Как начиналась сыктывкарская школа №4

В апреле сыктывкарская школа №4 отметит своё 50-летие

12:36. 26 марта, 2012  
  
0

В памяти каждого человека есть такое, что забыть невозможно. В моей памяти – это воспоминания о тех, кто стоял у истоков школы № 4, кто помогал нам, молодым учителям, встать на ноги, кто вдохнул любовь к профессии.

Началась история нашей школы в 1961 г., когда на улице Орджоникидзе была построена новая школа, самая современная, высокая и  красивая в городе в то время. Школе было дано имя человека, которого знал и любил весь мир,  –  имя первого космонавта Юрия Гагарина.
 
Первым организатором, директором школы был Никитин Михаил Иванович. Он участник Великой Отечественной войны, командир артиллерийской батареи, а в школе стал прекрасным учителем физики, отлично владел техникой эксперимента. Его очень любили и уважали ученики.
 
В 1962 г. школу возглавила Полина Степановна Маркова. Школа была новой, но педагогический и ученический коллективы в основе своей пришли из бывшей школы №1. Конечно, были добавлены целые классы из других школ, и далеко не самые лучшие. В первые годы число учащихся доходило до 1500, работали в две полные смены, в классах было по 40-42 человека. И вот такой огромной школой стала руководить Полина Степановна. У неё было правило: утром у входа она встречала учителей и учеников. Это всех дисциплинировало, подтягивало, мы чувствовали, что главный человек в школе уже здесь. С утра и до вечера стучали ее каблучки по коридорам нашей школы. Уходила она их школы последней, но ещё поздно вечером зимой приходила проверить работу кочегаров (тогда кочегарка была при школе).
 
Для Полины Степановны главным в школе  был ученик, в его интересах должен идти весь педагогический процесс. Учитель мудрее, умнее ученика, он всегда найдет выход из положения. Главным методом работы (учила нас она) должно быть убеждение, в этом она достигла совершенства. С учениками она разговаривала уважительно. Никогда не унижала их. Это давало ей возможность находить общий язык со всеми учениками, даже самыми трудными, а их в те годы в школе было немало.
 
Полина Степановна умела ценить труд учителей. В каждом видела лучшие стороны, старалась похвалить, ободрить. Она никогда не переносила личные отношения на деловые, поэтому в коллективе все были заняты работой, а не спорами и конфликтами. Дух демократизма был в нашей школе уже тогда, в 60-е годы: все вопросы решали сообща, каждый мог выступить на педсовете и высказать свои мысли. Она могла и отругать за какой-нибудь промах, но потом всегда извинялась за несдержанность. За пределами школы она своих учителей только хвалила. Особенно внимательна была к молодым учителям, находила время для беседы, старалась помочь в решении каких-либо проблем. И учителя во всем поддерживали своего директора. Уже тогда со всего города вели в нашу школу учеников, зная, что здесь они получат прочные знания.
 
Под руководством Полины Степановны школа в 60-е годы достигла высоких вершин, и не случайно за успехи в обучении и воспитании детей в 1968 году Марковой  Полине Степановне, единственной в республике учительнице, было  присвоено самое высокое в те годы звание – Героя Социалистического Труда.
 
Она была педагогом от Бога, эта профессия была её призванием, её любовью, которой она отдала все свои силы, знания, здоровье.
 
О ней  можно говорить без конца, таким она была удивительным человеком. Она понимала, что во многом успех дела решают люди, и кадры она подбирала сама, как сегодня принято говорить, формировала команду. Работоспособный, творческий коллектив, в котором сотрудничали ветераны педагогического труда и молодые учителя. Первыми помощниками директора были заведующие учебной частью: Л. Сюткина и З. Тульчинская.
 
Любовь Люции Васильевны к детям, к своей профессии, и особенно к математике сделали ее инициатором внедрения в учебный процесс всего нового в математической школьной науке. У неё было умение: найти  среди первоклассников детей с математическими способностями и не выпускать  их из-под своего внимания до окончания школы. Ею положено начало школьным математическим олимпиадам. У нее имелся план индивидуальной работы с детьми, которые опережали школьную программу на 1-2 года. Главное её качество – чуткое, душевное отношение к ученикам и учителям, стремление помочь в любом деле. 
 
Всегда на одном дыхании проходили уроки Зинаиды Захаровны Тульчинской. Она собирала все новинки методической литературы и доводила до учителей. Вместе  изучали опыт ростовских и липецких учителей. Ряд лет Зинаида Захаровна занималась проблемой преемственности в работе учителей начальных классов и 5-8 классов. Об опыте работы по этой проблеме она рассказывала на III съезде учителей Коми АССР (1968 год). Ещё одна проблема, которой занималась учителя под её руководствомё, – эстетическое воспитание. Это и художественное слово на уроках, и беседа, и создание клубов любителей поэзии, и драматические  кружки… Всю свою энергию, щедрость души отдавала она родному коллективу учителей и учащихся школы.
 
Вот такими они были: директор школы и завучи, этот «триумвират», который работал дружно, согласованно. Они не спорили в вопросах что, когда и кому надо делать в школе, просто выработали и ввели в практику систему единых требований к учителям  и к себе, каждый был предельно ответственным перед собой и перед коллективом. 
 
Главная традиция школы – давать прочные знания учащимся. Нелегко было решать эту задачу, для этого потребовалась настойчивая, кропотливая работа всего коллектива школы. Творческий подход к каждому уроку, умение учить и видеть весь класс и каждого ученика в отдельности, любовь к детям, огромное терпение –  вот такие «секреты» и помогали учителям решать проблемы повышения успеваемости, работы без второгодников. Начинали работу с начальных классов, ведь там закладывается основа всего обучения. Наши завучи «пошли в народ»: стали учить коллег творческой работе, учили осваивать новую экспериментальную программу.
 
Этому учились и признанные мастера: Сафронова Ф.Г., Зуйкова А.И., Холопова А.А., Елькина Е.М., Воронова Л.А. и начинающие, в будущем известные учителя: Бабикова (позднее Сюткина) Н.Н., Рожкина Л.Н., Муравьева Е.И., Майская М.Д. и многие другие.
 
Знания, которые получали наши учащиеся, действительно были прочные. Это показывали первые городские и республиканские олимпиады, где наши ученики всегда занимали призовые места. А наши медалисты? Ни одна школа города в 60-70-е годы не выпускала столько медалистов, как наша. Причём и медалисты, и другие выпускники с достоинством подтверждали свои знания на вступительных экзаменах в самые престижные вузы страны: МГУ, МИФИ, МФТИ, ЛГУ и другие. Мы гордимся своими выпускниками тех лет. Хочу назвать их:  доктора наук Андрей Витязев, Сергей Габов, Владимир Рочев, Наталья  Шалаева, Михаил Мацук, Александр Попов, единственная в республике женщина-лётчик Галина Ракина (Дубровская), Владимир Ермолин – директор компании «КонсультантПлюсКоми»… Главное, что наши выпускники стали людьми, родителями, и сейчас уже их внуки учатся в нашей школе.
 
Ещё одна традиция, которая складывалась в те годы, – трудовые дела. Ребята не только учились, но и хорошо трудились. На месте микрорайона Орбита были тогда совхозные поля. Школьники весной сажали капусту, овощи, а осенью убирали картошку – это была немалая помощь совхозу. Традиционными стали сборы металлолома и макулатуры. В 1963-1966 гг. наша школа занимала 1-е  место по городу. В 1965-м металлолом собирали на тепловозную колонну «Коми комсомолец».  Известно, что любое коллективное дело сближает, и польза есть большая. Работали учащиеся и у шефов, на полях мелиорации, в ремонтных бригадах, в лагерях труда и отдыха в селах Палевицы и Шошка и за пределами республики. Для будущей жизни трудовые навыки всем пригодились.
 
Ещё одна традиция, которая формировалась тогда, – самоуправление. Октябрята, пионеры, комсомольцы сами управляли своей жизнью, конечно, с помощью взрослых. Жизнь тогда «била ключом». Новые формы работы появлялись именно в нашей школе: формирование пионерских звеньев по интересам, «живые газеты», Малые олимпийские игры, штаб порядка, турпоходы по изучению Коми края, торжественные вручения паспортов, «Суд над фашизмом», «Зарница», туристический клуб «Кеда» и т.д. Наша пионерская дружина много лет занимала первое место в городе и республике и три года над школой горела Звезда победителя. Руководителем этой работы была сначала вожатая, а потом организатор внеклассной работы – Кулёва Людмила Ивановна. Весь жар души, свое сердце отдавала она детям и они платили ей тем же.
 
На мероприятиях часто бывали гости, они были готовы записать и запомнить  все, что видели. Уважаемый всеми А.А. Католиков, директор дома-интерната, был частым гостем и говорил: «Не переписывать надо, а вкладывать душу. Всё равно, как в школе № 4, ни у кого не получится». Это было большой наградой, признанием труда ученического и учительского коллектива.
 
Нельзя представить нашу школу без художественной самодеятельности. В 60-е годы в школе были поставлены первые спектакли. Руководитель кружка – учительница литературы Н. В. Шалаева вспоминает: 
 
«У нас был театр со своими премьерами. Мы ставили на сцене отрывок из трагедии Пушкина «Борис Годунов», сцены из драмы Лермонтова «Маскарад», пьесу Арбузова «Таня» и несколько пьес Чехова. Ребята учились и репетировали с интересом. Декорации и костюмы делали сами». А рядом работал пионерский театр под руководством А. П. Гефтер, где инсценировали сказки.
 
Проводились в те годы вечера музыки и поэзии под названием «Будьте знакомы». Все это расширяло кругозор, развивало эстетические вкусы. Ребята увлекались гуманитарными предметами, и  это стало главным в их жизни. Так,  участники драмкружка стали артистами  драмтеатров:  Алексей Попов, Николай Мальцев, Лидия Плихта. Игорь Бобраков   – известный в Коми журналист.
 
Ещё одна традиция  и любовь учеников тех лет – туризм. Начиналось все с краеведения. Ребята совершали пешие походы в близлежащие районы, знакомились с экономикой и культурой, встречались с ветеранами. Побывали на старинном Нювчимском чугунно-литейном заводе. Узнали о том, что еще в 1896 г. он получил награду за художественное литье на Всероссийской выставке. Посетили и основанный в 1586 г. Сереговский солеваренный завод. Туристы активно помогали работникам совхозов, соревновались с местными спортивными командами, давали концерты, собирали книги в дар библиотекам. Направления походов: Часово, Чукаиб, Межадор, Межог, Жешарт. Многодневные для старших, короткие для средних классов, походы  учили чувствовать руку товарища, дружить. Совершали мы и дальние поездки по стране. Деньги зарабатывали сами, собирая металлолом и бумагу, убирая школу. Покупали путевки и путешествовали по всей стране.
 
Для того времени школа была инновационной. Здесь проходили «пилотные» проекты по программам и методам педагогической работы. Именно она стала опорной площадкой Института усовершенствования учителей (ИУУ). Но главное – это была школа для детей, где они чувствовали себя уверенно и свободно. Выпускница школы Валентина Липина совсем недавно писала об этом: «Школа для меня – это святое место, моя непреходящая любовь. Она мне снится до сих пор. Она дала мне так много, что я не забуду её никогда».
Поделиться в соцсетях
  • 6
    Поделились

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments