Что остаётся от наследия Александра Католикова

Уникальную агрошколу чиновники Республики Коми превращают в заурядный интернат

14:53. 2 декабря, 2012  
  
11
Вам не приходилось задумываться над тем, почему зачастую общество и чиновники оказываются по разные стороны баррикад? В последнее время частенько приходится наблюдать такую картину: народ возмущается, взывает к морали, говорит о принципах, о традициях, а чиновники, словно тетерева на току, ничего слышать не желают и гнут свою линию. Почему так происходит? Думается, всё дело в постановке задачи и оплате труда – сейчас у нас не нравственность на первом плане, а рациональность и материальное обеспечение. Всё, как в голливудских фильмах, когда киллер, перед тем как застрелить жертву, говорит ей: «Ничего личного, просто бизнес!» У нас это, правда, звучит чуть-чуть по-другому: «Ну что поделаешь? Работа такая!» А деньги, как известно, не пахнут…
 

Всё наперекосяк?

В середине ноября в редакцию поступило несколько сигналов о том, что в интернате имени Католикова опять творятся очень странные вещи, которые требуют вмешательства общественности, а то и прокуратуры. Судите сами. Во время каникул по приказу директора полсотни детей были вывезены в Межадор, где провели чуть ли не целую неделю. Это при том, что сама директриса ещё в феврале издала приказ о том, что жилой сектор Межадорского хозяйства непригоден для эксплуатации, поскольку работники Госпожнадзора вынесли соответствующее предписание. Почти полгода через СМИ министр образования Владимир Шарков внушал общественности, что построенные много лет назад жилые корпуса для проживания детей непригодны и их осталось только снести. И вдруг – на тебе! Дети отправились за город «в убогие лачуги без намёка на цивилизацию», где «качающиеся полы» и провода, как писала одна из газет, свисают гирляндами с потолков? Почему, на каком основании? 
 
А ещё нам сообщили, что приступившая в этом году к обязанностям директора госпожа Витенкова отпустила на каникулы из интерната всех желающих. Что тоже является грубейшим нарушением, поскольку даже в простом интернате, для того чтобы ребёнок вышел за двери, нужны разрешения органов опеки и попечительства, согласования, приказы… А ещё – заявления принимающей стороны о своём согласии на посещение ребёнка…
 
Понятно, что проверять приказы и согласования – это компетенция правоохранительных органов или хотя бы министерства образования. Вполне возможно, что все формальности соблюдены, поэтому мы этим заниматься не стали. А вот в Межадор съездили.
 

В ожидании чуда

Надо сказать, что разрухи мы в хозяйстве не увидели. Правда, говорить с нами и что-то показывать представители руководства на месте не пожелали: таково указание директора. Что ж, это вполне объяснимо: скажешь что-то, и завтра тебя выставят за ворота. А идти большинству работников хозяйства «Межадорское» некуда: здесь у них служебное жильё, здесь они получают зарплату. Да и живут в большинстве своём тоже здесь, ежедневно гадая о том, что же будет завтра, не выставят ли их за ненадобностью на улицу среди зимы… 
 
В целом же в хозяйстве уже произошли большие перемены. Летом была принята концепция развития учебно-опытного хозяйства, разработанная специалистами Министерства образования региона совместно с руководством учреждения. Как сообщала пресс-служба Главы РК, уже проведена кадастровая работа и определение границ земельного участка учебно-опытного хозяйства, подготовлено экспертное заключение о стоимости животных с целью выставления на торги, проведена работа по обследованию и ревизии строений хозяйства, составлена смета на проведение ремонтных работ. А ещё – прошёл аукцион по распродаже скота. Впрочем, фактически он провалился: продали только баранов, овец, козу и лошадь. Покупателя на коров и свиней не нашлось. Теперь цены на породистых коров снизят до уровня коз и будут стараться продать в любом случае – такова ситуация. Да и кормить ведь скот надо, а корма нынче дороги. Как сказал один из рабочих, их до весны на существующее стадо не хватит…
 

Уничтожение по плану

Впрочем, удивляться нечему. Защитники агрошколы, которые весной и летом много шумели по поводу её уничтожения, зря беспокоились. Созданная великим Католиковым агрошкола теперь никому не нужна. Да, он и его сподвижники считали, что дети-сироты имеют право на особое к себе отношение, что, окончив такое учебное заведение, они будут готовы к взрослой жизни, будут многое уметь и знать. Даже тот его постулат о том, что труд – главный воспитатель, теперь отринут. Как написали в открытом письме 11 педагогов интерната, «игра в трудовое воспитание стала для нас проблемой, которая из трудового воспитания переросла в безответственную трудовую деятельность, не имеющую плодотворных результатов».
 
Исходя из таких вот «прогрессивных» тенденций, школа от сельского труда сегодня отказалась. Новый состав педагогов пишет: «Основной упор будет сделан на информирование детей через проведение опытнических и исследовательских работ. А для этого достаточно иметь небольшие участки под картофель, капусту, свёклу, морковь и другие культуры. Зато можно будет проводить исследования с шестью сортами картофеля, четырьмя сортами моркови… с внесением различной дозы минеральных веществ. Можно грамотно осуществить экономические подсчёты. Глядишь, и вырастим экологически и экономически грамотного землепользователя». 
 
Тем не менее школа сегодня воспитывает «подготовленных и творческих людей». Вот этим летом, например, как отметили в письме к общественности педагоги, «в реализации практической части модели проделываются первые шаги. Воспитанники, достигшие 16-летнего возраста и старше, на период летних каникул «точечно» трудоустроены на предприятиях города. Дети «осваивают» профессии подсобного работника, грузчика, помощницы продавца, мерчендайзера. Раньше детей мы устраивали на работу в период летних каникул в своём учебно-опытном хозяйстве. Удобно было нам, дети под боком, заняты делом, да и работы много! А сегодня созрели и выпустили детей в «свободное плавание», понимая, что привычка трудиться только в рамках УОХ «Межадорское» тормозила  реальный процесс социализации воспитанников».
 
И ведь правы эти прогрессивные педагоги: ну зачем в самом деле городским детям, воспитанным в тепличных условиях, становиться фермерами или агрономами, животноводами? Пусть уж творчески фасуют макароны или таскают ящики и мешки по подсобкам и складам, раскладывают товар на полках магазинов…
 

Ничего личного!

Давайте взглянем на текст концепции, согласно которой действует директор интерната. Первый и основной постулат – деньги. Не воспитание сирот, не развитие навыков и освоение профессии – именно деньги. Точней – выгода. А её-то как раз и нет от деятельности школы. Есть лишь убытки. «Объём финансовых средств, вложенных в 2011 году в растениеводство, составил 186 013,6 руб., выручка от реализации продукции – 82 933 руб., финансовые потери составили 106 099,5 руб. Объём финансовых средств, вложенных в 2011 году в животноводство, составил 3844438,73 руб., выручка от реализации продукции – 1 502 737,5 руб., финансовые потери составили 2 342 072,633 руб. Данные свидетельствуют о финансовой убыточности хозяйства». 
 
Ну а коль нет выгоды, есть проблемы. Они таковы: «Деятельность, осуществляемая на базе хозяйства, не является основным видом деятельности учреждения. Структура хозяйства в большей степени соответствует структуре сельскохозяйственного предприятия, а не структурного подразделения образовательного учреждения.
 
Хозяйственная деятельность учреждения не соответствует требованиям действующих санитарных правил и норм».
 

По законам рынка

Концепция содержит ещё и разделы по её реализации, целям и задачам, но главной её линией всё же является экономическая составляющая. Она завершает последний, четвёртый раздел, который называется «Ожидаемые результаты реализации Концепции». Вывод из всего сказанного вполне логичен: «Оптимизация расходов средств республиканского бюджета Республики Коми по отрасли «Образование», выделяемых на содержание хозяйства».
 
Вот теперь всё становится понятным. Сироты ничем не лучше обычных детей, и тратить на их воспитание лишние деньги не стоит. Нужно экономить! 
 
Во что выливается эта экономия, мы как раз и видим. Знаменитая, уникальная школа-интернат, создававшаяся многими десятилетиями, на глазах общественности превращается в заурядную, каких десятки только в Сыктывкаре. И это вполне нормально, если уж подходить с мерками министра образования Владимира Шаркова. Тут институты признаются неперспективными, что уж говорить о какой-то школе! Это уж так, мелочи… В интервью, данном в апреле этого года, он в ответ на то, будет ли ликвидировано межадорское хозяйство, заявил: «Речь идёт о том, чтобы пересмотреть подходы к содержанию хозяйства, дать ему возможность нормально функционировать в современных условиях и оптимизировать для обучения воспитанников интерната». Теперь мы знаем, как это осуществляется.
 
Ну а помогает ему в этом Любовь Витенкова. Как сказал господин Шарков, «это очень грамотный специалист, опытный менеджер. Перед ней поставлены определённые задачи по развитию учреждения».
 
По всей вероятности, у этой работницы тоже нет по отношению к интернату «ничего личного». Просто работа у неё такая! Она её выполняет? По мнению министра – прекрасно. А коль так, какие могут быть разговоры?
 
До назначения на должность директора Любовь Витенкова была начальником Управления образования муниципального района «Вуктыл». Перед отъездом в Сыктывкар в интервью местной газете «Сияние Севера» она призналась, что не знает, куда устроится на работу по приезде.
 
«Чем буду заниматься в будущем, ещё не решила. Сейчас я в отпуске, там праздничные дни – время, чтобы определиться, есть. Не исключено, что это будет школа, я недалеко от неё ушла, мне всё там близко, это мой хлеб. Посмотрим, как говорится, как карты лягут».
 
Карты, видимо, легли удачно. Хотя многие преподаватели и работники, уволенные из интерната за прошедший год, незлобиво шутят, что лучше бы Любовь Степановна осталась безработной или ушла на пенсию…
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
11 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
РаботникиОборотуДьяконов С.С.Оборотобращение к "Я" Recent comment authors
новые старые популярные
Циля
Гость
Циля

Такой интернат гробит ..(( Шла бы уж точно на пенсию, если не получается, всё у неё какие-то проблемы..Мужика нормального выгнали, а хрен знает что поставили.Неужели в республике нет грамотных хозяйственных педагогов ?? Уберите уже её, надоело читать об этой неумёхе.

пенсионер
Гость
пенсионер

За такую работу Сталин расстреливал таких директоров и заодно тех кто ее поставил на эту должность а просто убрать это просто ………….

Я
Гость
Я

Все не так РЕБЯТА!!!А реальные фотографии детей в трудовой деятельности выставить и все будет ПОНЯТНО. Непосильный труд!!!

Влада
Гость
Влада

Пока только хозяйственная деятельность разваливается. А за ней и интеллект детей поползёт вниз. Вот тогда-то интернат и станет заурядным, с недалёким персоналом и умственно-отсталыми детьми. Они же сироты, заступиться будет некому. А те, кто желает заступаться, не могут. Их мнение не берут в счёт. Даже если не осваивать многие гектары… Читать далее »

Я
Гость
Я

Мы привыкли видеть только одну сторону медали. Журналисты в своих статьях привыкли приукрашивать детский труд.Приезжают в солнечную погоду в УОХ “Межадорское”. Снимают “красивый” детский труд и уехали… А на самом деле, в дождливую и холодную погоду дети на полях. Что делают? Спасают урожай. Кто думал о здоровье детей? Даже простому… Читать далее »

Я
Гость
Я

Постановление от 25 февраля 2000г. №163
Об утверждении перечня тяжелых работ, при выполнениии которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет

1970. Работы, выполняемые рабочими, занятыми работой внутри теплиц. Об этом знают наши журналисты?

обращение к "Я"
Гость
обращение к "Я"

Почему “Я” делает акцент только на непосильный труд в Межадоре? У А.А.Католикова была выстроена и эффективно действовала стройная система воспитания и социализации детей-сирот. А “благодаря” Витенковой эта система методически уничтожается. Почему “Я” об этом не говорит, раз так информирован(а)????

Оборот
Гость
Оборот

А вы поговорите с рядовыми выпускниками агрошколы-интерната. Каково им там жилось даже и десять лет назад, до Витенковой? По поводу огромного межадорского хозяйства. Александр Иванович создавал его в другой стране, с другим социально-экономическим строем. Задача была – достойно прокормить сирот, на которых выделядись небольшие деньги. Задача изменилась.Я ни в коем… Читать далее »

Дьяконов С.С.
Гость
Дьяконов С.С.

…Кто думал о здоровье детей? Даже простому дачнику понятно, как выращивается урожай?…=============================================================== Мой отец не дачник, его семья имела хозяйство, он с детства знал как выращивать урожай. Я не помню чтобы он болел. В 66 лет подскользнулся на льду и сломал шейку бедра(в осенних ботинках пошел смотреть хоккей с мячом,… Читать далее »

Обороту
Гость
Обороту

Александр Иванович создавал его в другой стране, с другим социально-экономическим строем…

Вы, прежде чем рассуждать, правильно отчество великого педагога пишите. Александр Александрович Католиков 20 лет назад был ещё жив, поэтому его система не могла быть разрушена при его жизни.

Если не в теме, так лучше помолчите….

Работники
Гость
Работники

Витенкова бездарь, а не руководитель,как руководила на Вуктыле вопрос, но в нашем детском доме её руководство привело к массовому увольнению работников. решения принимает безграмотные системы работы не знает. Пока вникнет дров наломает много. В историю войдёт, как разрушитель Католиковской системы, но впрочем таким людям не стыдно.