Фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники» вышел в российском прокате

На премьерный показ в Сыктывкаре пришли шесть человек. Двое ушли через пару минут после начала.

17:57. 17 апреля, 2014  
  
2
В минувший четверг в кинотеатрах России стартовал прокат нового фильма Джима Джармуша «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive). На премьерный показ в Сыктывкаре пришли шесть человек. Двое ушли через пару минут после начала.
 
А нам с двумя коллегами и ещё одному эстету, усевшемуся в последнем ряду, ничего не осталось, как получать удовольствие (это, пожалуй, самое скромное определение) от просмотра. В один голос мы сразу отметили великолепие поистине гипнотической музыки. Исполнители – группа Джармуша SQURL и голландский лютнист Йозеф ван Виссем. Есть и бонус в виде подлинного бриллианта, какого – смотрите, и увидите, и услышите.
 
Двухчасовой побег от реальности в темноту кинозала был созвучен странному, сумрачному, эскапистскому существованию двух главных героев фильма. Столь прекрасных упырей – Адама (Том Хиддлстон) и Еву (Тильда Суинтон) – мировой кинематограф ещё не знал. Вампиры, по Джармушу, создали, хранят и проносят через века то, что мы называем великой мировой культурой, имена известных творцов которой то и дело упоминаются. То это композитор Франц Шуберт, которому Адам подарил адажио для струнного квинтета, то Байрон, о котором отзываются как о презренном обывателе. Не обошлось и без Уильяма нашего Шекспира – о нём рассказывает «настоящий» (по одной из конспирологических версий) автор «Гамлета» Кристофер Марло (Джон Херт), который, разумеется, тоже вампир.
 
После просмотра ленты очень захотелось в Марокко: прогуляться (по следам вампирши) по крутым улицам ночного Танжера. Красота мест, исхоженных туристами или вовсе для них неизвестных – почти неизменная черта фильмов Джармуша. В «Мертвеце», например, это природа Дикого Запада. На противоположном от Танжера географическом полюсе ленты – Детройт, куда Джармуш поселил Адама, гениального и ведущего полуподпольную жизнь музыканта. Продиктованы ли были съёмки в Детройте только желанием режиссёра поддержать жителей переживающей упадок бывшей автостолицы Америки? Вампиры, как известно, ведают грядущее, и нам остаётся верить Еве, уверенной: «Детройт расцветёт, как только…»… А вот что «только» – сходите в кино и узнайте.
 
В какой-то момент пронзила мысль, что Джармуш преподнёс нам, помимо прочего, завуалированную апологию практик изменения сознания. Чего стоит разговор Евы с… мухоморами.
 
Мухоморы, как известно, это одни из индикаторов состояния биосферы. Вот и вурдалаки вынуждены в наш век «питаться» только качественным продуктом (желательно резус-отрицательным I группы), купленным у коррумпированных врачей. А то вопьёшься в первого встречного, и кто знает… Какая-то из этих зараз, проникших в кровь зомби (так вампиры называют людей), погубила старика Марло. А таких вампиров нужно беречь. Спасать от вымирания.
 
Конечно, вампиризм – не более чем очередная джармушевская метафора жизни обитателей его мира. По кинокритику Андрею Плахову, герои ленты «живут иллюзией внутренней эмиграции», сам Джим Джармуш – вечный поэт добровольных изгоев, доведший «изгойство» в этой ленте до крайней точки, а его маргиналы – единственные, кто сохранил человеческий облик в царстве безликих зомби.
 

 

Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
С.А.
С.А.
18.04.2014 22:47

Такой материал надо в блоге своём выкладывать бесплатно, а не в республиканской газете за деньги. Хотя было ли такое, чтобы Казанцев что-либо писал бесплатно? Старожилы не помнят.

Владимир
Владимир
18.04.2014 23:59

За такие фильмы расстреливать надо. И режиссера, и прокатчиков, и подобных рецензентов!