Фильм «Гранд-отель «Будапешт» американца Уэса Андерсона – пир эстета

Одна из премьер последнего Берлинале – видеоклад для неравнодушных к стилю ар-деко, превосходное лекарство от весеннего сплина

15:43. 22 марта, 2014  
  
1
Об этом фильме мало говорят. А зря. «Гранд-отель «Будапешт» американца Уэса Андерсона, одна из премьер последнего Берлинале – пир эстета, видеоклад для неравнодушных к стилю ар-деко, превосходное лекарство от весеннего сплина.
 
«Начало окончания конца начала началось» – одна из первых фраз одного из главных героев сразу задаёт тон ленты. 
 
Вы не распознаёте в «Будапеште» и намёка на Стефана Цвейга, хотя, как заявлено в титрах, фильм снят по мотивам его произведений. Режиссёр поясняет: «Сюжет фильма связан не с конкретными историями Цвейга, но со стилистикой его произведений, с их характерами, с самим типом повествования».
 
Место и основное время действия – «Республика Зубровка, некогда являвшаяся центром империи», тридцатые годы ХХ века. Хотя у выдуманной реальности Уэса Андерсона явные черты Центральной Европы, фильм, разумеется, ни к каким реалиям не привязан.
 
В центре действия – комический дуэт старшего консьержа отеля мсье Густава (Рейф Файнс) и младшего коридорного Зеро Мустафы (Тони Револори). Мсье Густав – стареющий жиголо, специализирующийся на дамах за 80 («когда ты молод, предпочитаешь филейную вырезку, а с годами приходится переключиться на части подешевле, впрочем, они даже пикантны»). Одну из них играет Тильда Свинтон.
 
Но главное – предметный ряд, от перстней-кастетов и длинного кожана героя Уиллема Дефо, до его же огромного тарахтящего чёрного мотоцикла. Не зря Андерсона часто называют любимым режиссёром хипстеров, подразумевая их одержимость Вещью. Добавьте к этому списку фетишей родимое пятно в форме Мексики на щеке юной Агаты (Сирша Ронан) и «пять дюжин огромных белых тюльпанов в детском гробике». 
 
Актёрский состав сверкает и переливается всеми бриллиантами Голливуда (и не только). По мне особенно великолепен бритый наголо и татуированный Харви Кейтель. А еще есть Вуди Харрельсон, появляющийся два раза по пять секунд, и даже Билл Мюррей – также в двух эпизодах. 
 
Операторская работа Роберта Йоумена – редкостной графичности (тоже ар-деко). 
 
Пожалуй, трудно не согласиться с одним из критиков, что в этом фильме «все умозаключения и филиппики – лишь изящный трёп, оттеняющий изысканную визуальную среду. Картинка густа, как сгущёнка, концентрирована, как томатный сок. Уэс Андерсон, одержимый красотой предметов и чёткостью линий, наконец-то снял свой лучший фильм».
 

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Елена
Елена
22.03.2014 21:48

Чудный фильм и хорошая заметка о нем…