Может ли мобильное электронное устройство заменить весь комплекс бумажных учебников?

Подводятся итоги апробации интерактивных мультимедийных пособий

Автор:   
16:23. 17 июля, 2012  
  
3
В Коми в 1 полугодии 2012 года проводилась апробация электронных мультимедийных учебниковВ настоящее время подводятся итоги апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников, которая проходила в 5 образовательных учреждениях Республики Коми:
 
МАОУ «Гимназия № 1» г. Сыктывкара,
МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1», Сыктывдинский район,
МАОУ «Лицей народной дипломатии», г. Сыктывкар,
МОУ «Ухтинский гуманитарно-педагогический лицей», г. Ухта,
МОУ «Ухтинский технический лицей им. Г. В. Рассохина», г. Ухта.
 
«Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации» является составной частью проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).
 
Главная задача апробации электронных учебников заключалась в ответе на вопрос, может ли мобильное электронное устройство заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, существенно его дополнить, способствовать формированию межпредметных компетенций учащихся и поддерживать процесс активно-деятельностного обучения.
 
В апробации предполагалось участие учащихся и их родителей, педагогов, руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, производителей мобильных электронных устройств, издателей.
 
Апробация рассчитана была на год, и по её итогам можно было бы решать, стоит ли расширять проект, превращая его в широкий эксперимент.
 
В ходе апробации предстояло выяснить, в какой мере ученики и учителя готовы работать с электронным устройством как с основным источником учебной информации.
 
Для участия в апробации экспертами Федерального института развития образования было рекомендовано 4 типа технических устройств:
 
  • Устройство для чтения электронных книг Plastic Logic 100
  • Устройство для чтения электронных книг Ectaco JetBook Color
  • Устройство для чтения электронных книг Pocket Book Pro 902
  • Школьный ноутбук на базе платформы Intel Classmate PC

 
В разных школах планировалось использовать разные типы устройств: первое — с небьющимся чёрно-белым пластиковым экраном, второе — с цветным экраном, третье — с чёрно-белым экраном и возможностью внешнего контроля через wi-fi, четвёртое — полноценный планшетный компьютер.
 
Но ко всем устройствам предъявляется требование соответствия размера интерактивного экрана странице учебника, то есть 10 дюймов. Также был предусмотрен ещё ряд требований, в том числе минимальное время смены страниц, определённая оперативная память, низкий процент поломок.
 
Апробация электронных учебников проходила в 38 образовательных учреждениях 9 субъектов Российской Федерации: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Тамбов, Калининградская область, Кемеровская область, Московская область, Самарская область, Республика Коми, Республика Татарстан.
 
Активно включилась в данный эксперимент и Республика Коми.
 
За счёт республиканского бюджета были приобретены устройства всех четырёх типов на общую сумму около 3 млн рублей.
 
В апробации участвовало 34 педагога из 5 образовательных учреждений, которые указаны выше.
 
В разных образовательных учреждениях были выбраны для апробации разные классы и разные типы устройств:
 
 
В апробации участвовали учителя практически всех предметов.
 
В ходе подготовки к апробации электронных учебников Министерством образования и Коми республиканским институтом развития образования было проведено несколько установочных и обучающих семинаров: сначала с руководителями образовательных учреждений и представителями управлений образования, затем с учителями и представителями компании «Новый диск».
 
Последний обучающий семинар, который проводила представитель «Нового диска» И.В. Лапшина дал старт дистанционному курсу повышения квалификации «Интерактивные мультимедийные электронные учебники». Его успешно прошли 14 учителей.
 
В ходе апробации учителями были отмечены как положительные, так и отрицательные стороны работы с электронными учебниками.
 
Положительные: небольшой вес, возможность делать закладки, заметки, полноценная работа с текстом.
 
Недостатки: невысокая скорость работы, отсутствие учебников по некоторым предметам, отсутствие на некоторых моделях цветовой гаммы.
 
Непоследнюю роль в значимости проводимой апробации играют здоровьесберегающие технологии.
 
Задачи уменьшения веса школьного портфеля, возможность использования технологии «электронных чернил» вместо ЖК-экрана — важные аспекты работы современной школы, о которых учителя помнят постоянно, и выводы учителей в этом направлении пока неоднозначны из-за малой продолжительности эксперимента.
 
Представленный здесь материал является предварительным и отражает лишь обобщённое мнение учителей-экспериментаторов Республики Коми.
 
Окончательные результаты будут подведены на федеральном уровне к сентябрю этого года.
 
Сайт мониторинга проекта: e-book.firo.ru
Подробная информация о проекте: school.nd.ru
 
Обобщённый материал подготовлен
Коми республиканским институтом развития образования
по поручению Министерства образования Республики Коми
 
Опубликовано в блоге “Мемуары о будущем”
Поделиться в соцсетях

guest
3 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
бывалый
бывалый
17.07.2012 16:40

Кто хочет учиться, тот будет это делать с любыми учебниками и источниками информации, даже с самыми допотопными. А кто не хочет, того никакими самыми продвинутыми электронными не заставить.
Другое дело, что кому-то очень выгодно как бы внедрять “новое”. На этом можно карьеру сделать.

яя
яя
17.07.2012 18:44

бывалый [17 июля 2012г. 16:40:23]

Поддерживаю.+100

коммент
коммент
18.07.2012 07:00

надеюсь, введут наконец эти электронные учебники повсеместно, бедные дети свои портфели еле таскают (((
to Лариса Лапина:
а Вы в учебниках решаете задачи? Вам не рассказывали, что портить учебники нехорошо? Для этого тетради есть. т.н. “электронное устройство” – ни что иное, как обычный e-book. Нормальная вещь.