Профессия: кузнец

Древнее ремесло ручной обработки металла в Корткеросе переживает не лучшие времена

11:20. 19 апреля, 2014  
  
0

Село Корткерос, расположенное на берегу Вычегды, в полусотне километров от Сыктывкара, считается родиной Корт Айки – в переводе с коми «железного свёкра», мифического кузнеца и колдуна, которого, по преданию, одолел в поединке святитель Стефан Пермский. Само название Корткерос переводится как «железная гора». В незапамятные времена, говорят, здесь был чуть ли не центр металлургической промышленности края – добывали руду, ковали мечи и орала. Местность славилась своими кузнецами. Однако от богатых традиций кузнечного искусства практически ничего не осталось. Древнее наследие пытается возродить лишь пара энтузиастов- самоучек. Одного из них нам удалось разыскать…

По легенде, Корт Айка в здешних краях был первым кузнецом, до него ковать железо никто не умел. Но из-за крайней нелюбви к людям свои умения и навыки он никому передавать не собирался и в конечном итоге унёс с собой в могилу. Конечно, к мифам нужно относиться как к мифам и не более, но меня до сих пор не покидает ощущение, что нынешняя ситуация в Корткеросе – эхо того древнего предания. Искусство ковки почти полностью забыто. Реанимировать кузнечное ремесло в Корткеросе пытаются в районной администрации. Именем мифического колдуна даже назвали фестиваль кузнечного мастерства, который должен пройти в Корткеросском районе этим летом. Как полагают организаторы, фестиваль призван сохранить многовековой опыт этого ремесла и показать уникальность мастеров, работающих с металлом. Правда, своим опытом будут делиться в основном заезжие «звёзды». Потому что местных кузнецов раз-два и обчёлся. Нам не без труда удалось найти и договориться о встрече с одним из местных мастеров, Андреем Царёвым…

Нас встретил молодой энергичный парень с широкой улыбкой на лице, представившийся Андрюхой. С виду и не скажешь, что кузнец. О том, что мы пришли по адресу, свидетельствовала масса кованых изделий возле дома. Кузница – небольшой сарай неподалёку. Внутри тесно. Я представлял себе всё по-другому. – А где печь? – задаю вопрос. – Вот она, – указывает Андрюха на небольшой, кубической формы предмет с отверстием. – Газовая. В чём-то она даже лучше угольной. Металл медленнее нагревается, но не горит. Конечно, нужен большой горн. Например, меч тут не выковать, а я бы хотел попробовать. Ну и помещение нужно подходящее. Я его столько времени «выбивал» в Корткеросе, в администрацию обращался, не помогли. Потом решил сделать кузницу прямо у дома. Но здесь соседи – до 11-12 вечера я не могу работать. Однажды в 6 утра вышел поработать, а сосед спал после хорошего застолья накануне. Говорит, лежу и не пойму, что это у меня в голове звенит. После этого я только часов в 10 утра, когда уже все проснутся, начинаю. Зимой, в 30 градусов мороза, здесь тоже не поработаешь, вот и приходится, пока холодно, заниматься сантехникой, сваркой, системами отопления. Сейчас вопрос по помещению решился, один коммерсант мне обещает его предоставить в аренду.

– Как ты вообще пришёл в кузнечное дело? Какие-то семейные традиции?

– В семье никто с металлом не занимался. Так получилось, что в 17 лет я закончил школу, поступил в медицинское училище, не доучился. Понял, что не моё. Пошёл в доручасток, а там пацаны с металлом возятся. Я тогда только с деревом работал. Но у меня от него аллергия – чихаю, краснею и пухну. Решил: надо попробовать заняться металлом. И затянуло меня в эту «железную колею». А что? Металл – «прикольный», из него всякие вещи можно делать. Некоторые говорят, что неприятно, что он холодный, острый, режешься, но я к этому уже привык.

– А когда горячий?

– Это ещё «прикольней», когда обжигаешься. На меня жена постоянно кричит: мол, когда начнёшь нормально одеваться – летом весь в ожогах. Когда бьёшь молотом, всё отлетает, прилипает к коже. Нравится мне металл, что тут поделать!..

– Так кто-то всё же научил с ним обращаться?

– Сам всему научился. Дядька немного помогал. Но ему быстро надоело, я к нему постоянно приставал: «Покажи да покажи». Ну он и сказал, чтобы я сам разбирался.

– Может, всё-таки есть у кого перенять опыт?

– Да почти нет никого. Профессия кузнеца уходящая. Подойти и элементарно спросить, как, допустим, сделать петлю, и то не к кому… Я по району ездил, искал кузнеца нормального. Все либо спились, либо на кладбище… Ездить надо, смотреть. Но на это же время требуется. Учебники и видео-школы тоже не помогут. Что-то, может, получится, но всё равно нужен живой мастер, чтобы индивидуально тебе всё объяснил. Это не гвоздь забить. Тут всё по-другому, тут хитрости. Надо искать кузнецов. Знаю, в Вологде есть молодой парень, его отец научил. Хочу к нему съездить. Есть ещё в Печоре кузнец, выше меня на голову, лапа – две моих. Вот это кузнец! Молотом один раз бах – металл сразу в лепёшку! Один такой в Печоре остался. Я с ним в прошлом году познакомился. Но к нему я успею съездить, надо сначала в Вологду попасть. Конечно, хочется расти, развиваться.

– Дальнейшую свою судьбу связываешь с этим ремеслом?

– Теперь помещение дают, так что, конечно. Мне нравится этим заниматься. Заказы поступают. Ко мне даже молодые пацаны приходят, спрашивают, есть ли у меня для них работа. Я им говорю, что не справятся – я работаю без выходных. Один парень два дня походил, начал жаловаться: у меня всё болит. Привычка нужна молотом махать.

– Какие заказы в основном поступают?

– Ограды. Рисунок давайте – сделаю, не вопрос. Летом достаточно много на них заказов. Потом цветочки кованые большим спросом пользуются, лопатки, кочерги, решётки для каминов. Зимой заказали козырьки на подъезд: «Нам только не надо, как на кладбище, сделай грубо». «Это как»? – спрашиваю. «Чтобы квадраты были, круги и ромбы». Да пожалуйста, как угодно. Вообще изначально все эти вензеля придуманы были не для кладбища, а для украшения домов.

– Летом у вас в Корткеросе пройдёт фестиваль кузнечного мастерства. Не планируешь принять участие?

– Не-не, я не буду. Пусть делают, что хотят, я не стану участвовать.

– Почему?

– Не люблю я такие сборища, всю эту показуху.

– То есть рассматриваешь кузнечное ремесло как чистое творчество для себя?

– Если для себя, то нужно делать это бесплатно, а это мой хлеб…

Спонсор публикации

Для современных интерьеров всё чаще используются элементы художественной ковки. Такие дизайнерские решения подчёркивают изысканный стиль помещения, а так же являются невероятно прочными и долговечными. Цены художественной ковки в Москве у Тантьемы Вы найдёте на сайте tantema.ru

Поделиться в соцсетях
  • 11
    Поделились

avatar
1000