На пепелаце за «Золотым орлом»

"Ку! Кин-дза-дза" был номинирован на звание лучшего российского фильма 2013

14:07. 6 февраля, 2014  
  
0
На днях “Ку! Кин-дза-дза” был номинирован на звание лучшего российского фильма 2013 года наряду со “Сталинградом”, “Легендой № 17” и картиной “Географ глобус пропил”. Он получил спецпремию “Золотой орёл” “за бесстрашие поменять жанр и вступить на другое поле», – как прокомментировал награждение Никита Михалков. Можно считать, что это признание и старого фильма 86-го года.
 
​Работа над сценарием «Кин-дза-дза» началась в 1984-м году, когда Георгий Данелия решил экранизировать «Остров сокровищ», перенеся его действие в космос. Трудно сказать, случайность или нет, но буквально тогда же, в середине 80-х, итальянцы сняли телесериал «Остров сокровищ в космосе», при том, что одним из людей, с которыми Данелия делился своими замыслами, был итальянский сценарист Тонино Гуэрра.
 
Но по мере развития сюжета изначальный план в корне изменился. Планета Плюк стала сатирическим зеркалом земных политических и моральных проблем. 
 
 
Сейчас уже ясно, что фильм опередил своё время. Неслучайно в первые годы после выхода свои главные награды он получил за рубежом: на кинофестивалях в Рио-де-Жанейро и Порту. Первую режиссёрскую премию в России Данелия получил только в 2002-м.
 
Главный признак принадлежности к классике фильма «Кин-дза-дза», – многочисленные цитаты из него, «ушедшие в народ»: «скрипач не нужен», «народу нравится», «мама, мама, что я буду делать?»…
 
«Я давно хотел сделать мультфильм. Лет десять тому назад ко мне обратились американцы с предложением переснять «Кин-дза-дза». Я сначала задумался: может, правда, переснять, а потом отказался. Подумал, как я буду снимать без Леонова и Яковлева? Мне сказали, а вы героев Леонова и Яковлева, то есть Уэфа и Би сделайте мультипликационными, а всех остальных сыграют актеры. Но тогда я подумал, а как я буду снимать без Любшина? В общем, вот так постепенно мне захотелось сделать анимационное кино».
 
Георгий Данелия
 
Данелия – уникальный режиссёр, не снявший ни одного провального фильма. Он удачно, на века, отразил атмосферу романтики и гуманизма хрущёвской оттепели в «Шагаю по Москве», с проникновенной лирикой снимал мелодрамы застоя («Осенний марафон») и, вдруг сменив жанр, на заре перестройки снял постапокалиптическую сатиру «Кин-дза-дза», когда такого понятия просто даже не существовало в лексиконе нашего зрителя. А ведь далеко не у всех кинематографистов получалось подобное: достаточно вспомнить, какими вдруг беспомощными стали в 80-х комедии Гайдая, ещё одного нашего гения «оттепельного» кино.
 
 
Естественно, когда Данелия несколько лет назад заговорил о своём желании создать анимационный римейк собственной картины, это вызывало опасения. Вспоминается, что когда поэт Андрей Белый после революции взялся исправлять свои юношеские стихи, его друзья объединились в «Общество защиты стихов Андрея Белого от Андрея Белого».
 
Проект несколько раз находился на грани краха из-за финансовых проблем, и режиссёр даже собирался выпускать незавершённую версию фильма в 2009-м году в качестве эскиза, чтобы не пропало всё, что было сделано к этому моменту.
 
 
Сегодня, спустя год после выхода картины на экраны, можно заметить, что история во многом повторилась: мало кем замеченный поначалу, сейчас «Ку! Кин-дза-дза» вызывает всё больше разговоров. Данелия удачно осовременил изначальных героев и события, при этом не скатившись в диснеевскую манеру и сохранив характерные черты отечественной анимации. Это редкая сегодня мрачная, даже в чём-то катастрофичная картина наших дней, очень стильная в терминах постапокалиптической эстетики. И если фильм 1986-го года был растаскан на разговорные цитаты, то современный был активно ассимилирован сегодняшней формой фольклора – сетевыми демотиваторами и комиксами.  

Алексей Бешкарев для

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments