Прощание с «Белкомуром»?

Грандиозный проект, о котором много шумели, откладывается в долгий ящик

14:02. 26 ноября, 2011  
  
15

Недавно официальная газета правительства республики в рамках предвыборной агитации опубликовала статью московского аналитика Николая Панкратова «Вредительство на левом фронте», который клеймит КПРФ и «Справедливую Россию», которые якобы хотят «прикрыть» проект «Белкомур» (строительство железнодорожной магистрали от Архангельска до Перми, которая проходит через Сыктывкар). Из статьи следует, что КПРФ поддерживает проект создания магистрали  с использованием имеющейся железной дороги через Котлас, а «Справедливая Россия» вообще выступает за «обходной вариант» – через Кировскую область на Санкт-Петербург.

Автор статьи «ненавязчиво» давит на избирателя цифрами, подводя к мысли о том, что если избиратели не проголосуют за «Единую Россию», то в Госдуме окажется больше депутатов от Архангельска, и те «переголосуют» «наших». И тогда «Белкомура» Коми не видать как своих ушей, а коль так, многие проекты не будут реализованы, республика окажется в глубокой яме.

Здесь стоит вспомнить шумиху, которую подняли «единороссы» в связи с «Белкомуром» вообще. Об этом твердят газеты, об этом говорилось на прошедшем в субботу «местном съезде» «Единой России». Если судить по прессе, то «закрытие «Белкомура» больше всего ударит по Удорскому району: БНКоми на прошлой неделе рассказало об отчёте главы этого района перед депутатами. Так вот, судя по этой информации, глава вообще не видит перспектив, если в районе не будет строиться железная дорога…

Но оставим «пиаровские страшилки» «едросских» придумщиков в покое с их утверждением о том, что «КПРФ и «Справедливую Россию» не волнует благосостояние северных регионов страны»: пусть тешатся – как никак, выборы на дворе! Однако статья имела резонанс не только в избирательных штабах: некоторые производственники восприняли её как некролог по «Белкомуру», поскольку там говорилось, что альтернативные проекты вместе с пояснительной запиской архангельского губернатора уже попали в руки Владимира Путина. И решение зависит от него, а совсем не от того, за кого проголосуют избиратели через две недели. За комментарием о том, чем грозит «отставка» «Белкомура», мы обратились к кандидату экономических наук Владимиру Андрианову, который занимается проблемами транспортного развития Севера более сорока лет. Отметим, что в специальном выпуске нашей газеты «Ракурс» от 9 августа он выступал как противник строительства «Белкомура».

– Владимир Алексеевич, что последовало за сообщением о том, что «Белкомура» не будет? Шок или радость?

– Увы, это не стало новостью, поэтому не было и таких эмоций. Дело в том, что вопрос об альтернативных вариантах строительства магистрали из Архангельска на Пермь возник ещё три-четыре года назад в связи с предстоящим освоением огромных запасов калийных солей на Урале – в той самой Пермской области. Об этом год назад у нас был серьёзный разговор с бывшим министром РК Николаем Герасимовым. Рассматривался и подобный вариант доставки калийных солей.

Из Березников предполагается вывозить порядка шести миллионов тонн продукции, причём большей частью на экспорт. В настоящее время этот груз по железной дороге идёт в порты Чёрного моря, что долго и дорого. Вариант вывоза продукции калийного комбината через Архангельск или Санкт-Петербург намного дешевле. Для этого оба варианта вполне приемлемы, разница в цене вопроса. «Керимовский вариант» значительно дешевле, поскольку здесь используются уже существующие магистрали, имеющие к тому же значительный запас провозной и пропускной способности.

Но в одном я с автором согласен – в решение вопроса действительно вмешиваются очень большие деньги, которыми владеет миллиардер Керимов, упоминаемый Панкратовым. По некоторым данным, он имеет отношение и к калийному производству, и к порту Санкт-Петербурга. Давно известно, что политика – это концентрированное выражение экономики. Ну, а как говорил в своё время Бонапарт, «битвы выигрывают те, у кого больше батальонов». Интересы Керимова, его миллиарды, а также поддержка депутатов и разного рода купленных-перекупленных чиновников вполне могут внести корректировки в спор о выборе направления железной дороги.

– Поясните, что такое «Керимовский вариант»?

– Сулейману Керимову принадлежит «Уралкалий».  Это огромный комплекс по добыче и производству минеральных удобрений в Березниках и Соликамске. Он же владеет портовым комплексом в Санкт-Петербурге, который в случае принятия альтернативного проекта будет перестраиваться за государственные деньги. Это – по утверждениям господина Панкратова.

– «Единороссы» утверждают, что коммунисты и «справороссы» ведут вредительскую политику. Вы придерживаетесь такого же мнения?

– Политика – штука тонкая, если не сказать – грязная, и понять теряющих надежду на бизнес-криг можно. Пока в стране существует партийное противоборство, а не объективное, единое государственное, научно обоснованное, профессиональное управление, вопросы стратегии и тактики будут решаться на уровне корпоративных логистик и лоббирующих групп, мощность которых будет оцениваться в том числе и содержанием кошелька очередного олигарха. Коль у того же Керимова появилась возможность производить и сбывать за рубеж миллионы тонн калийных солей, получая при этом огромные барыши, найдутся политики, которые будут помогать олигарху в достижении его целей.

– А на ваш взгляд, прокладка дороги от Березников до Санкт-Петербурга через Кировскую область – это благо?

– Если рассматривать с тактических позиций, то именно так. Модернизация, увеличение пропускной способности данного направления обойдётся Керимову (и стране!) в десяток раз дешевле, нежели строительство новой трассы «Белкомур». И по срокам это будет в три-четыре раза быстрее. Причём, замечу, без остановки действующей трансмагистрали Восток-Запад, что тоже немаловажно.

Но в стратегическом плане это решение не приближает нас к решению другой, много более значимой государственной стратегической задачи – развитию инфраструктуры Арктики, передел которой начался. Россия, имеющая огромные преимущества и возможности приступить к масштабному хозяйственному освоению несметных богатств в высоких широтах, увы, теряет время вследствие раздирающих страну корпоративных разборок.

– Автор статьи утверждает, что отказ от «Белкомура» больно ударит по интересам республики. Вы разделяете это мнение?

– Отказ от строительства «Белкомура», безусловно, лишит республику финансового допинга, на который рассчитывали многие чиновники. Об этом я уже писал много раз, поэтому не буду повторяться. Скажу лишь, что проект строительства «Белкомура» был обречён на срыв намного раньше, чем о том заговорили. Сейчас о нём вспомнили, поскольку в период выборов в ход идут любые аргументы, а иногда высвечиваются и проблемы, которые нужно решать. В нашем случае стало ясно, что у некоторых чиновников закружилась голова от успехов в продвижении проекта «Белкомур», они решили, что дело сделано и железная дорога будет строиться. А когда выяснилось, что у проекта «Белкомур» есть альтернатива, причём не одна, начались поиски виноватого. Только не стоит ли вспомнить старую русскую поговорку про зеркало, на которое «неча пенять, коль физиономия перекошена»? Искать его следует в собственном непрофессионализме, самонадеянности и откровенной глупости. Статья Панкратова – очевидное тому доказательство. Все обвинения в адрес КПРФ и «Справедливой России» «во вредительстве», по мнению экономистов – транспортников, – не более чем бездоказательные, пиаровские штучки.

Газета «Красное знамя» в течение ряда лет публиковала материалы авторов, которые не разделяли восторгов по поводу «Белкомура» и предлагали альтернативные варианты строительства железнодорожной магистрали. Один из них – устройство железной дороги не на Архангельск, а на Индигу, который дешевле и перспективней. Говорилось и о том, что трасса на Архангельск Республике Коми не принесёт больших барышей, поскольку возить по ней особо нечего: производимая в Коми продукция идёт на юг. Однако эти аргументы не принимались в расчёт, ставка была сделана только на строительство “Белкомура”. Более того, как пишется в агитационном вестнике коми регионального отделения партии «Единая Россия» «СЕГОДНЯ и ЗАВТРА», выпущенном на днях тиражом 316 тысяч экземпляров, на кон поставлен главный пункт программы Гайзера, коим и является строительство «Белкомура». Выходит, его министры и экономисты не умеют просчитывать варианты?

Поделиться в соцсетях

guest
15 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Море Фиджи
Море Фиджи
26.11.2011 17:45

Керимовский вариант – не вариант. И он никогда всерьез не рассматривался – о чем вы? ОВо-первых, он не сумасшедший забивать горловину(уже узкую для современных потоков) С-Петербургского порта.(и не от властей больше претензий, а от таких же олигархов но в других секторах). Во-вторых,”экономические выкладки” Андреянова просто меркнут без военной и политической… Читать далее »

читатель
читатель
26.11.2011 18:55

давайте смотреть правде в глаза.
О Белкомуре говорят уже 12 лет, и могу с Вами поспорить, после выборов о нем в очередной раз забудут и теперь уже на лет 20. А о военно-политической составляющей, это вы батенька маху дали.

житель
житель
26.11.2011 19:20

как бы нам хотелось, чтобы этот выгодный для нашей Республики проект состоялся.
Но мы знаем как принимаются решения и понимаем, что Белкомура не будет.
Понял бы еще это Гайзер. А может и понимает и знает. Просто сегодня выборы.

СЕГОДНЯ
СЕГОДНЯ
26.11.2011 20:48

Более того, как пишется в агитационном вестнике коми регионального отделения партии «Единая Россия» «СЕГОДНЯ и ЗАВТРА», выпущенном на днях тиражом 316 тысяч экземпляров, на кон поставлен главный пункт программы Гайзера, коим и является строительство «Белкомура». Выходит, его министры и экономисты не умеют просчитывать варианты? Да там и нет экономистов. Так… Читать далее »

С.А.
С.А.
27.11.2011 00:11

Пока в стране существует партийное противоборство, а не объективное, единое государственное, научно обоснованное, профессиональное управление
===========================================

Мы уже жили в стране с единым государственным, научно обоснованным, профессиональным управлением, и где не было партийного противоборства. Но это не спасло страну от краха и развала.

К  "СЕГОДНЯ"
К "СЕГОДНЯ"
27.11.2011 01:13

Ты прав, в правительстве Гайзера, как и он сам, одни финансисты, которые могут только распределять и пользовать чужие деньги. А со времени начала строительства “Белкомура”, первыми распильщиками-ворами стали чиновники во главе со Спиридоновым, положившим массовую коррупцию среди чиновников Коми. А основой развития экономики Коми могло бы быть и восстановление и… Читать далее »

очень прикольно - инструкция как увести разговор в сторону и обгадить собеседника в Инете
очень прикольно - инструкция как увести разговор в сторону и обгадить собеседника в Инете
27.11.2011 02:34
:-))
:-))
27.11.2011 02:51

Мужайтесь, труп по имени белкому будут тыкать до марта, потом лет на 5 забудут.

не важно
не важно
27.11.2011 03:12

Нашли к кому обращаться за консультацией))))))))) И главное кто обращается ))))))

Решать будет ли белкомур будет экономическая обоснованность и политическая воля!!!

не важно
не важно
27.11.2011 03:16

А от ЭСЭРов и ЛДЭПэРов я вообще в шоке!!!!!!

Дьяконов С.С.
Дьяконов С.С.
27.11.2011 04:19

“Решать будет ли белкомур будет экономическая обоснованность и политическая воля!!!”
=======================================================
:))))))))))))))))))))))))))))))

Решать будет личная заинтересованность…

влада
влада
27.11.2011 17:37

– «Единороссы» утверждают, что коммунисты и «справороссы» ведут вредительскую политику= Единороссы, видимо,исчерпали все свои силы в очернительстве СР и КПРФ. Осталось опереться на уже единожды разворованный (не едросами ли?) на 90% Белкомур.Сколько можно грабить народ? И н7икакой политической воли в проталкивании Белкомура нет, только личная заинтересованность тех, кто строит, строит… Читать далее »

Про белку Мурку
Про белку Мурку
27.11.2011 23:34

Совершенно было понятно, что этот проЭкт не жизнеспособен. Партии ЕР от Коми н.б. что-то предложить. Предложили. Не прошло. Теперь н.б. свалить на кого-либо. Свалили. Далее по тексту: развели Коми, ударили по Коми и т.д.
Господа от ЕР, считаете жителей Коми за дураков? Дураки то вы…

спиногрыз
спиногрыз
28.11.2011 13:33

По данным медицины одним из признаков паранойи является регулярная постановка самому себе задач, которые не можешь, или не собираешься выполнять.

Интинец
Интинец
29.11.2011 15:19

Власти не могут решить проблемы существующей СЖД, а замахнулись на Белкомур. Ведь сокращено количество вагонов, оставшиеся не лучшего качества, создан искусственный дефицит билетов из-за этого, да ещё вахтовики толпами ездят. Газпром богатый такой, пусть отдельный поезд им купит! С грузоперевозками тоже огромные проблемы, из-за этого продукты дорожают! Вот о чём… Читать далее »