Как нам реорганизовать школьное пространство

Организаторы проекта «Неделя перемен» в Сыктывкаре поясняют его суть и делятся своими впечатлениями

Автор:   
01:09. 28 ноября, 2017  
  
0

В середине ноября на базе Сыктывкарского лицея народной дипломатии (СЛНД) прошла не совсем обычная для наших краёв культурно-образовательная акция – «Неделя перемен». Благодаря ей учащиеся 10-х классов лицея смогли всего за неделю освоить новую для России модель «проектной работы» и изменить школьное пространство.

 Проект был организован Гёте-институтом в Санкт-Петербурге и музейным фестивалем “Детские дни в Петербурге” при поддержке Министерства иностранных дел Германии. В проекте участвовало восемь городов Северо-запада России, в том числе Сыктывкар. И поскольку такие события происходят нечасто и на фоне иных проходят назметно, «Красное знамя» решило выяснить у организаторов акции, как приняли эстафету в Сыктывкаре и какие идеи удалось реализовать в школе?

 

«В Сыктывкаре нам разрешили сразу реализовать все задумки, в отличие от других городов»

Юлия Поцелуева (Петербург) – куратор проекта “Неделя перемен”, директор по развитию музейного фестиваля “Детские дни в Петербурге”

− Лицей народной дипломатии выиграл конкурс на участие в проекте «Неделя перемен». На что обращали внимание при отборе?

− Мы как организаторы проекта смотрели прежде всего на то, готова ли администрация школы к творческим преобразованиям. Например, нам никто не разрешит клеить мозаику на стены, если в школе только что установили «свежий» фасад, сделали капитальный ремонт.

− Как зародилась идея проекта, в какой мере удалось воплотить ее в жизнь?

− Мы − команда из Гете-института (Немецкого культурного центра имени Гете) в Санкт-Петербурге и организаторы музейного проекта «Детские дни в Петербурге», в частности я как его директор – сели вместе и начали придумывать, что мы хотим делать. Изначально была мысль затеять что-то в музее со школьниками, но потом пришли к тому, что интереснее поработать внутри школьного пространства.

Эту задумку мы решили воплотить в форме партисипативного проекта. Такую форму творческой организации сегодня используют пока только в развитых петербургских музеях. То есть мы не ставили перед собой цели прийти к конкретному результату, а предложили ученикам самим подумать над вопросом: «Что они хотят изменить?» Здесь мы не могли предугадать, что получится. Школьники могли сказать, что не хотят ничего менять, и это был бы их выбор.

В Сыктывкаре очень открыто подошли к проекту и, действительно, нам разрешили сразу реализовать все задумки, в отличие от других городов, где этот процесс протекал длительнее.

 

«Российские школьники оказались более смелыми и ответственными, чем немецкие ученики в Германии»

Зоя Шубина (Бремен, Германия) – художник, преподаватель

− Ваша группа из 12 старшеклассниц готовила целую инсталляцию, в центре которой была мозаичная композиция в вангоговском стиле. Насколько ученики оказались самостоятельными?

− Ребята сами предложили идею мозаики − сделать реплику с картины Ван Гога в сочетании с морем и кораблями, что символически отражало бы название лицея «народной дипломатии». Эскизы рисовали также своими руками.

Вообще, мы планировали сделать маленькую мозаику, но вскоре девочки настояли на масштабе во всю стену.

− Совсем недавно вы преподавали искусство в Германии детям примерно того же возраста. Заметили ли вы какие-то отличия в подходе к задачам у детей разных стран?

− Наши ребята более заинтересованные и ответственные в творческом процессе. К тому же, они как-то «живее» и смелее, чем ученики немецких школ.

Ну, например, на такой большой проект мои немецкие ученики просто не решились бы, так как не привыкли выходить из зоны комфорта…

А ведь оказалось, что подростки способны на большее, чем я предполагала (улыбается).

− Старшеклассники были заняты творчеством во время учебного процесса или вне занятий?

− В учебную программу с недавних пор включили ФГОС проектной деятельности, поэтому старшеклассникам засчитали участие в «Неделе перемен» как проектную работу за весь год.

− Как бы вы оценили художественное образование в России, если сравнивать его с тем, какое оно в Германии?

− В Европе отказались от академического художественного образования, там предоставляется полная свобода творчеству. Любая задумка сразу же находит материальное воплощение. Есть мастерские, станки по деревообработке, хватает и материалов. В России, напротив, реализовать идеи сложно из-за малой оснащенности учебных заведений. При этом академическая подготовка очень важна, но на креативности мышления это никак не сказывается.

 

«В этом проекте я оказалась случайно. Все началось с знакомства с Юлией»

Наташа Ширяева (Сыктывкар)- художник, педагог, основатель детской студии мультипликации «Не сон»

− Как студия анимации «Не сон» вписалась в общую концепцию «Недели перемен»?

− Куратор проекта «Недели перемен» Юлия искала человека творческой профессии для проекта. На просторах интернета она наткнулась на репост с «Ночи искусств» в «Югöре». Там я проводила мастер-класс по созданию небольших мультфильмов. С этого началось наше знакомство, а впоследствии − сотрудничество.

− Впервые вы снимали мультфильм с ребятами подросткового возраста. Было ли вам сложно? Как ребята чувствовали себя в этом процессе?

− Было не сложно, а, скорее, необычно: впервые я доверила кому-то самостоятельно снимать на камеру. Здесь каждый член группы имел возможность найти свою роль, в которой смог бы себя реализовать: кто-то придумывал сюжет, кто-то рисовал… Считаю, это очень важно –  уметь найти себе применение в коллективе и взять инициативу в свои руки. Часто в школе каждый шаг диктуют учителя, а здесь все зависело от самих ребят.

«Старшеклассники хотят отдохнуть и не думать о будущем»

Наталья Боренко (Петербург) – драматург, педагог театрального проекта «Вместе»

− Вы вместе с учениками берете конфликт и показываете сценку с открытым вопросом к зрителям: «Как разрешить ситуацию?» Какой конфликт стал основным и почему?

− В лицее сложилась во всех отношениях здоровая атмосфера, поэтому мы проскочили темы семейных конфликтов, напряженных отношений школьников с учителями, как это было в Мурманске, или с администрацией, как в Петербурге. Основной проблемой у ребят стала хроническая усталость от занятий в школе, на подготовительных курсах и дома. Старшеклассники хотят отдохнуть и не думать о будущем. Они хотят, чтобы от них не требовали быть взрослыми.

Фото Лицея народной дипломатии и из архивов организаторов проекта “Неделя перемен”

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

avatar
1000
wpDiscuz