Объединить, чтобы уничтожить?

В результате укрупнения поселений может перестать существовать старейшее село республики – Княжпогост

Автор:   
11:30. 22 октября, 2011  
  
22

Руководство Княжпогостского района в последнее время увлеклось идеей укрупнения поселений. Особенно рьяно оно взялось за объединение муниципальных образований городского поселения «Емва» и сельского поселения «Княжпогост». Наверное, именно про такой случай сказал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Но ведь впрягут же!

Общественных слушаний в городе по вопросу объединения пока не было, а вот в самом селе Княжпогост они проведены уже дважды. И оба раза подавляющее большинство присутствующих проголосовало против объединения. Скоро будет проведена сессия депутатов поселения «Княжпогост», которые должны сказать своё «веское» слово: быть или не быть селу.

Автор этих строк как коренной житель деревни Удор, входящей в состав села, и депутат городского поселения «Емва» был в центре происходящих вокруг объединения поселений событий. Вот его мысли и позиция, не претендующая на истину в последней инстанции.

Откуда есть пошла земля Вымская

Рождение Княжпогоста относят к 1490 году. Но ещё в 1451 году Великий князь Василий Васильевич назначил своим наместником князя Верейского Ермолая с сыном Василием и повелел править Пермской землей Вычегодской. Местом пребывания стало селение Виз. Смею предполагать, что Ермолай не приехал в пустынное место, здесь по всей округе, в отдельных деревеньках, жили люди. Городище – место пребывания князя – было выбрано очень удачно: на крутом и высоком угоре, с востока защищаемое рекой Емва, с запада и севера – глубоким оврагом, где протекал ручей, получивший название Кара-шор, а с юга – лесами и болотами.

Отсюда, с места пребывания князя Ермолая, за 1465-1500 годы было совершено шесть крупных походов великокняжеских войск, в которых были решены задачи покорения и присоединения зауральских земель, окончательно завершён процесс вхождения коми земель к Московию.

Думаю, что эта страница истории ещё не изучена и не оценена как подобает. Но даже известное позволяет говорить о том, что Княжпогост имел военно-историческое значение в становлении Московского государства.

Ныне Княжпогост – единственный населённый пункт с таким символическим названием в стране. Не случайно при утверждении герба Княжпогостского Геральдическая комиссия обратила на это внимание и рекомендовала поместить на гербе района шапку Мономаха.

Вымичи издавна были в числе первооткрывателей. В первой половине XVI  века они переселились на верхнюю Мезень, сформировав группу Глотовских коми, из которых в последующее время сформировалась единая удорская этнографическая группа.

Между 1567 и 1576 годами появилось первое из ныне существующих коми селений на реке Ижме. Вымичи сыграли важную роль в заселении и в присоединении Сибири и Дальнего Востока к России. Отсюда в своё время отправился покорять Сибирь Ермак.

Отряхём его прах с наших ног?

Нам бы изучать и изучать историю Княжпогоста, поднимать и поднимать её значение до бренда республики, а мы хотим низвести это историческое поселение до уровня возникших после 40-х годов двадцатого столетия пригородов города Емвы – посёлков Северный, Новый, Ачим.

А ведь село Княжпогост, включающее в себя деревни от Кыркэтша до Половников, всегда было развивающимся, растущим. Наши далёкие и не очень предки думали о жизни, а не о выживании. Уже в начале XVIII века в Княжпогосте были две деревянные церкви: Афанасия Великого и Успения Пречистой Богородицы. Строились часовни в деревнях. Неоднократно возникал вопрос о возведении каменного храма. И окончательно побудило население к этому то обстоятельство, что в 1782 году селение стало называться полноправным селом.

Всё общество с энтузиазмом взялось за это дело, и, благодаря «тщанию прихожан», возведена была, и освящена в 1830 году церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Росло количество жителей, открывались школа, библиотека, расширялась торговля, в каждой деревне пекли хлеб, функционировали детские сады и ясли, работала отличная сапожная мастерская и комбинат по пошиву одежды, работали клубы, в каждой деревне был колхоз.

Вспоминаю, какое замечательное объединение людей представлял колхоз «Красное знамя» в деревне Удор. В 1948 и 1949 годах колхоз получал переходящее красное знамя республики за свой труд. И ведь было за что. Выращивали рожь, получая урожайность 28 центнеров на круг, в хозяйстве великолепно созревали ячмень, горох, лён, конопля, капуста, картофель, морковь. Высевали даже ветвистую пшеницу и голозёрный ячмень, первыми в районе возвели теплицу и выращивали в закрытом грунте огурцы.

Потом началась эта свистопляска с объединением. В 1950 году ещё пацаном я ощутил это объединение, когда с насиженного места сорвали отца (как успешного председателя колхоза) и отправили на укрепление кадров. В том году все колхозы села слили в один, затем этот колхоз превратился в совхоз, а ныне в Княжпогосте с обширными полями и сенокосами осталось одно животноводческое помещение по доращиванию телят с единственным трактором.

 

Чудо-юдо обходится без переправы

Чудо-юдо обходится без переправы

На новом витке объединений

На слушаниях по объединению поселений увещеватели из представителей районных властей твердили в унисон: не о чём вам беспокоиться, все ваши льготы останутся, даже власть на селе будет функционировать, а сами вы ничего не можете сделать, вас и осталось-то 165 человек, без объединения вам скоро кол в огороде забить будет невозможно!

Я позволю себе возра-зить: неправда, что нас не осталось, нас просто не смогли выжить. Город высосал из села всё, советская власть начала этот процесс, а демократическая нынче во имя оптимизации хочет успешно завершить. И случится с нами то же самое, что и с посёлками Чуб и с База-Кылтово – нас не будет.

Власти Княжпогостского района утверждают, что объединение задумано только в интересах селян. Ой, как хочется верить, но ведь не верится! Проходили мы уже подобное, учёные…

Под звон бокалов

В этом году все надеялись: наконец-то будет у нас паромная переправа. Дошло до суда, и по его решению переправа должна была начать работать с 1 июня 2011 года. На календаре октябрь, но переправы нет. Интересно, кому же тогда верить?

Правда, всё-таки чудо-юдо, как его окрестили сельчане, паром с парящим на высоте трактором вместо капитанской рубки был торжественно спущен во второй половине сентября на воду под звон разбитых бутылок шампанского. 27 сентября руководители района вместе с депутатом Госдумы не менее торжественно благословили (тоже не без шампанского) на успешное плавание. Теперь паром есть, вот он на снимке, а паромной переправы нет.

Слёзы выступают на глазах, говорят супруги Сергей и Ирина Подоровы: надеялись в этом году заменить крышу, сделать новый забор вокруг дома, и на тебе – вместо паромной переправы установили памятник в виде парома. Ну, а памятник, как известно, не плавает и не ходит.

Поделиться в соцсетях

guest
22 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Узбек
Узбек
22.10.2011 11:06

Извините, но “гас недовольных” слегка утрирован незнанием населения российских же законов. При объединении или укрупнении в данном случае произойдет всего лишь объединение юридических лиц – муниципальных образований, а в самих образованиях села и деревни-то не перестанут существовать (ну за исключением случаев полного оттока населения). Вон, посмотрите, в центральной России одно… Читать далее »

АВСеменов
АВСеменов
22.10.2011 12:25

Прально южанин говорит: надо все местное самоуправление прикрыть.

Путин будет всем управлять – он же Лидер нации и наше Светило. и главное – в 6.30 трезвый!

Валентин
Валентин
22.10.2011 14:45

в 6.30 – пьяный – это круто.
а что-нибудь старинное , что-то туристическое для коми – совсем не помешает.
размазывать тонким слоем на пять деревенек бюджетные деньги – это была ошибка закона о местном самоуправлении принятого кажется в 2001 году.

Ермолай
Ермолай
22.10.2011 15:12

Что вас так раздражает? Укрупнение населенных пунктов это разумно. И дешевле и эффективнее для самих жителей. Другой разговор,что для этого власти должны сделать не формальное, а фактическое объединение. То есть построить дома в Княжпогосте и переселить туда желающих. Вот так-то будет вернее.P.S.Если у вас все так здорово с историей,то чего… Читать далее »

лп
лп
22.10.2011 17:10

надо Емву к Княжпогосту обьеденить.

лп
лп
22.10.2011 17:24

А если серьезно то в Княжпогостском районе по Выми все деревни и села погибают. Это истрические села ТУРЬЯ ОНЕЖЬЕ КОНИ ИТД . И Единая Россия ничем помочь не может.

Ермолаю
Ермолаю
22.10.2011 17:57

Никакие дома там никто строить не будет.

нн
нн
22.10.2011 19:09

Княжпогост находится в более выгодном положении чем Турья, куда еще нужно добираться до речки по дорожным колдобинам.

Ермолай
Ермолай
22.10.2011 19:55

Ну тогда бы я сидел там как пень. Хочешь,чтобы я переехал,строй мне дом. А не хочешь? Буду сидеть.

влада
влада
22.10.2011 20:55

Никакое укрупнение не создаст экономии бюджета. Во главе администрации должен быть специалист, а не свадебный генерал.Когда из села “увели” ФАП, почту, школу, магазин – село гибнет.Именно с истребления фельдшерско-акушерских пунктов и школ начали преобразование жизни сёл в гибель. Истиховская, выступая по ТВ, говорила, что нет специалистов-руководителей. А их и не… Читать далее »

прохожий
прохожий
23.10.2011 08:41

Ни к чему не привело и не приведет самоуправление местное. Факт.

все верно
все верно
23.10.2011 08:45

У каждого муниципалитета свои законы.

Ермолай
Ермолай
23.10.2011 09:37

Верно. Ни к чему не приведет самоуправление в нищих деревнях, но урбанизация -процесс всемирный и неизбежный.Только делать это нужно с уважением к человеку.
И не только Княжпогост,но и другие села нужно срочно укрупнять.При этом, создав переселенцам цивилизованные условия.

Аноним
Аноним
23.10.2011 10:19

Местное самоуправление до конца доконает народ не только в селах но и в моногородах.

Аф
Аф
23.10.2011 13:09

Все равно получится по Черномырдину…

а что на территории
а что на территории
23.10.2011 21:18

сыктывкарской епархии есть такие руины(фото храма)?
Они вроде недавно 16лет отмечали и хвастались показателями.

Сельчанка
Сельчанка
27.10.2011 17:06

Друзья! Сколько не боролись сельские жители – дело сделано. Чиновники города добились своего. И что дальше????

Аноним
Аноним
07.11.2011 14:08

Люди не хотят объединятся. Они хотят жить спокойно. Какой может быть город, когда люди живут в условиях почти каменного века. Школу, детский сад закрыли, это укрупнение приведет к тому, что закроют сельский совет, ФАП и клуб, отменят сельские льготы. Все у кого хватит сил и ресурсов (а их мало)разбегутся, а… Читать далее »

Житель
Житель
07.11.2011 14:28

А для Емвы название город вообще как то не вяжется, больше на село или деревню смахивает.

Княжич
Княжич
08.11.2011 07:59

О каком местном самоуправлении идет речь? Люди на двух сходах сказали “нет”. Их кто-нибудь слушает? Тут речь не о самоуправлении, а о самоуправстве!

КНЯЗЬ
КНЯЗЬ
09.12.2011 18:47

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОРОДСКИМ ЖИТЕЛЯМ ПИСАТЬ ЧТО-ТО О ПРИСОЕДИНЕИИИ, И ПИСАТЬ О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ФАКТАХ, НАДО ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ САМОЕ МАЛОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ, ВЕРНЕЕ, ПОБЫТЬ В ШКУРЕ СЕЛЬСКОГО ЖИТЕЛЯ. ПО ПОВОДУ ТРЕННЕГО ПЬЯНИЦЫ НА СЕЛЕ, А В ГОРОДЕ ИХ СКОЛЬКО ВИДИШЬ.

КНЯЗЬ
КНЯЗЬ
09.12.2011 18:48

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОРОДСКИМ ЖИТЕЛЯМ ПИСАТЬ ЧТО-ТО О ПРИСОЕДИНЕИИИ, И ПИСАТЬ О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ФАКТАХ, НАДО ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ САМОЕ МАЛОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ, ВЕРНЕЕ, ПОБЫТЬ В ШКУРЕ СЕЛЬСКОГО ЖИТЕЛЯ. ПО ПОВОДУ ТРЕННЕГО ПЬЯНИЦЫ НА СЕЛЕ, А В ГОРОДЕ ИХ СКОЛЬКО ВИДИШЬ.