Говорить о том, что дорожники завтра выйдут на улицу или перекроют дороги, не приходится. Революционная ситуация пока не назрела, дорожники ещё могут терпеть. Есть и надежда на то, что принятые рескомом меры всё-таки дадут какие-то результаты. По крайней мере, Глава республики наконец-то услышит о проблемах отрасли и хотя бы примет дорожников у себя – уже два года они добиваются этого. Только не напоминает ли это события столетней давности, произошедшие в Санкт-Петербурге перед Зимним дворцом? Тогда рабочие тоже ходили искать правду, наивно полагая, что глава государства не в курсе происходящего…
Я думала, что только с зарплатами бюджетников “химичат”, а дело обстоит значительно хуже. Мы судились с властями в местных судах – проиграли, в верховном РК – проиграли, я писала в прокуратуру, Путину, Медведеву, в Общественную палату РФ, в “Единую Россию” – всё пересылается обратно на места. Надо объединятся и не… Читать далее »