Владимир Шаронов снял уже третий фильм о философе Льве Карсавине (ВИДЕО)

В нём звучат фрагменты произведений воркутинского политкаторжанина

Автор:   
19:39. 9 сентября, 2013  
  
0

Известный в Коми журналист, ныне председатель калининградской ГТРК “Янтарь” Владимир Шаронов снял еще один, уже третий по счёту, фильм о русском философе Льве Карсавине.

 

 

 

 

Новая работа Шаронова называется “Пока не требует поэта…”:

 


– Я старался максимально ответственно подойти к работе, особенно по отношению к воссозданию аутентичных примет времени и атмосферы, – сообщил автор фильма “Красному знамени”. – Скажем, когда речь идет о Пикассо, Фернане Леже, дадаизме и сюррелализме в самом начале или о первом сюрреалистическом фильме Жермена Дюлана “Раковина и священник”, звучит музыка их современника Эрика Сати. Литовская часть оформлена музыкой и картинами Микалоюса Чюрлениса, музыкой Юозаса Груодиса и Чеславаса Саснаускаса. Звучат и фрагменты произведений воркутинского политкаторжанина композитора Михаила Носырева (“Песнь торжествующей любви”).

– Столь “странные” стыковки и переходы, видимо, не случайны?

– Безусловно. Есть для внимательного зрителя и множество неявных, но также не случайных намеков. Структуралистская разметка “Троицы” навеяна умозрительным характером многих спекулятивных интеллектуальных  построений Карсавина. Сближение темы любви, образа Елены Скржинской с Распятием и Богом умного зрителя  провоцирует поразмышлять об отношениях двух тем – эротизма и чистых мистических переживаний. Если добросовестный ум пойдет далее, то обнаружит, сколь по-разному воспринимались эти темы у любимых Карсавиным ранних средневековых мистиков – блаженной Анджеллы, Гюго и Ришара из Святого Виктора – и нашим современником. Даже кинохроника (сцена с сумасшедшим на Канатчиковой даче), привлеченная для иллюстрации “Поэмы о смерти”, из “того”, карсавинского времени, авторства Дзиги Вертова. 

– Что нового вы открыли для себя, исследуя творчество Карсавина, при создании этого фильма?

– Стало понятно, почему Карсавин удостоился титула “Литовский Платон”: Совсем не от того, что он выучил литовский язык и даже написал многое по-литовски, в том числе “Историю Европейской культуры” в 5-ти томах (5-й том – в 2-х томах). Главная заслуга Карсавина  в том, что он подтвердил философскую и богословскую полноценность литовского языка после долгого гнета насильно внедренной “гражданки”, тормозившего развитие языка.

Далее. Возвращено не только имя, но и облик (найдены уникальные фотографии) Густава Андресаса Веттера, после переписки с Карсавиным ставшего (совместно с Бохеньским) основателем советологии и ведущим знатоком исторического и диалектического материализма. 
 

Наконец, впервые показаны около сотни фрагментов уникальных документов и фотографии из личных архивов, имеющих прямое отношение к судьбе Карсавина.

 

– В чём основное отличие этой работы от предыдущих двух?

– Полагаю, что без ущерба для научной добросовестности преодолен узко-научный подход в понимании личности и идей Льва Платоновича. Сциентизм по отношению к работам Карсавина дает только иллюзию понимания этого мыслителя, пусть и пышно украшенную пустоцветом сонма имен великих мыслителей… Здесь же все увидено, понято и пересказано зрителю (впрочем, как и в первых двух фильмах) через духовные проблемы нашего современника. Только так имя Карсавина вырывается из дурной бесконечности пошлого казенного изложения в стиле “Родился, женился… Писал о… На его творчество повлияли…  Скончался…” и появляется шанс понять очень непростое творчество и живую личность Карсавина.

Кстати, все это не могло бы состояться без отклика на проект моих друзей и собеседников – религиозного философа Константина Иванова и монахини Феодоры из Джорданвилля.

 

 

Предыдущие фильмы Владимира Шаронова о Льве Карсавине

 

“Душа любить осуждена…”

 

 

Уроки обречённой веры

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments