Рыцарь детских печалей

Тёплые слова о Народном учителе СССР Александре Католикове

Судьба и действие Александра Александровича Католикова, директора агрошколы-интерната, Народного учителя СССР, народного депутата СССР от Советского детского фонда им. В.И. Ленина, сделали его подлинным рыцарем детства. 23 года он руководил агрошколой-интернатом в Сыктывкаре, которая за годы его участия в детских судьбах стала добрым и тёплым домом.  Особенно для тех, кто уже вырос, переступил порог этого дома, ушёл во взрослую жизнь, но с доброй памятью, воспоминаниями возвращается туда бесконечно – с любовью и благодарностью к близкому человеку, заменившему отца сотням детей. Сан Саныча, так его звали, не стало в июне 1995, но память о нём останется навсегда.

 

 

 

 

 

В советские времена в школе-интернате проживало до 360 детей. Были они не только из нашей респуб­лики – со всего Союза. Как-то нам дали задание: подсчитать, дети каких национальностей проживают в интернате. Оказалось – 16-ти. Были грузины, украинцы, коми, русские, литовцы, белорусы… И всем было уютно и хорошо вместе с таким батей!

Александру Александровичу очень хотелось улучшить быт детей, чтобы жили они комфортно по 2-3 человека в комнате. В тяжёлых условиях кризиса построили новый корпус. Вспоминая, выпускники говорят: «Счастьем были переполнены».  А ещё  мечтал А.А. Католиков, когда детей будет меньше, устроить в этом корпусе постинтернатный дом. Чтобы выпускники-студенты, обучаясь в учебных заведениях, могли жить у себя, в своём доме. Здесь все свои, родные: учителя, воспитатели, нянечки, повара. Несколько комнат хотел оставить под гостиницу. Говорил: «Приедут  в гости с семьями, будет где остановиться в своём доме. Им будет приятно. А мы будем счастливы видеть взрослых детей».

Теперь в интернате количество воспитанников сократилось, но мечта Александра Католикова не осуществилась. Надеемся, что это произойдёт в будущем. Ведь всякое благородное доброе  дело – это судьба носителя доброты и нравственных поступков…
Католиков выбрал не самое лёгкое, а, напротив, самое трудное дело – пошёл работать в школу-интернат, к детям, чья участь порой ещё более горькая, чем сиротская. Потому что их родители живы, они где-то есть, но лишены самого священного права – права родительского. Александр Александрович был очень живой, в чём-то меняющийся, в чем-то стабильно надёжный, отнюдь непростой и очень серьёзный человек. Его движущей силой был большой педагогический коллектив, созданный годами, коллектив работников, коллектив энтузиастов. Сегодня это уже ветераны, мало кто остался в детском доме. Но все они до сих пор следят за жизнью в интернате. Готовы прий­ти на помощь, радуются всякий раз за тех, кто снова где-то выдержал экзамен на мужество, на честность, на успех. А гордиться есть чем. Вот что пишут выпускники учреждения и педагоги.

***

Мухина Надежда. Мне 26 лет. В шесть  лет я попала в школу-интернат. С тех пор прошло немало времени. Оглядываясь назад, вспоминаю многое. Точно знаю, всё, что происходит в жизни, все идёт во благо. Я благодарю Бога за то, что он дал мне возможность именно так познать жизнь. Наверное, только в отсутствие материнской любви учишься любить чужих детей, только здесь, оставленным  и покинутым, проявляешь заботу о других, находишь шанс стать Человеком. И, безусловно, нам во всём помогали любимые воспитатели, педагоги. Своим живым примером учили, как действовать в той или иной ситуации. В интернате я научилась работать командой. Работая бригадой в Межадоре, стремясь к общей цели, понимаешь важность труда в воспитании детей. Именно тогда узнаёшь цену и простой картошки, и на что ты способен сам. А главное – становишься ответственным, дисциплинированным, наблюдательным.

Более всего меня привлекала работа с растениями. Всегда были интересны уроки биологии, на которых открывались тайны природы. Продолжением этих уроков были поле, теплицы, зоосад. Наверное, поэтому я и пошла дальше по этому пути, выучилась на агронома. Межадор – это ещё и отдых от суеты городских будней. Сходить в баню, уйти с классом в поход, искупаться в чистой речке, восхищаться звёздным небом – всё это навсегда остаётся в памяти. Благодарю судьбу, А.А. Католикова, преклоняюсь перед своей первой учительницей Елизаветой Яковлевной Лукиной, любимой воспитательницей Зоей Николаевной Шамриковой, моим учителем и теперь коллегой Дымовой Л.М.

Заканчиваю Вятскую сельскохозяйственную академию, впереди экзамены, диплом. Приехать не могу. Поклонитесь за меня, поставьте свечку Александру Александровичу – моему отцу.

Исаков Сергей. Судьба свела меня с А.А. Католиковым в середине 80-х, когда я проходил летнюю педагогическую практику. Многие студенты выбирали тогда южные лагеря, а я выбрал пионерский лагерь «Дружба» школы-интерната № 1 города Сыктывкара.   В один из дней в  начале смены занимались мы с моими мальчишками-восьмиклассниками ремонтом вольера в зоосаде лагеря. Было жарко, работать на солнцепёке нелегко. И вот подъехал на «Волге» Александр Александрович, по-хозяйски оглядел наш «объект» и, поговорив по очереди со всеми пацанами, пошутив немного, принялся расспрашивать меня о семье, учёбе и т.д. Узнав, что я отслужил в строительных частях, обрадовался, мол, работы подходящей в лагере очень много, в чём я потом в течение смены не раз убеждался.

Поручил он нам однажды сделать изгородь вокруг малинника на берегу Малой Визинги. Старались парни не за страх, а за совесть. И вот подходила наша работа уже к финалу, подъехал директор проверить наше «рабочее место». То ли бригадир-восьмиклассник что-то не так понял на Совете бригадиров, то ли ещё что, но получили мы суровый директорский нагоняй: заборчик оказался низковат. К вечеру, конечно, всё было переделано, как надо, а Александр Александрович на ужине в столовой, как ни в чём не бывало, ещё мальчишек и похвалил.

Вообще тогда меня просто поразило отношение Католикова к детям и детей к нему.  На мой взгляд, это был своего рода строгий, внимательный, никого и ничего не упускающий из виду и одновременно заботливый и любящий отец. А дети – и младшие, и старшие – знали, что рядом есть большой и сильный человек, который всегда защитит, поможет, подбодрит, подскажет. Вниманием не был обделён никто: ни дети, ни мы, взрослые.  Многим из нас он помогал, но главными для него всё же были дети.

Совершенно потрясающе Католиков устраивал субботники. Собирал в девять вечера старшеклассников, вооружались граблями и лопатами, заводили трактор и отправлялись куда-нибудь на полузаросший участок территории. Ворчание недовольных легко прерывал такой шуткой, после которой улыбка сама появлялась на лицах. А после работы – баня с сауной, второй ужин с яичницей, бутербродами, сладким чаем и вареньем!..

Бесконечно долго можно вспоминать Александра Александровича. Часто рассказываю о нём и своим нынешним воспитанникам. И надо видеть их реакцию на мои слова о Католикове, их лица! Сам часто думаю, как бы поступил Александр Александрович в той или иной ситуации, что бы он посоветовал.

 

Селиванова  Аня. Для меня самое главное – моя семья. У меня двое детей. Муж – военный, служит на Дальнем Востоке. Его родители живут в Санкт-Петербурге. К ним приезжаем летом. У них большая дача. Охотно помогаю им в хозяйстве, на земле. Выращиваем картофель, овощи, ягоды. Много цветов. Всё знакомо, всё умею. Горжусь, что детство прошло в Католиковском детском доме, на межадорской даче, где я получила такие навыки. Поклонитесь за меня перед Отцом!

 

Нестерова Наталья. Не перестаю восхищаться муд­ростью и педагогическим талантом Александра Александровича. Организовав лагерь в Межадоре, он не только доверил нам собственное дело, но и помог поверить в себя, научил уважать любой труд, ценить людей. Романтика путешествий стала неизменным спутником нашей жизни. Нам стало интересно, мы перестали жалеть себя.  И  ЖИТЬ ЗАХОТЕЛОСЬ!

 

Это я – Витя. Мы звали Межадор дачей. Как хорошо, что у нас была дача. Я всегда играл с собачкой, которую мне подарил  Сан Саныч на день рождения. А мой друг Ваня всегда кормил козлёнка, а девочки в цветах возились. Мы всегда чувствовали, что это не просто отдых, организованный для детей, а обыкновенная жизнь ребятишек на лоне природы.

 

Остров А.А. Католикова, его школа-интернат – надёжная пристань нашей человеческой заботы о детях самой трудной и неустроенной судьбы – должна продолжать жить, его наследие должно быть продолжено и защищено нашим правительством. Пусть же у каждого ребёнка, обиженного судьбой, будут дом и семья, где ему возвратят детство.

 

 

Коллектив ветеранов труда ДДШ №1 им. А.А. Католикова

Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
дуст
дуст
22.06.2013 10:17

встречался с некоторыми воспитанниками, ведут себя мягко говоря не “корректно”.

Местный
Местный
22.06.2013 16:14

Наивно предполагать,уважаемый,что в интернате сплошь ангелочки с крылышками. Этим детишкам столько пришлось пережить и перенести,что след на всю жизнь.А много ли домашних детей ведут себя корректно.Увы,нет.