Слабая инфраструктура и нехватка опыта в развитии туризма вынуждают бизнесменов Коми делать ставку на внутреннего потребителя

Заглянув на сайт Корпорации по развитию туризма Республики Коми, поражаешься обилию возможностей. Тут тебе и экотуризм, и этнотуризм, и агротуризм, спортивный, рыболовно-охотничий, событийный, гастрономический… Но вот заходишь в раздел «Где остановиться» и понимаешь, что, кроме Сыктывкара, почти негде.

09:15. 5 июля, 2014  
  
1

Развитие туризма в Правительстве Республики Коми давно называют стратегической задачей. Мы не раз слышали заявления о том, что туризм должен стать инструментом формирования нового имиджа республики, преодоления образа сырьевого региона и повышения его узнаваемости в стране и за её пределами. Делается ли что-нибудь для решения этой задачи? Как удалось выяснить, о въездном туризме, а стало быть, и формировании нового имиджа региона говорить пока не приходится. Но внутренний туризм постепенно обретает всё большую популярность. Корреспондент «Красного знамени» попытался изучить республиканский туристический рынок и даже побывал в однодневном туре.

Ориентация внутрь

Заглянув на сайт Корпорации по развитию туризма Республики Коми, поражаешься обилию возможностей. Тут тебе и экотуризм, и этнотуризм, и агротуризм, спортивный, рыболовно-охотничий, событийный, гастрономический… Но вот заходишь в раздел «Где остановиться» и понимаешь, что, кроме Сыктывкара, почти негде.

Как же повышать узнаваемость региона, если потенциальным туристам попросту негде жить? Можно ли вообще мечтать о въездном туризме, когда нет нормальных дорог, авиасообщения, гостиниц, баз отдыха?

Понимает все особенности и трудности местного турбизнеса и руководитель Агентства Республики Коми по туризму Юлия Рыбакова. По её словам, одна из основных причин непростой ситуации в сфере туризма в том, что территория республики долгие годы была закрытой, и, кроме спортивного массового туризма, в советские годы ничего не развивалось.

– Говорить, что к нам поедут толпы туристов – это иллюзия,– уверена она.– Все объекты туристического интереса находятся в труднодоступных местах. Это не снимает с нас задачу их развития, но приоритет мы отдаём городам и окрестностям – тому, что называют отдыхом выходного дня.

– То есть вы планируете ориентироваться на внутренний туризм?

– Вообще развитие туризма всегда связано со стимулированием внутренних путешествий. В первую очередь надо предложить внутренний продукт и на этой волне наращивать бизнес и инфраструктуру. Если есть что предложить местным жителям, значит, это потом можно показать и гостям. Мы не говорим не приезжайте к нам, но наш приоритет – стимулирование внутреннего рынка. Есть реальная возможность за счёт таких туров создать схему поддержки отрасли, «подрастить» инфраструктуру и затем уже выходить на соседние регионы. Следующий шаг – Москва, Питер. Если будем всё правильно делать, со временем выйдем и на международные рынки.

Конец леса

Пока международные рынки остаются мечтой и далёкой перспективой, мы решили поинтересоваться, какой продукт есть у местных тур-операторов для внутреннего потребления. Оказалось, кое-что действительно есть.

По словам руководителя туристического информационного центра «Шуда олöм» Инги Усачёвой, ряд туров пользуется популярностью у жителей Сыктывкара. В частности, выезд в Усть-Куломский район, где, помимо традиционных экскурсий по достопримечательностям, катаний с горок, бани и свежего воздуха, турфирма предоставляет ещё и необычный бонус для незамужних дам – Замужний источник. По преданию, вода в нём якобы способствует скорому обретению суженого. Вроде бы шестеро уже вышли замуж. Поток страждущих не иссякает, наблюдается настоящее паломничество.

Едут не только за этим, выезжают на выходные семьи с детьми, группы школьников, просто погулять, отдохнуть от городской суеты, полюбоваться местными красотами.

– В общем-то, этот вид туризма у нас совсем не развит,– сетует Инга Усачёва.– Нужно работать над этим. Но кто был в туре, оставляют хорошие отзывы, благодарят, приходят ещё раз, что самое главное. Сегодня мне хотелось бы найти что-нибудь новенькое.

За чем-то новеньким Инга Усачёва поехала в Емву, где мы с ней и познакомились в рамках презентации нового однодневного тура.

Туристический продукт под названием «Вöр-Вож» (в переводе «конец леса») создан на базе крестьянско-фермерского хозяйства семьи Сураковых, которое существует уже более 15 лет. На ферме держат коров, лошадей, овец, коз, поросят, кур и гусей, производят собственную продукцию. Здесь же разводят собак породы сенбернар и такса (довольно странное сочетание).

По словам главы семейства Русины Сураковой, всё делали за свой счёт, никаких дополнительных средств, в том числе кредитных, не привлекали. Финансовую поддержку оказала районная администрация в виде гранта в размере 300 тысяч рублей, которые пошли на покупку инвентаря и проведение косметического ремонта помещений.

– Прибыли большой нет, строим всё на свои доходы,– рассказывает Русина Михайловна. – Сейчас главная задача – доделать гостевой дом на 20 человек. Хотелось бы завершить строительство в этом году. Но уже сейчас есть приёмная для гостей. Готовы встретить, накормить, развлечь. Агротуризм – дело для нас новое, много незнакомого. Поэтому обратились к туроператорам за помощью.

Лично мне здесь понравилось. Шикарная природа, река, зверушки разнообразные. Нас попытались развлечь народными забавами, прокатили на бричке, накормили очень вкусно, даже провели мастер-класс по производству сливок. Думаю, городским жителям здесь будет интересно. Говорят, у туристов будет возможность и коровку подоить, и поросюшек покормить, и траву покосить, и воды наносить. Словом, мечта среднестатистического горожанина, ностальгирующего по деревенской жизни. Правда, у меня всё же осталось некоторое ощущение незавершённости.

За профессиональной оценкой нового турпродукта я вновь обратился к Инге Усачёвой.

– На данный момент продукт не сформирован. Везти сюда туристов пока ещё невозможно, – без лишних сантиментов отвечает она.– Я со своей стороны предложу варианты, что нужно сделать. Идея созрела, как здесь можно организовать семейный отдых. Если её проработать, будет замечательное место. Нужно выстроить подход: что это будет. Пока непонятно, для чего всё это – на животных посмотреть, по полю погулять или в речке покупаться. Нужно создать конкретный продукт, который можно предложить потребителю. Что мне понравилось: здесь хорошая дорога, сюда легко добраться. Те, у кого есть легковой автомобиль, спокойно смогут доехать. На автобусе тоже без проблем, все будут живы. Здесь есть все возможности для развития хорошего туристического продукта.

Ещё более оптимистична в своих оценках руководитель Агентства по туризму Юлия Рыбакова.

– Это только начало, первая проба, тур однодневный. Но как экскурсионная программа он вполне готов,– считает Юлия Львовна.– Сейчас будут учтены комментарии, которые мы дали. Думаю, этот сезон они будут обкатывать программу, а следующий шаг – сдача гостевого дома и организация полноценного тура выходного дня с проживанием. У них для этого есть все возможности. Нам нужно сделать две вещи: оказать информационную поддержку по продвижению продукта и обучить стандартам работы с туристами. Я бы их свозила в Карелию или Ленинградскую область, показать, как там всё устроено.
– Имеют перспективу в республике подобные продукты?

– Конечно. На рынке их почти нет, предложения единичные, поэтому спрос высокий со стороны горожан. У нас очень много родителей с детьми, которые готовы ездить по таким программам. Я уже не говорю о школьных, студенческих группах и корпоративном отдыхе. Гастрономический фермерский туризм очень популярен. Спрос колоссальный. Я думаю, что у ребят всё будет хорошо.

Немаленький плот

Новички есть не только в агротуризме. Неожиданно для самого себя в новый вид бизнеса решил окунуться сыктывкарский предприниматель Сергей Гуров. И углубился так, что уже создал сайт и намерен в следующем году начать предоставлять свои туристические услуги, ориентированные опять-таки на внутреннего потребителя, городского жителя.

– Последние пять лет мы занимались туризмом для себя,– рассказывает он.– Избрали необычный способ – сплав на плоту. Причём это не рафт для экстремального сплава. У нас всё очень комфортно– большой разборный плот 4 на 8 метров, установлен подвесной мотор, большой шатёр, стол производственный, шесть стульев, мангал. Очень прочный плот. Было несколько непростых ситуаций во время сплавов, всяко нас покидало, и ветер был сильный, дожди, грозы. Плот испытан, надёжный. Каждый год стараемся два-три раза за лето ходить по маршруту. У нас теперь даже сленг появился, мы «ходим».

По словам Сергея, удовольствие это недешёвое. Нужно нанять «Газель», уехать за 100 километров, разгрузиться, собрать плот и сплавляться. Дополнительно туристы берут с собой лодку, водные лыжи, надувную «плюшку». Два-три дня сплава, а потом опять «Газель», перевозка.

– Мы не раз брали с собой друзей-знакомых, – продолжает Сергей. – В прошлом году с нами сплавился наш товарищ, заядлый охотник, рыбак. Он потом всю осень и зиму нас тиранил: надо делать туристический бизнес. Хотя для него туризм тоже не профильное дело. Мы начали потихоньку вникать во всё это, создали сайт. Весной приняли участие в семинаре по развитию туризма в Республике Коми. Сейчас разрабатывается туристический маршрут «Таёжное кольцо». Мы решили поучаствовать в этом проекте и назвать свой сайт этим именем. Окунаясь в эту среду, мы немножко расширяем своё видение туризма как такового. Плоты, охота, рыбалка – то, что собирались развивать, – мы будем это делать. Но на базе своего сайта мы хотим объединить всех участников кластера «Таёжное кольцо» и выступать в роли оператора. На нашем сайте, я надеюсь, будут представлены все участники, и любой желающий сможет увидеть всю полноту ассортимента представленных услуг. На сайте можно будет выбрать любой турпакет: этнотуризм, спортивный туризм – какой угодно.

Предприимчивые бизнесмены, может быть, начали бы работать на рынке туристических услуг уже в этом году, но столкнулись с неожиданными трудностями. Чтобы соблюсти букву закона, плот необходимо зарегистрировать в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), а это оказалось не так-то просто.

– На плот нам нужно получить документы в ГИМС. Там сидят представители государства, которые немножко в шоке от того, что их просят предоставить судовой билет на плот,– поясняет Сергей.– Соответственно нужно вместе с ними разрабатывать процедуру создания плота, делать чертежи, чтобы они участвовали в процессе и могли подтвердить: да, внутри вот такая-то конструкция. Только после этого мы сможем получить документ.

Вторая проблема – сдача плота в аренду. Дело в том, что, по задумке предпринимателей, они будут предоставлять не туристическую услугу, а транспортное средство – плот. Составить грамотный договор аренды оказалось нелегким делом.
– Мы должны обеспечить безопасность людей,– расставляет приоритеты предприниматель.– А сами понимаете, это очень сложный момент – есть нормальные адекватные люди, а есть любители алкоголя. Напьются, не дай Бог упадёт кто-нибудь за борт. Что с этим делать? Сейчас пытаемся учесть все нюансы. Мы должны очень детально прописать в договоре ответственность арендатора. Это не туристический маршрут в традиционном понимании, а аренда плота. Соответственно, арендатор должен будет нести некоторые обязательства. Из-за этих двух моментов (регистрации в ГИМС и составления договора) мы официально не выйдем на рынок в этом году. Пока катаемся в своё удовольствие, приглашаем друзей-товарищей попробовать наш плот в режиме тест-драйва.

Тем не менее на будущий год Сергей Гуров возлагает большие надежды. Он уверен, что все бюрократические тонкости будут улажены, и его необычный туристический продукт начнёт приносить доход.

– Скоро в поисковиках появится сайт «таёжное кольцо.рф». У нас запущена его предварительная версия, есть группа Вконтакте – уже можно понять, что это такое. Думаю, найдётся много желающих попробовать подобный вид отдыха, – уверен Сергей Гуров. – Этого ещё никто не делал в республике.

На мой вопрос, подразумевается ли на плоту присутствие представителя арендодателя, отвечает, что если нужен водитель, то он будет. Если нет – не будет.

– Если люди опытные и уже сплавлялись, то достаточно просто заключить договор аренды и спокойно их отправить,– говорит Сергей.– Если кто-то просто решил прокатиться группой, провести таким образом корпоратив или отметить день рождения, и никто не умеет управлять плотом, тогда будет предоставлен водитель. Если надо, доставим еду на плот, нужен повар – будет повар, нужны аниматоры – будут и они. Стандартный туристический пакет услуг будет обеспечен.


Инга Усачёва: «Люди хотят заниматься турбизнесом, но не знают, как»

Своим мнением о возможностях развития туризма в Республике Коми поделилась руководитель туристического информационного центра «Шуда олöм» Инга Усачёва.

– Что нужно делать, чтобы туризм в республике развивался? Власть должна взяться за это или люди на местах?

– Здесь должна быть синергия. Только власть или частные лица в одиночку не смогут решить эту задачу. Во-первых, сначала нужно сделать хороший продукт, а во-вторых, развивать и популяризировать такой вид отдыха. Пиар должен быть в том числе со стороны правительства. О том, что у нас много замечательных мест, действительно есть где отдохнуть. Должно работать сарафанное радио. Оно очень действенно. Кто-то побывал на турбазе, рассказал друзьям, и они приводят свою команду. Это если говорить о местных. Если размышлять о въездном туризме, то тут без поддержки правительства никак, раз уж мы смотрим на внешний рынок и ставим задачу привлекать клиентов из регионов России, Европы.

– В чём основная проблема туризма Республики Коми?

– Самая проблемная точка – это инфраструктура. Отсутствие дорог, кафе, элементарных туалетов. Если вы соберётесь в длительное путешествие и захотите где-то остановиться – негде пожить нормально.

Люди хотят заниматься турбизнесом, просто не знают, как. Их нужно научить. Организовать какие-то обучающие программы. Вот у меня есть ферма, и что? Нужно сделать это, это и это. Научить тех, кто хочет этим заниматься. А желающих уже много.

Поделиться в соцсетях
  • 161
    Поделились

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Аноним
Аноним
05.07.2014 10:16

Пока у нас перелет из Сыктывкара до Печоры стоит как из Лондона до Нью-Йорка, а номер в отеле времен совка, столько же сколько в испанской пятизвездочной грош цена всему туризму и всем развивальщикам туризма в коми. Как хотите называйте, а реально весь туризм – это бюджетный распил, начиная с Ыба.