Они были «святыми»? (ФОТО)

В Сыктывкаре презентовали шестой выпуск альманаха-антологии «История совести. Завещание Лихачева»

Автор:   
19:05. 21 декабря, 2013  
  
16

Вчера, 20 декабря, в  пурпурном зале Торгово-промышленной палаты Республики Коми в Сыктывкаре прошла презентация шестого выпуска Международного литературно-культурологического альманаха-антологии «История совести. Завещание Д. С. Лихачева», посвящённого теме «Святые девяностые: двадцать лет пути к свободе».

 

Встреча проходила в виде круглого стола – вечера памяти «отца экономических реформ в России» Егора Гайдара. В зале собрались известные в Коми ученые, правозащитники, общественники, меценаты и гражданские активисты – всего около 50 человек, среди которых председатель общественно-издательского совета журнала, министр культуры Республики Коми Артур Рудольф, академики Асхаб Асхабов и Игорь Жеребцов, культурологи Олег Чуб, Владимир Сулимов, писатель Пётр Столповский, бывший прокурор Коми Виктор Ковалевский, экс-министр промышленности региона Николай Герасимов, общественники Вероника Шевченко, Рейнгольд Бихерт, Александр Островский, Павел Андреев и другие.

По словам издателей, шестой выпуск в отличие от предыдущих увидел свет не только благодаря поддержке сыктывкарского бизнес-сообщества, но и за счёт Фонда Егора Гайдара и Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина (который, кстати, попросил первый тираж журнала почти полностью отправить в Москву из-за высокой степени востребованности в научных кругах столицы. По этой причине презентация альманаха в Сыктывкаре состоялась значительно позже московской).

Основная тема нового альманаха звучит как «Святые девяностые: двадцать лет пути к свободе»: номер посвящён двадцатилетию начала демократических реформ в России. Издание содержит публикации крупнейших российских экспертов и аналитиков – известных политиков, чиновников, общественников, журналистов, правозащитников, деятелей культуры и искусства (таких как Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин, Леонид Гозман, Александр Дворкович, Алла Гербер, Игорь Юргенс, Валерия Новодворская, Сергей Караганов, Николай Сванидзе, Владимир Войнович, Александр Городницкий, Юрий Нагибин, Михаил Федотов, Юрий Афанасьев, Алексей Герман и др.), которые отвечают на ряд вопросов: что произошло с Россией в 1991 году, чем стал август 1991-го в тысячелетней исторической и социокультурной парадигме страны, были ли девяностые годы «лихими», какие уроки демократического транзита страна может извлечь из этого времени, как взаимосвязаны модернизация и демократизация институтов в современной российской ситуации, и осуществим ли проект десталинизации сегодня? Как отмечают издатели, некоторые из авторов лично «творили историю в 90-е годы», среди других же есть «те, от кого зависит становление демократии в сегодняшней модернизирующейся России».

Перед началом презентации «Истории совести» собравшимся показали видеоролик, посвящённый Егору Гайдару, которого не стало в декабре 2009 года.

Затем участники презентации обсудили актуальность данного литературно-культурологического издания, отметили востребованность информации историко-политического типа, поговорили о различиях между понятиями патриотизма, национализма и фашизма.

В какой-то момент слово взял  бывший министр промышленности Республики Коми Николай Герасимов. Он заявил, что не согласен с издателями альманаха, которые обозначили девяностые годы прошлого века «святыми»:

– Сейчас мы находимся ещё дальше от свободы, чем двадцать лет назад! Мы стоим у трещины, по разным сторонам которой либеральная тусовка и националистическая. И спор их достиг такой стадии, когда компромисс почти невозможен. Кроме того, многим масштабным личностям нет места ни в той, ни в другой тусовке: например, Александру Солженицыну, Владимиру Максимову, Александру Зиновьеву, Максиму Кантору, Игорю Титкову… Но самое главное, что народ далеко от этих тусовок, и для них это норма – им важен их спор. А потому шанс дожить до пустых прилавков у нас возник снова…

Корреспондент «Красного знамени» решил выяснить, почему же, действительно, издатели считают девяностые «святыми», и обратился с этим вопросом к главному редактору журнала Олегу Чубу. 

– Словосочетание «святые девяностые» нельзя понимать буквально – это, конечно, метафора. Так же, как, к примеру, пресловутая «святая Русь» исторически была далеко не святой. Эпитет «святые» относится в первую очередь к идеалам людей, живших в то время. Главные идеалы – свобода, права и достоинство человеческой личности, которые впервые в российской истории были официально провозглашены на государственном уровне. Тогда же впервые в российской истории возникли предпосылки для конкурентного рынка и политической демократии. Мы обратились к ряду экспертов – политиков, ученых, правозащитников, деятелей культуры – с просьбой оценить успехи и неудачи либерального проекта 90-х. При всем разбросе мнений, почти все сошлись в том, что именно тогда России удалось преодолеть тысячелетнюю традицию несвободы и вернуться на «столбовую дорогу» мировой истории. То, что сегодня годы рождения новой России мажут черной краской и называют «лихими», нам представляется очень опасным. Ведь нынешняя власть «выросла» именно из девяностых, и идеи рыночной конкуренции, частной собственности, либерального капитализма никто из представителей политического истеблишмента не собирается отрицать. Поэтому те, кто походя пинают «лихие девяностые», вольно или невольно дают идеологическое оружие в руки сил, мечтающих о реванше: совершить социальную революцию в России, снова все «отнять и поделить», сделать из страны закрытую крепость, противостоящую всему человечеству. Эти угрозы очень серьезны, особенно в свете набирающих силу в России националистических настроений. Смотрите, что происходит: с одной стороны – уравнительские настроения, а с другой – националистические. А все вместе известно как называется – национал-социализм. Это мина под российскую государственность, прямой путь к утверждению русского фашизма, сепаратизму и распаду страны. Всем этим тенденциям, на наш взгляд, необходимо противопоставить гражданское просвещение населения, чем мы по мере сил и возможностей и занимаемся, – пояснил г-н Чуб.

Отметим, что все желающие могут бесплатно получить журнал при обращении на имя председателя общественно-издательского совета Артура Рудольфа или в Фонд образовательных и социокультурных инноваций. Кроме того, существует возможность скачать электронную версию литературно-культурологического издания на сайтах «Историческая память: ХХ век», «Твоя история», «История совести. Завещание Д. С. Лихачёва».

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
16 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
БучоЧитательодним словомВладаТеребихину Recent comment authors
новые старые популярные
И всерьез ведь
Гость
И всерьез ведь

Хоть святых выноси….

Манасарянц С.В.
Гость
Манасарянц С.В.

Если бы не мое товарищеское отношение к Рудольфу А.А., то не разрешил бы презентацию всего “СВЯТОГО”, о 90-х.

13
Гость
13

Забавные типы! Выпустили для себя журнал! Клуб будущих покойников! Нет доверия таким пройдохам, особенно когда главный редактор этого с нерусской фамилией заявляет : – свобода, права и достоинство человеческой личности, которые впервые в российской истории были официально провозглашены на государственном уровне” . Тупо пиз..т, на гос уровне права и свободы… Читать далее »

НЕ святой в их смысле
Гость
НЕ святой в их смысле

Создаётся впечатление, что там один Герасимов и трезвый был.

Манасарянцу С.В.
Гость
Манасарянцу С.В.

Странно слышать такие рассуждения от человека, сделавшего бизнес в проклятые 90-е. Наверное, он спит и видит, как бритоголовые головорезы под красными флагами придут раскулачивать его “палату”, а его вместе с семьей отправят поправлять здоровье в Магадан или Куропаты. Поразительна человеческая недальновидность, если не сказать откровеннее…

Об альманахе
Гость
Об альманахе

Почему альманах – международный? Почему не российский? 90-е годы не “святые”. Русь – святая. Герасимов прав.

дуст
Гость
дуст

13-ый, я тебя не узнаю, откуда такой поворот в лучшую сторону?

Протопоп
Гость
Протопоп

Это правильно,что международный, в РФ много народов и это уважение к ним и к другим тоже, братьям нашим таджикам, киргизам, узбекам.

Геолог
Гость
Геолог

Нормальненко так, Герасимов, бывший парторг Полярноуралгеологии втиравший нам о неизбежной победе коммунизма и приватизировавший в 90-е годы геологоразведку, выступает против реформ 90-х, мама я болею…. Рудольф с сотоварищи у меня вызывают уважение – Герасимова ни один геолог не то, что уважения. а ..

Владимир Теребихин
Гость
Владимир Теребихин

И «Святое» и «Лихое» 1. Издание в Республике Коми Международного литературно-культурологического альманаха-антологии «История совести. Завещание Д. С. Лихачева» делает честь нашему региону, формирует позитивный интеллектуальный имидж Республики Коми. Спасибо издателям. 2. В 90-е годы в России произошла революционная реформа, сложнейшая социетальная трансформация. Как и любая революция – это сложное взаимосвязанное,… Читать далее »

Теребихину
Гость
Теребихину

Увы, то, что Вы сказали и что говорилось ТАМ – не одно и то же…Там говорилось о “святых”…

Влада
Гость
Влада

Это 90-е святые? Если святые представляются такими, то мы живём в аду и тем довольны. В 90-х одни бесились с жиру, втаптывая в грязь всё святое, другие мёрли, как мухи. Причём, многие мёрли как в самые страшные войны – с голоду. Правда в этом улучшении жизни и живые, и умирающие… Читать далее »

Влада
Гость
Влада

Это 90-е святые? Если святые представляются такими, то мы живём в аду и тем довольны. В 90-х одни бесились с жиру, втаптывая в грязь всё святое, другие мёрли, как мухи. Причём, многие мёрли как в самые страшные войны – с голоду. Правда в этом улучшении жизни и живые, и умирающие… Читать далее »

одним словом
Гость
одним словом

Словоблудие.

Читатель
Гость
Читатель

Воры пиарят свободу от закона. А Рудольф в первую очередь.

Бучо
Гость
Бучо

Артур Рудольф – перевёртыш, оборотень. В конце 80-х был инструктором отдела пропаганды и агитации горкома КПСС.