Форменное скотство

В Республике Коми с молотка будет продано молочное стадо агрошколы-интерната имени Александра Католикова, которое создавалось десятилетиями

13:34. 13 октября, 2012  
  
10
В большом энциклопедическом словаре на букву «К» находим главку, посвящённую  основателю школы-интерната. КАТОЛИКОВ Александр Александрович (р.1941)   – российский педагог, член-корреспондент Российской Академии образования (1992;  член-корреспондент АПН СССР с 1989), народный учитель СССР (1988). С 1973 – директор школы-интерната для детей-сирот (Сыктывкар). Создал систему воспитания, обеспечивающую детям-сиротам близкие к семейным условия жизни. 
 
Похоже, всё это уже в прошлом. То, что было ценно для эпохи, в которой жил Александр Александрович,  в наше время ценностью не является. В прошлом году началась «перестройка» агрошколы под руководством нового директора, а к дню рождения Учителя  абсолютно новое начальство (за прошедший год из администрации школы-интерната уволилось семь человек!) подготовило весьма замечательный подарок: 6 ноября в актовом зале будет проведён аукцион по продаже государственного имущества. На торги выставлено четыре лота (см. таблицу), всего тридцать три «животины», среди которых 19 коров,  десять свиноматок и два хряка, шесть овец и баран печорской породы, одна коза и один конь. И всё это – за шестьсот восемь тысяч.
 
Если поштучно, то корову оценили в 28 тысяч рублей, свиноматку – в 5641, овцу – в две с половиной тысячи. Коня, похоже, и вовсе отдают за бесценок…
 
Сколько стоит корова на рынке? Мы заглянули в Интернет, чтобы узнать расценки. Выяснилось, что всё зависит от того, какой породы животное, сколько даёт молока, стельная или яловая… Так вот, в Интернете корову продают за пятьдесят тысяч рублей. А стадо дойных коров, которые давали в своё время до четырёх с половиной тонн молока в год, продают в отдельности по цене в два раза меньшей – по 28 тысяч.  Стадо агрошколы в своём сельхозуправлении занимало третье место по надоям среди предприятий! А теперь его уничтожают – за ненадобностью?
 
А не будет стада, не нужной станет и ферма, которая оснащена автопоилками, здесь производится механическая дойка. Есть здесь и телятник, причём раньше ежегодно в нём находилось  до двадцати телят, причём хорошей породы, поскольку у стада имелся породистый бык-производитель.  А ещё гуси, кролики. Проще говоря, это современная ферма, где дети под руководством взрослых учились крестьянскому труду. Новый директор и его помощники от этой обузы решили избавиться. 
 
Два слова об овцах. Это не те мелкие животные, что бегают по лугам во многих деревнях республики, это особая порода, где взрослый баран достигает 70-80 килограммов веса. Её вывели на опытной станции Журавского в Усть-Цильме,  она в одно время чуть не исчезла, а вот в агрошколе сумели воссоздать своё стадо, которое и мясо давало, и много шерсти. Про свиноматок отдельный разговор – бывшие директора школы называли их «поставщиками валюты». Дело в том, что путём длительной селекции работники агрошколы сумели сделать так, чтобы большинство опоросов приходилось на весну. И жители района выстраивались в очередь за молодыми поросятами, сдавая в кассу «живые» деньги.
 
Наверное, всю собранную на полях агрошколы  продукцию можно было бы использовать для питания воспитанников. Но… оказалось, что товар не сертифицирован, нет лицензии на работы и производство продукции. Конечно, документы можно было бы получить, но, похоже, это оказалось для нового руководства не по плечу. После продажи скота  будет  продана и ферма. 
 
А не будет фермы, не нужны станут и сенокосные угодья, и поля под различные культуры, да и овощехранилище, которое с полным правом можно назвать образцовым. Агрошкола собирала до 30 тонн картофеля, который хранился до нового урожая, причём в прекрасном состоянии, по сортам, с указанием названия, крахмалистости. Всё это делалось под руководством учёных нашей академии, с которой у школы был договор о совместной работе.  Про овощи можно сказать то же самое, а их собиралось немало:  турнепс, капуста, морковь… В этом году агрошкола высадила картофель на пяти гектарах, но убирать урожай команды не поступило. Кое-что собрали жители близлежащих селений, а поле нынешний директор приказала перепахать…  А ведь на посадку и уход были затрачены средства, и немалые. Новое руководство это за траты не считает?
 
Обычно в это время в агрошколе заканчивались полевые работы, и именно в октябре шла подготовка к празднику урожая. Разговоры о том, что детей принуждали работать на полях – это досужие домыслы. Наоборот, отстранение от уборочных работ считалось настоящим наказанием. В  августе и сентябре ребята вместе со взрослыми участвовали в ярмарках: готовили продукцию, фасовали овощи, писали ценники, торговали. И это были настоящие уроки жизни: дети на собственном опыте сталкивались с товарно-денежными отношениями, узнавали, «почём она – копеечка».  
 
И никого не требовалось подгонять или заставлять, наоборот: в детских коллективах шло самое настоящее соревнование за результат, все старались выполнить свою работу эффективно и с наименьшими потерями. На картофельном поле не оставалось ни одной картофелины! Ведь  работали воспитанники для  себя!
 
заканчивался этот период праздником урожая. Каждый отряд готовил угощение на общий стол, а в актовом зале  подводились итоги, где определялись лучшие, вручались награды. Причём каждый знал, что получила в этом сезоне школа – в килограммах, литрах, рублях. 
 
Осенние каникулы обычно проходили в Межадорском лагере, и это был просто большой праздник. 
 
Скорей всего, всё это уже в прошлом. Фермы не будет, поля запустеют, а про жилые корпуса и говорить нечего: новый директор отозвалась о них очень нелестно, назвав чуть ли не сараями. А коль так, их участь предрешена. Да и зачем всё это нынешнему интернату? Видимо, и с трудовым воспитанием будет покончено, хотя именно для этого и создавалась агрошкола. 
 
Как утверждают бывшие учителя агрошколы, Александр Алескандрович на любой сезон имел план трудовой деятельности воспитанников. Он считал, что ребёнок должен быть занят, он должен осознавать, что его труд востребован. Ему просто некогда будет шкодить или думать о побегах. Новое руководство школы всё трудовое воспитание свело к одному: воспитанники занимаются уборкой территории. А чтобы не было побегов, двери школы теперь постоянно на замке. Для избежания проблем…
Поделиться в соцсетях

guest
10 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Артём
Артём
13.10.2012 14:24

ССучье племя чиновников и назначает выродков. Мягче сказать просто не получается. В былые времена таких просто расстреливали как врагов народа.

Школьник
Школьник
13.10.2012 14:32

Вместо “штук” надо писАть “голов” ( в таблице). Руководство школы-интерната, видно, совсем безграмотное.

Эффективный менеджер
Эффективный менеджер
13.10.2012 15:02

Слава Гайзеру и его свите!

Вредители
Вредители
13.10.2012 15:29

Их надо самих выставить на аукцион, с теми же наименованиями.

Детей до слёз жалко, сердце кровью обливается. Каково им с такими “воспитателями…

Иван
Иван
13.10.2012 15:34

А сейчас нужно проследить кто купит это поголовье скота,вот и будем знать действующих лиц в этом ужасном деянии. Я давно знаю об этой школе. Это был пример для других интернатов.Детки вместе с педагогами работали не покладая рук, и вот пришли варвары, для которых нет ничего святого акромя личного обогащения и… Читать далее »

ЛИТЕР
ЛИТЕР
13.10.2012 17:36

Рабскому детскому труду пришел конец! Урра!!!!!!

Литеру
Литеру
13.10.2012 17:57

Почем тебе платят?

ЛИТЕР
ЛИТЕР
13.10.2012 18:20

Я – БЕССЕРЕБРЕННИК!

Взрослая женщина
Взрослая женщина
16.10.2012 23:26

А ведь у Католикова не было своих детей – только приемный сын.
Детей все-таки заставляли работать….

Евгений
Евгений
06.12.2012 12:50

Какая разница были у Католикова дети или нет? Я в своё время разговаривал с бывшим воспитанником этого интерната – он как раз застал приход на должность Александра Александровича. Только после этого дети узнали, что такое полноценное (первое, второе, третье) трёхразовое питание, что такое должный мед.уход, что такое новая одежда, что… Читать далее »