Фильм «Детство на берегу реки» покажут на кинофестивале «Флаэртиана» в Перми

Продолжение истории девочки Маши, живущей в коми деревне Политово, узнает вся Россия

18:15. 21 июля, 2014  
  
0

С 21 по 28 сентября в Перми пройдет XIV международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Одним из фильмов, который был отобран для показа в российскую программу, стал документальная лента Юлии Киселевой «Детство на берегу реки».

Картину можно воспринимать как продолжение фильма «Солнечный день», снятого в 2008 году в Удорском районе Республики Коми. Тогда студенты ВГИКа приезжали в деревню Политово и сняли картину о девочке Маше, единственном ребенке в селе, единственной ученице в сельской школе. В 2010 году картина стала победителем в номинации «Лучший документальный фильм» на всероссийском фестивале короткометражного кино «PROвзгляд».

Прошлым летом съемочная группа вновь выезжала в коми деревню, где запечатлела историю теперь уже повзрослевшей Марии Трофимовой. «Десятилетняя Маша одна училась в школе – больше в далекой северной деревне детей не было. Девочка искренне любила свою не испорченную цивилизацией деревню, в которой не было ни магазинов, ни сотовой связи. Мечтала открыть там больницу.

Цивилизация пришла. В деревне появился таксофон, а в домах – ноутбуки и принтеры. Но стала исчезать рыба в реке, и сама река обмелела. Маше сейчас 17 лет, она учится в соседнем селе, живет в интернате и понимает, что нужно уезжать», – гласит синопсис фильма.

По словам режиссера, сравнивать две картины очень сложно, каждый фильм самостоятелен сам по себе.

«Красное знамя» представляет отзыв Федора Ермошина на документальную ленту «Детство на берегу реки».

«Побывал на премьерном показе фильма «Детство на берегу реки» режиссера-документалиста Юлии Киселевой.

Фильм очень простой и тревожный: зеленое, благоухающее лето, отсутствие интернета и новостей, тишина и «согласное гуденье насекомых», а посредине этого мира – девочка, которая стремительно взрослеет. Маша, главная героиня фильма, старшеклассница из северной деревни Политово, прощается с прошлым, чтобы уехать на переполненном автобусе хоть куда-нибудь, и поскорее, хотя раньше это место казалось ей самым красивым на земле.

Фильм про то, как сходит на нет российская деревня, о том, как тяжело тем, кому сейчас семнадцать. Сказочная природа (с удивительной пластичностью снятая оператором фильма Сергеем Петригой) героине оказывается не нужна, так же, как и традиционная культура. И пока бабульки за столом поют народную песню, Маша играет в компьютерную стрелялку, – она уже не здесь, она их не слышит. А раньше, как Маша сама рассказывала когда-то, она мечтала построить здесь больницу и лечить людей. Теперь её единственное развлечение – «музыкально-тематическая дискотека», где пьяные пацаны нескладно раскачиваются в такт.

Юлия Киселева демонстрирует из фильма в фильм сильную режиссерскую волю, смело берет трудные темы. Она снимала в домах престарелых («Широкие объятия»), создала хронику бригады скорой помощи («Про клятву Гиппократа») и теперь пошла на новый риск, отправившись в экспедицию к повзрослевшей героине своего раннего фильма «Солнечный день»…

Киселева внедряется в так называемую простую жизнь, чтобы показать, как люди живут и выживают – без глянца, но и без чернухи. В «Детстве» тоже виден вдумчивый взгляд, честность и внимание к тихой жизни страны. (Одноклассница героини, к примеру, подрабатывает тем, что берет магнитики «Единой России», наклеивает на них картинки с видами своего села, а потом продает.)

Река, на берегу которой находится родная деревня Маши, – ещё один важный персонаж фильма. Раньше она была полноводной, а теперь заметно обмелела. Камера позволяет схватить уходящую натуру, исчезающую жизнь и красоту. «Детство» становится попыткой понять, что с нами происходит, что мы теряем прямо сейчас, даже если этого сами не замечаем».

Поделиться в соцсетях

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments