Фильм Поланского «Венера в мехах»: следуй за Вандой

Стоило Ванде (супруга Поланского Эммануэль Сенье) вынуть изо рта жвачку (пристроив её, конечно, к нижней панели светового пульта), как Тома начинает понимать: вот та, кого он искал – последняя из породы утончённых и властных аристократок

11:52. 30 мая, 2014  
  
3

Когда-то дал почитать кому-то из знакомых книгу «Венера в мехах». Интересная книга – тот знакомый до сих пор её читает и перечитывает… Если так, то он наверняка не преминул сходить в кино, чтобы оценить экранизацию пьесы американца Дэвида Айвза, поставленной, в свою очередь, по мотивам ставшей скандальной в позапрошлом веке повести (нередко её называют романом) австрийца Леопольда фон Захер-Мазоха. А фильм с тем же названием – «Венера в мехах» – снял не кто-нибудь, а Роман Полански.

«Роман Полански изваял «Венеру в мехах», – обозреватели, конечно, не могли не обыграть лежащие на поверхности античные ассоциации. И то, что фильм снят в стенах одного помещения (а действие картины ограничивается несколькими часами), вовсе не стоит относить на счёт «очень старого человека» (т. е. режиссёра), ведь единство места и времени – один из главных канонов классического произведения искусства. Правы, скорее, те из критиков, которые указывают, что Полански всегда тяготел к этому канону.

Итак, дождливым вечером, в старом парижском театре драматург Тома (Матье Амальрик – вы могли видеть этого актёра в комедии «Гранд-отель «Будапешт») собирается уходить домой после целого дня бесплодного кастинга актрис на роль Ванды. Догадались? Ставится спектакль по книге Захер-Мазоха. Однако все претендентки – одна другой пошлее. И тут появляется… Ванда – по иронии, именно так зовут самую, как кажется, неподходящую претендентку.

С большим трудом ей удаётся уговорить Тома прослушать её, и тут… Режиссёр удивленно протирает глаза. Стоило этой Ванде (супруга Поланского Эммануэль Сенье) вынуть изо рта жвачку (пристроив её, конечно, к нижней панели светового пульта), как Тома начинает понимать: вот та, кого он искал – последняя из породы утончённых и властных аристократок.

Более того, у актрисы феноменальная память: она не просто безошибочно воспроизводит текст («Пробежала реплики, пока ехала в метро»), но и пытается интерпретировать его. Наконец, двумя-тремя поворотами регуляторов пульта Ванда безошибочно выстраивает свет для каждой из сцен. Потрясённому режиссёру ничего не остаётся, как читать реплики визави Ванды, и вот тут зрителю начинает открываться главный замысел драматурга Дэвида Айвза, перенесённый на экран Романом Полански. На этом разрешите закончить пересказ сюжета.

Во время просмотра ленты нет-нет, да и возникает вопрос: какую роль в выборе тем играет личная трагедия Полански, произошедшая с ним 45 лет назад, и случайно ли внешнее сходство Тома с молодым Полански?..

Напомню: летом 1969 года жена режиссёра, многообещающая голливудская актриса и эталонная красавица 26 лет от роду Шэрон Тейт была зарезана, будучи на восьмом месяце беременности. Сам Полански был в отъезде, вместе с Тейт от рук банды («семьи») маньяка Чарльза Мэнсона погибли трое её друзей.

Можно отчасти согласиться, что последний опус Поланского имеет значение лишь в контексте всей предыдущей фильмографии живого классика. И тем не менее… Даже если вы впервые слышите имя «Роман Полански», «Венера в мехах» как минимум не оставит вас равнодушным. Войдите вслед за Вандой в театральную дверь – возможно, вы узнаете что-то новое, потаённое или невысказанное до сих пор, и о себе.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
2 Comment threads
1 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Читатель со стажеммнение Женщиныинтригант, Миша Recent comment authors
новые старые популярные
интригант, Миша
Гость
интригант, Миша

до меня например не дошла главная идея фильма.
признайся, что до тебя тоже.
о том, что во всех нас есть что-то и от ванды и от тома? только мы боимся себе в этом признаться?

мнение Женщины
Гость
мнение Женщины

Спасибо Михаилу за статью. С удовольствием посмотрела фильм. Великолепная игра актеров Эмманюэль Сенье и Матье Амальрик. На мой взгляд, главная идея романа «Венера в мехах» – весь мир театр, а люди в нем актеры. Конечно, роман не лишён мистики и я уверена, что заложенный в нём глубинный смысл, гораздо шире… Читать далее »

Читатель со стажем
Гость
Читатель со стажем

Одного “спасибо” Михаилу недостаточно. За спасибо он никогда не пишет. Пишет только за бабло, запомни это, Женщина.