В Коми обсудили обязательное изучение коми языка

А есть ли проблема?

16:18. 14 марта, 2013  
  
41

“Круглый стол” на тему «Обязательное изучение коми языка в школах: «за» и «против» прошёл вчера в Общественной палате республики.

 

Поводом для дебатов послужило письмо Ольги Луневой из Выльгорта. Мать будущего первоклашки написала в адрес Главы Коми письмо с просьбой отменить обязательное изучение коми языка в школе. Сама Ольга Лунева на “круглый стол” не явилась, сославшись на занятость.

Первой слово дали заместителю министерства образования Коми Наталье Студиград, она прокомментировала, что есть Конституция Республики Коми, есть закон «О государственных языках», есть закон «Об образовании» Республики Коми со статьёй 1.3, где чётко определено, что в каждой общеобразовательной школе, имеющей государственную аккредитацию, русский и коми языки как государственные изучаются обязательно. Кроме того, в образовательных учреждениях изучают язык дифференцированно: как родной и как неродной с меньшим количеством часов. По её словам, изучение коми языка никоим образом не сказывается на качестве знаний учеников. Напротив, практика показывает, что билингвы (владеющие двумя языками) легче усваивают русскую грамматику. Это доказывают и результаты ЕГЭ. В то же время замминистра посетовала, что качественных методик и учебников по изучению коми языка на данный момент нет, но работа над этим ведётся уже на протяжении 20 лет (со дня признания коми языка в РК государственным в 1992 году). На разработку учебников бюджет республики только в этом году выделил 13 миллионов 656 тысяч рублей, и практически во всех школах кабинеты по изучению коми оборудованы медиаоборудованием.

Заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Юрий Шабаев слова Натальи Студиград подверг сомнению и заявил, что недовольство родителей исходит не из-за того, что русских детей заставляют изучать коми язык, а из-за форм и методов образовательного процесса – методики слабы или их попросту нет.

В свою очередь, Валентина Лимерова, возглавляющая созданный 20 лет назад Центр научно-методического обеспечения преподавания коми языка и литературы в образовательных учреждениях РК (она является автором 9 учебников по коми языку), сказала, что 20 лет — не срок для фундаментальной разработки методик. Кроме того, национальный факультет, выпускающий специалистов по коми филологии, упразднён, и недостаток в кадрах острый.

С Юрием Шабаевым отчасти согласился председатель комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты РК Мнацакан Никогосян. Согласно его личному опросу студентов, подготовка преподавателей коми языка крайне низкая. В то же время он признал выбор темы для обсуждения крайне некорректной, неэтичной и ведущей к разжиганию межнациональных отношений. 

Поделиться в соцсетях

guest
41 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Влада
Влада
14.03.2013 20:15

Мать будущего первоклашки написала в адрес Главы Коми письмо с просьбой отменить обязательное изучение коми языка в школе. Сама Ольга Лунева на круглый стол не явилась, сославшись на занятость= Ольга Лунёва, пренебрежительно относящаяся к ннациональным традициям и национальному языку, может перебраться жить в Россию. Там коми языка нет и никто… Читать далее »

Интересующийся
Интересующийся
14.03.2013 20:22

Недовольство родителей исходит исключительно из-за того, что русских детей заставляют изучать коми язык.

Интересующийся
Интересующийся
14.03.2013 20:30

Кстати, комментарий выше очень показателен – “… может перебраться жить в Россию”.

мнениё
мнениё
15.03.2013 00:33

Ольге Лунёвой вместе с сыном лучше перебраться в Татарстан. Там она быстро поумнеет.

Недовольный решением
Недовольный решением
15.03.2013 11:31

“есть закон «О государственных языках», есть закон «Об образовании» Республики Коми со статьёй 1.3, где чётко определено, что в каждой общеобразовательной школе, имеющей государственную аккредитацию, русский и коми языки как государственные изучаются обязательно”Приняли какой-то местечковый закон и теперь на него ссылаются.Общегосударственный язык – русский. Хотите изучать Коми язык, сохранять свою… Читать далее »

Воркутинец
Воркутинец
15.03.2013 11:45

О необходимости изучения коми языка можно узнать просто: нужно выйти на улицу и спросить у прохожих на коми языке – нужно чтобы дети принудительно учили в школе коми язык или нет. Я уверен, что у нас в Воркуте менее 1% ответит на этот вопрос, если ещё такие найдутся!!! Тогда нахрена???… Читать далее »

Не воркутинец
Не воркутинец
15.03.2013 12:20

Коми язык является государственным языком Республики Коми и является обязательным для обучения наряду с другими предметами. Это закон, закон следует уважать и выполнять. Если ребенок не справляется со школьной программой обычно его направляют на медико-социальную комиссию и определяют на более легкие формы обучения. Но думаю дело не в этом, дело… Читать далее »

КОМИ
КОМИ
15.03.2013 12:21

ВОРКУТИНЕЦ, ПОДАЙ В СУД. СЛАБО?

Северянин
Северянин
15.03.2013 12:30

Спасибо Ольге Лунёвой за открыто поднятую тему. То, что она не пришла на некий “круглый стол” – это абсолютно правильно, разговаривать с “заседателями” бесполезно, да и вредно для нервной системы.Гр-н Никогосян заявил, что поднята тема является: “некорректной, неэтичной и ведущей к разжиганию межнациональных отношений”- ярчайший пример постановки проблемы с ног… Читать далее »

Северянка
Северянка
15.03.2013 12:38

Коми язык является государственным языком Республики Коми и должен изучаться не факультативно, а на ряду с остальными предметами. Мы живем в национальной республике, хоть этот факт никак не укладывается у некоторых в голове. Отказ от изучения языка является нарушением Конституции. То, что происходит сейчас на все информационных ресурсах республики уже… Читать далее »

Воркутинец
Воркутинец
15.03.2013 13:52

Если господа коминационалисты не грамотны юридечески, то в качестве ликбеза подскажу, что даже в таком автономном образовании как республика Коми существует главенство Верховного закона, коим у нас является Конституция России, где чётко и ясно написано Статья 681. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. а так… Читать далее »

лесник
лесник
15.03.2013 14:28

100% внучка учить Коми язык не будет.Пусть выучить русский,английский.Вот эти языки ей нужны будут по жизни.Для расширения кругозора,если сама захочет,на факультативе – Коми.Голосуйте!99% – ЗА.

Житель
Житель
15.03.2013 14:35

В Коми хотя и главенствуют законы РФ, но местные законы не противоречат федеральному законодательству. Поэтому Конституцию Коми Республики воркутинцу (он же – Северянин) придется соблюдать, а дети будут учить коми язык в соответствии с Законами РК и РФ. Русский язык изучается не добровольно, а по закону – т.е. тоже обязаловка,… Читать далее »

леснику
леснику
15.03.2013 15:10

Внучка твоя 146% будет учить коми язык. И русский с английским тоже, само собой.

Баззи
Баззи
15.03.2013 15:33

только зря дитей мучают. коми сами свой язык просрали. много семей знаю мать-отец коми, по коми говорят, а дети их не владеют языком. а теперь давай, возраждай им язык, ими же и утраченный

Баззику
Баззику
15.03.2013 15:49

Совершенно с Вами согласен. Давайте никаких языков возрождать не будем. Русский тоже на хрен не сдался. Всё равно в интернете пишут без всяких правил. Вообще, чем человек тупее, тем жить ему проще и приятней. Вот Вы судя по всему очень счастливый человек.

Баззи
Баззи
15.03.2013 16:01

“судя по всему ” лоханулись сударь. всего вы еще не видали, не слыхали. могли бы и на коми написать. я бы поняла

Баззику
Баззику
15.03.2013 16:15

У меня в отличие от сегодняшних детей, не было возможности изучать родной язык в школе. Тем самым, государство грубо попрало мои права, и это уже ничем не исправишь. Но коми кыв ме ТОда да радейта. А тОнО мен жаль: йОй и выим йОй, мый нин каран.

Баззи
Баззи
15.03.2013 16:19

надоже. несколько веков коми язык государство не прало, не прало, коми язык свой знали, а потом бац и попрало

Баззику
Баззику
15.03.2013 16:27

Да, Вам точно коми язык изучать не надо, Вы и русский-то освоить не смогли. Но не стоит всех по своей мерке мерять.

Северянин-Воркутинцу
Северянин-Воркутинцу
15.03.2013 17:55

Уважаемый единомышленник, весьма польщён тем, что некое лицо выступающее под псевдонимом “Житель” сочло нас одним и тем же комментатором. Ответных убедительных аргументов кроме обильного слюноизвержения не наблюдается.Значить наша позиция задела карликов за живое. Шелуха осыпается, причём со страшной силой!

Северяне и Воркутинцы
Северяне и Воркутинцы
15.03.2013 18:05

А вы представляете как на северах жить тяжело! От холода мозг усыхает, еще один язык никак не помещается. К тому же кожа шелушится со страшной силой и с ростом тоже проблема. А вы говорите коми язык.

жителю и прочим коминацистам от воркутинца
жителю и прочим коминацистам от воркутинца
15.03.2013 22:07

да, учиться перевирать и подстраивать под себя законы у вас можно, но не нужно. Мы северяне и в т.ч. воркутинцы живём в стране, которая называется Россия и поэтому для нас главенство закона не пустой звук и не повод наклепать местных конституций, непонятно зачем и потом потешаться над другими национальностями. Выделение… Читать далее »

Зря Вы так
Зря Вы так
15.03.2013 22:43

Коми язык сейчас находится в трудном положении и то, что коми сейчас стараются защитить его преподавание – это не коминацизм, это инстинкт самосохранения нации, нам нужна коми интеллигенция, будущие коми писатели, поэты,лингвисты, ученые. Не будет обучения коми языку, не будет и их. Не наша вина, что многолетняя политика государства привела… Читать далее »

Зря вы таку от воркутинца
Зря вы таку от воркутинца
16.03.2013 00:01

Никто же не против сохранения вашего языка. Учите его сколько хотите, пишите на нём стихи и учёные пусть на коми языке бозон Хигса-яс ищут, все только за!!! Зачем русских детей насильно заставлять учить коми язык? Я вам скажу больше-изучение коми языка засоряет русский язык, страдает русская речь, ведь вы пытаетесь… Читать далее »

Воркутинцу
Воркутинцу
16.03.2013 00:44

Отказаться от изучения коми языка в Коми, так же абсурдно как если бы по всей России отказаться от изучения русского языка, в Англии от английского, в Финляндии от финского. Почему это приходится вдалбливать в головы взрослым людям не понятно. Вы живете в национальной республике, и насколько мне известно сейчас сюда… Читать далее »

ещё одному умнику с неудачным примером
ещё одному умнику с неудачным примером
16.03.2013 01:34

По всеё России отказаться от русского языка нельзя, во первых это язык большинства, а во вторых он государственный, так же как и в Англии и в Финляндии, так что это пример неудачный. А вот пример удачный: в Австралии все изучают английский язык, и никто насильно не заставляет никого учить язык… Читать далее »

ещё одному умнику с неудачным примером
ещё одному умнику с неудачным примером
16.03.2013 02:36

По Коми отказаться от обучения коми языка нельзя, во-первых это язык коренной нации, а во вторых он государственный.

Аноним
Аноним
16.03.2013 12:47

Вы коми деёствительно тяжелые лесные люди (дубовые), вам же уже неоднократно написали, что не по всей Коми коренное население коми, например в Воркуте это ненцы, ханты и манси. Что теперь в Воркуте их язык учить, или они не укладываются в вашу трактовочку великокомяцкого шовинизма?

Тяжелый лесной человек.
Тяжелый лесной человек.
16.03.2013 13:39

Я – коми.Уважаю людей разных национальностей.Среди моих друзей много их представителей.И отношения наши никак не зависят от того,кто какой нации.Не хотите учить наш язык,не учите.Опускаться до оскорблений зачем?

Аноним
Аноним
16.03.2013 17:22

вас никто и не оскорбляет, и про коми никто плохого не говорит, ну может кроме коминацистов, у меня очень много друзей разных национальностей и я почти у всех не знаю каких, т.к. кроме националистов на этом никто внимание не заостряет и всем абсолютнол побоку кто какой национальности, главное чтобы люди… Читать далее »

Анонимно
Анонимно
16.03.2013 17:41

Какие-то никем не званые и нахрен никому не нужные обсчественники кинули своей пудрой на вентилятор, и началось…

Бур ёрт
Бур ёрт
16.03.2013 23:41

А правда, зачем не коми, изучать не их язык?
Я бы на вшем месте,вместо поддержки ЕР, ВЫШЕЛ БЫ НА ПИКЕТЫ Администраций и РОНО!

Коренная
Коренная
16.03.2013 23:42

Довольно трудно возродить язык в быту, если его давили десятилетиями. В советское время во всех республиках и автономиях учили русский, не обращая особого внимания на местные языки. Я уже хорошо подзабыла свой родной язык. Только когда мы были в Прибалтике /1989год/, разговаривали на коми. Местные относились к нам заметно лучше.… Читать далее »

коми
коми
17.03.2013 22:52

Ничуть не жалею. что коми знаю в совершенстве, как мои 3 сыновей, хотя мой дед немец, прадедушка русский,и что плохого? Живу в Коми и никогда не было вопроса о языке.Сын живёт в Москве,общаться не с кем, и никогда не жалел,что в школе изучал родной язык,чтоб разговорную речь понимать.А если уж… Читать далее »

лиска
лиска
18.03.2013 23:35

Воркута оказалась в Коми после того, как построили в войну железную дорогу и чтобы легче было управлять дорогой передали Воркуту и окрестности из Архангельской области (в составе области был и сейчас находится – ненецкий округ) в Коми АССР. Менее обидно изучать ненецкий, чем язык коми, который не был пользован на… Читать далее »

Аноним
Аноним
03.04.2013 14:17

Все Коми живут на дотациях из России,не имеет ни какого производства.Русские вас содержут.И еще считаете себя высшей расой?ФФФФФФФФФФФФФФФФФФФУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ

гость
гость
27.05.2013 12:47

многие пишут тут про культуру национальный дух и некую необходимость изучения коми языка, а кто-нибудь вообще подумал про ребенка, который этот язык будет изучать…мало тех предметов с которыми могут возникнуть сложности, но здесь хоть родители смогут помочь, то при изучение коми ребенок остается с этим предметом один на один, потому… Читать далее »

Петр Смирнов
Петр Смирнов
08.01.2014 23:38

Каждый здравомыслящий человек должен вести борьбу против коми националистов и коми национализма, который как раз и проявляется во введении коми языка в школах. Более того, необходимо немедленно переименовать “республику коми” и лишить ее статуса республики, запретить ей иметь свою конституцию. Мы живем в России, у нас одна конституция.

дуст
дуст
09.01.2014 10:45

Петенька, ты иногда заглядывай в Конституцию РФ и читай…

Петр Смирнов
Петр Смирнов
09.01.2014 22:50

Знаю, что республики и их конституции не противоречат российской конституции, которая имеет преимущество над региональными конституциями. Но и упразднение республик тоже не противоречит российской конституции. Упразднять или не упразднять республики – дело выбора граждан.