Рабыни прилавка

Об истории торговли и её теневых сторонах

Автор:   
11:32. 9 октября, 2011  
  
8

Необычный судебный процесс обнажил давно назревшие, но не заметные постороннему взгляду, язвы сложившейся системы рыночной (бывшей – советской) торговли. Мы часто виним продавцов: обвесят, обсчитают, не улыбнутся (хорошо, если не обматерят). Что же это за люди такие? Почему на всех столбах, заборах и в Интернете висит: «Требуются, требуются, требуются… продавцы!»

Всё изменила революция

Люди старшего поколения иногда с грустью вспоминают колбасу за два двадцать и водку за три шестьдесят две. Память избирательна и не хранит воспоминаний о диких очередях, продуктовых электричках, чае «со слоном» из-под прилавка и шмотках по блату. Советскую систему торговли нельзя было назвать именно торговлей. Товары распределялись. Ну а те, кто распределял, естественно, были людьми уважаемыми. Не номенклатура, конечно (она «отоваривалась» на складах  и в спецраспределителях), но всё же…

Работника прилавка, товароведа или «завскладом» можно было легко вычислить по супердефицитному кожаному плащу и обилию золота на всех частях изнеженного тела. А уж день советской торговли праздновался с воистину купеческим размахом.

Во времена дефицита работники торговли были в особом почёте. Фото сайта www.tassphotogallery.com

Становление собственно рыночной торговли происходило по разным схемам.

Во-первых, сами аборигены благодатного оазиса советского распределения по разным схемам более или менее успешно приватизировали торговые точки, магазины и целые объединения со складами, поставщиками и даже подъездными путями. К слову, на рубеже лихих 90-х вполне приличный подержанный магазин можно было приватизировать по цене новой кожаной куртки.

Во-вторых, брошенные в стихию рынка инженеры, учителя и прочий пролетариат умственного труда переквалифицировались в «челноки». Стали сами завозить товар, открывать «точки» и обзаводиться «крышами». Они не знали слов «ассортимент», «оборот», «выручка»… О правилах «советской торговли» имели самое смутное представление. Методом проб и ошибок наиболее удачливые из них вскоре вышли на уровень приличных отдельных магазинов.

Ну и, как веяние уже новой реальности, масштабный торговый бизнес пришёл в виде крупных торговых сетей. Что уже в корне отличалось от «советской торговли»: другие подходы, критерии и культура. Появились «супервайзеры», «мерчендрайзеры», не говоря уже об огромном количестве «менеджеров».

Естественная убыль

Не надо быть специалистом, чтобы понимать: невозможно с прилавка продать ровно столько товара, сколько получил со склада. Просыплется, разобьётся, разольётся, сгниёт… Понимает это и государство. К примеру, последние нормы такой вот естественной убыли были утверждены приказом Министерства торговли СССР ещё в 1980 году. И действуют до сих пор. Но не для всех.

Самые бесправные продавцы в нашей системе торговли сидят на так называемых «точках». Как правило, это женщина неопределённого возраста, без особого образования. Очень часто это горожанка «в первом поколении». Фрукты, овощи, рыба, мясо и всякие консервы – всё это на её единоличной ответственности, возложенной на продавщицу хозяином лавки.

Не стану описывать прелестей её трудовых будней. Достаточно сказать, что в большинстве таких «точек» даже отправление естественных надобностей составляет известную проблему. Не стану упоминать и о том, что большинство этих «рабынь прилавка» работают без должного оформления своих трудовых отношений с хозяином. Поэтому с больничными, отпускными и пенсией у них большие проблемы.

Социальная подкреплённость такой торговли весьма сомнительна. Фото сайта www.vzapadnoi.ru

И вообще сложившийся из стихийного, этот рыночный механизм таит в себе массу «теневых» схем: от производителя через оптовика и до прилавка. Все о них знают, мирятся и не замечают. Может, от понимания, что этот вид торговли без них просто не выживет. А может, само существование таких полузаконных форм жизни достаточно выгодно тем, кто их, по закону, должен контролировать. Речь не об этом. Сейчас речь о том, почему продавец такой торговой точки просто-напросто вынужден обвешивать и обсчитывать покупателей. Всё очень просто: он должен отдать хозяину деньги за полученный к реализации товар в полном объёме. Без всяких там «усушек» и «утрясок». Как это сделать? Естественно, при помощи покупателя.

Вот и цепляют девушки магнитики к весам, и калькуляторы у них барахлят, да и в десятке нормальных картошек одна уж обязательно попадётся с гнильцой. Об этом знают все. Проверяют, штрафуют, по телевизору показывают. Толку – ноль. Просто потому, что продавщица – лишь самое крайнее и бесправное звено в цепи «товар-деньги-товар».

 

Наследницы по прямой

Говорить о нормах естественной убыли и о правилах «советской торговли» с владельцами таких вот «чёрных» торговых точек бесполезно. Зачастую они и по-русски-то не очень понимают. А уж толковать с ними о приказе Министерства торговли СССР от 1980 года просто бессмысленно! За сумасшедшего примут. Будут думать, кому на этот раз «отстёгивать».

А вот хозяева и хозяйки бывших советских магазинов всё знают прекрасно. Зачастую это вполне известные и уважаемые люди. Благотворительностью занимаются. В принципе, в этих магазинах всё более или менее нормально: трудовые и санитарные книжки, ассортимент, договоры материальной ответственности, соцпакет.

Так почему же там такая текучесть кадров? Вроде и зарплата нормальная, и «белая» к тому же. Всё очень просто: недостача.
Работает человек месяц, два, три… Ревизия. Не хватает товаров на энную сумму. В соответствии с договором материальной ответственности деньги взимаются со всего коллектива пропорционально окладам и отработанному времени. И очень часто суммы получаются такими, что и никакого «соцпакета» не хватит.

Уследить за каждым в огромном магазине самообслуживания невозможно. Фото сайта www.b2bmarket.info

В достаточно большом коллективе, в условиях самообслуживания и сменной круглосуточной работы, указать на реального виновника образовавшейся «усушки» практически невозможно. Под давлением работодателя продавцы выплачивают или уходят в поисках лучшей доли, но уже с клеймом «воровки». А на дверях вывешивается объявление: «Требуется продавец. Зарплата. Соцпакет…» На многих магазинах эти объявления вообще не снимаются. Всегда недостача, и всегда требуются новые «воровки».

 

Победили систему

Насколько это справедливо, стало понятно из довольно редкого судебного процесса, завершившегося недавно в Сыктывкаре. Не стану называть фамилий и номеров. Это вполне уважаемая торговая марка.

Суть дела в том, что продавцы отказались выплачивать требуемую хозяином сумму (больше полумиллиона рублей). Отказались не по причине особой принципиальности и грамотности, а просто потому, что неоткуда взять денег. Тогда хозяева решили взыскать недостачу по суду. Процесс длился около года. К чести судьи и суда, вопрос был поставлен принципиально: назначили независимую экспертизу результатов ревизии.

Результаты оказались ошеломляющими. В заповеднике бывшей советской торговли грубейшим образом нарушались все нормы и правила этой самой торговли! По заключению эксперта, бумагу, на основании которой с женщин буквально вымогали внушительную сумму, даже «филькиной грамотой» не назовёшь. О естественной убыли и законных списаниях на «забывчивость» покупателей» и речи не шло. Не говоря уже о том, что сама процедура наказания невиновных вообще не поддаётся никакому анализу. На основании таких «документов» хозяин запросто мог потребовать и миллион, и два…

Этих женщин суд защитил. Им повезло. А сколько других так и ходят с клеймом и проглоченной обидой? По самым разным причинам они безропотно выплачивают огромные суммы. Примеров таких не счесть.

Я спросил у одной из «победительниц»:

– Будете требовать возмещения морального ущерба?

– Какое там! Где адвокатов найти? И эти-то суды едва выдержала: всё ведь на нервах! 

Она рада и тому, что хоть приставы не придут описывать немудрёный скарб.

– Но ведь у вас профсоюз есть. К правозащитникам можно обратиться.

– Куда?! Какой ещё профсоюз?

Вот так и живём. Маленькие люди большой страны.

Поделиться в соцсетях

guest
8 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Не все здесь правда
Не все здесь правда
09.10.2011 12:19

В статье написано что продавцы, то есть рабыни работают без образования.Моя сестра работает много лет так называемой рабыней.Сейчас на руках у нее красный диплом кооперативного колледжа,честнейшая женщина. А вот хозяева муж и жена без образования. Но устроиться на работу в моногородах большая проблема, разве что на панель идти.А покупатели сейчас… Читать далее »

Тамара Макарова
Тамара Макарова
09.10.2011 20:29

Похожие рабыни прилавка обращались и ко мне – в Нижнем Одесе и в Сосногорске. Но в суд никто из них пойти не захотел. А жаль.

а че
а че
10.10.2011 04:08

без фамилий как-то… не интересно

Шахов
Шахов
10.10.2011 04:15

Думал… Дам фамилию… Получится типа наезда. А она не одна. И может и не виновата. Нету у меня “позиции”

Михаил
Михаил
10.10.2011 09:18

Сильно. “Уважаемая торговая марка” творит беззаконие и произвол,а газета боится ее называть. Страна должна знать
своих героев.А если боитесь,пишите о бездомных белочках,т.к.
своей трусостью вы только поощряете их к еще большему
произволу.Фи, вам!

Хм
Хм
10.10.2011 11:01

Правильно написал – рабыни! Я вижу как часто меняются молоденькие продавщицы в близрасположенном круглосуточном магазине и хочется каждый раз предупредить новеньких: бегите отсюда. Принцип набора продавщиц такой: берут девчушку без оформления, якобы на испытательный срок, в конце срока говорят: у тебя недостача размером в твою зарплату, или ты увольняешься или… Читать далее »

шахов-михаилу
шахов-михаилу
10.10.2011 12:12

Михаил, вот Вы тоже без фамилии тут выступаете… Ну, назову я героев поименно… Что это дает? Ситуация то – типичная! Эта статья для девочек: идите в суд! Все не так уж безнадежно.

Александр
Александр
16.04.2014 14:57

90% рабынь прилавка ворьё, и не надо всё списывать на недобросовестного нанимателя. Работаю в торговле 5 лет, пьют, воруют и плюют на договор о материальной ответственности, надеясь на наш самый гуманный в мире суд. И это при милионных списаниях “усушки” и “забывчивости”.