Руководство Княжпогостского района в последнее время увлеклось идеей укрупнения поселений. Особенно рьяно оно взялось за объединение муниципальных образований городского поселения «Емва» и сельского поселения «Княжпогост». Наверное, именно про такой случай сказал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Но ведь впрягут же!
Общественных слушаний в городе по вопросу объединения пока не было, а вот в самом селе Княжпогост они проведены уже дважды. И оба раза подавляющее большинство присутствующих проголосовало против объединения. Скоро будет проведена сессия депутатов поселения «Княжпогост», которые должны сказать своё «веское» слово: быть или не быть селу.
Автор этих строк как коренной житель деревни Удор, входящей в состав села, и депутат городского поселения «Емва» был в центре происходящих вокруг объединения поселений событий. Вот его мысли и позиция, не претендующая на истину в последней инстанции.
Откуда есть пошла земля Вымская
Рождение Княжпогоста относят к 1490 году. Но ещё в 1451 году Великий князь Василий Васильевич назначил своим наместником князя Верейского Ермолая с сыном Василием и повелел править Пермской землей Вычегодской. Местом пребывания стало селение Виз. Смею предполагать, что Ермолай не приехал в пустынное место, здесь по всей округе, в отдельных деревеньках, жили люди. Городище – место пребывания князя – было выбрано очень удачно: на крутом и высоком угоре, с востока защищаемое рекой Емва, с запада и севера – глубоким оврагом, где протекал ручей, получивший название Кара-шор, а с юга – лесами и болотами.
Отсюда, с места пребывания князя Ермолая, за 1465-1500 годы было совершено шесть крупных походов великокняжеских войск, в которых были решены задачи покорения и присоединения зауральских земель, окончательно завершён процесс вхождения коми земель к Московию.
Думаю, что эта страница истории ещё не изучена и не оценена как подобает. Но даже известное позволяет говорить о том, что Княжпогост имел военно-историческое значение в становлении Московского государства.
Ныне Княжпогост – единственный населённый пункт с таким символическим названием в стране. Не случайно при утверждении герба Княжпогостского Геральдическая комиссия обратила на это внимание и рекомендовала поместить на гербе района шапку Мономаха.
Вымичи издавна были в числе первооткрывателей. В первой половине XVI века они переселились на верхнюю Мезень, сформировав группу Глотовских коми, из которых в последующее время сформировалась единая удорская этнографическая группа.
Между 1567 и 1576 годами появилось первое из ныне существующих коми селений на реке Ижме. Вымичи сыграли важную роль в заселении и в присоединении Сибири и Дальнего Востока к России. Отсюда в своё время отправился покорять Сибирь Ермак.
Отряхём его прах с наших ног?
Нам бы изучать и изучать историю Княжпогоста, поднимать и поднимать её значение до бренда республики, а мы хотим низвести это историческое поселение до уровня возникших после 40-х годов двадцатого столетия пригородов города Емвы – посёлков Северный, Новый, Ачим.
А ведь село Княжпогост, включающее в себя деревни от Кыркэтша до Половников, всегда было развивающимся, растущим. Наши далёкие и не очень предки думали о жизни, а не о выживании. Уже в начале XVIII века в Княжпогосте были две деревянные церкви: Афанасия Великого и Успения Пречистой Богородицы. Строились часовни в деревнях. Неоднократно возникал вопрос о возведении каменного храма. И окончательно побудило население к этому то обстоятельство, что в 1782 году селение стало называться полноправным селом.
Всё общество с энтузиазмом взялось за это дело, и, благодаря «тщанию прихожан», возведена была, и освящена в 1830 году церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Росло количество жителей, открывались школа, библиотека, расширялась торговля, в каждой деревне пекли хлеб, функционировали детские сады и ясли, работала отличная сапожная мастерская и комбинат по пошиву одежды, работали клубы, в каждой деревне был колхоз.
Вспоминаю, какое замечательное объединение людей представлял колхоз «Красное знамя» в деревне Удор. В 1948 и 1949 годах колхоз получал переходящее красное знамя республики за свой труд. И ведь было за что. Выращивали рожь, получая урожайность 28 центнеров на круг, в хозяйстве великолепно созревали ячмень, горох, лён, конопля, капуста, картофель, морковь. Высевали даже ветвистую пшеницу и голозёрный ячмень, первыми в районе возвели теплицу и выращивали в закрытом грунте огурцы.
Потом началась эта свистопляска с объединением. В 1950 году ещё пацаном я ощутил это объединение, когда с насиженного места сорвали отца (как успешного председателя колхоза) и отправили на укрепление кадров. В том году все колхозы села слили в один, затем этот колхоз превратился в совхоз, а ныне в Княжпогосте с обширными полями и сенокосами осталось одно животноводческое помещение по доращиванию телят с единственным трактором.
Чудо-юдо обходится без переправы
На новом витке объединений
На слушаниях по объединению поселений увещеватели из представителей районных властей твердили в унисон: не о чём вам беспокоиться, все ваши льготы останутся, даже власть на селе будет функционировать, а сами вы ничего не можете сделать, вас и осталось-то 165 человек, без объединения вам скоро кол в огороде забить будет невозможно!
Я позволю себе возра-зить: неправда, что нас не осталось, нас просто не смогли выжить. Город высосал из села всё, советская власть начала этот процесс, а демократическая нынче во имя оптимизации хочет успешно завершить. И случится с нами то же самое, что и с посёлками Чуб и с База-Кылтово – нас не будет.
Власти Княжпогостского района утверждают, что объединение задумано только в интересах селян. Ой, как хочется верить, но ведь не верится! Проходили мы уже подобное, учёные…
Под звон бокалов
В этом году все надеялись: наконец-то будет у нас паромная переправа. Дошло до суда, и по его решению переправа должна была начать работать с 1 июня 2011 года. На календаре октябрь, но переправы нет. Интересно, кому же тогда верить?
Правда, всё-таки чудо-юдо, как его окрестили сельчане, паром с парящим на высоте трактором вместо капитанской рубки был торжественно спущен во второй половине сентября на воду под звон разбитых бутылок шампанского. 27 сентября руководители района вместе с депутатом Госдумы не менее торжественно благословили (тоже не без шампанского) на успешное плавание. Теперь паром есть, вот он на снимке, а паромной переправы нет.
Слёзы выступают на глазах, говорят супруги Сергей и Ирина Подоровы: надеялись в этом году заменить крышу, сделать новый забор вокруг дома, и на тебе – вместо паромной переправы установили памятник в виде парома. Ну, а памятник, как известно, не плавает и не ходит.
Извините, но “гас недовольных” слегка утрирован незнанием населения российских же законов. При объединении или укрупнении в данном случае произойдет всего лишь объединение юридических лиц – муниципальных образований, а в самих образованиях села и деревни-то не перестанут существовать (ну за исключением случаев полного оттока населения). Вон, посмотрите, в центральной России одно… Читать далее »