Широкий общественный резонанс вызвал случай в Коми республиканской психиатрической больнице (КРПБ). Как утверждает одна из сотрудниц учреждения, с подачи своего руководства она на сутки была помещена в палату принудительного лечения. Журналисты федерального телеканала «Пятый» и газеты «Красное знамя» провели собственное расследование.
Сама виновата?
Пострадавшая от противоправных действий бывших коллег, санитарка восьмого отделения КРПБ Светлана Пунегова, рассказала «Красному знамени», что произошедшее явилось для неё полной неожиданностью.
– В КРПБ я работаю четвёртый год и хочу сказать, что права трудового коллектива постоянно нарушаются. Мы уже писали докладную о незаконном снятии премий, выдвигали претензии к графику: многие сотрудники совмещают несколько должностей, работают на двух-трёх работах, воспитывают несовершеннолетних детей, а нас всех вывели на ставку и заставляют каждый день выходить на работу в КРПБ. В итоге случалось так, что после ночной смены снова нужно было выходить в ночь.
Как уверяет Светлана Пунегова, 21 сентября она ещё раз подняла перед руководством больницы наболевшие вопросы в надежде в конце концов прийти к общему мнению. Но вместо этого на следующий день санитарка оказалась в отделении принудительного лечения … в качестве пациентки.
По словам Светланы, 22 сентября она заступила в утреннюю смену. Примечательно, что в этот же день в КРПБ ожидали плановую финансовую проверку, которую должны были провести сотрудники головного отделения психбольницы.
– В соответствии с нормативами, если на моём участке имеют место нарушения, я вправе не принимать смену, – продолжает собеседница. – А в этот день нарушения были особенно вопиющими: на столах лежали нитки с иголками, и это на подстражной стороне, во время усиления конвойного режима!
В заложниках у профессии
Смену Светлана всё-таки приняла, следовательно, к работе она была допущена. Заострим внимание, что такое возможно лишь при условии отсутствия каких-либо психических расстройств.
– Весь рабочий день начальство безуспешно провоцировало меня на конфликты, попутно собирая подписи сотрудников в подтверждение моей неадекватности и необходимости принудительного лечения, – вспоминает санитарка.
За 15 минут до окончания рабочего дня завотделением Алексей Королёв вызвал Пунегову в стационарное отделение. Тогда женщина, конечно, не подозревала, с какой именно целью… «В отделении, где я работаю, есть кнопки вызова, при нажатии которых через минуту приезжает наряд вооружённых сотрудников полиции, – говорит работница психбольницы. – Я думаю, что меня вынудили подняться в амбулаторию, чтобы никто не пришёл мне на помощь».
Как рассказала Светлана Пунегова, по указанию Королёва коллеги заперли её в одном из кабинетов, а сами в это время вызвали бригаду. Женщина лишь успела по стационарному телефону связаться с юристом Виктором Торлоповым, после чего санитарку схватили.
– Я слышала, как Королёв дал команду на это. Нападавшие пытались сломать мой сотовый телефон,- вспоминает обстоятельства случившегося женщина. – Меня тащили с первого этажа на третий, я сопротивлялась, просила о помощи, кричала о том, что дома меня ждут муж и двое несовершеннолетних детей. Никто из коллег не вступился — все смеялись… Мне выкручивали руки, (они до сих пор болят), всё тело в синяках и ссадинах, есть подозрение на черепно-мозговую травму. Я была вся в грязи, по ходу борьбы с меня стаскивали одежду, чуть ли не голую кинули в машину и увезли в Эжвинскую психиатрическую больницу, руководство которой приняло решение о моей госпитализации. Это прямое нарушение закона, ведь без согласия моих родственников этого не имели права делать! «Закрыть» человека могут лишь в том случае, если он представляет угрозу для общества.
Сутки Светлана провела в палате с шестьюдесятью действительно нездоровыми людьми. Семье «больной» сказали, что она осталась на ночную смену. На следующий день старший сын и муж приехали забирать Светлану из больницы. Женщина уверяет, что её вынудили подписать бумаги о лечение у психолога.
Из больницы Пунегова отправилась в травмпункт, где у неё зафиксировали гематомы на теле — последствия насильственного принуждения к лечению.
Без гуманизма
Адвокат Светланы Пунеговой Виктор Торлопов рассказал «Красному знамени», что многочисленные свидетели, родственники и он сам, «человек, который немножко в этом разбирается», уверен, что с психикой у Светланы всё в порядке, она адекватна.
После того как Светлана побывала в травмпункте, её адвокат обратился в городскую полицию, а после – к дежурному следователю Сыктывкарской прокуратуры.
Адвокат Пунеговой Виктор Торлопов уверен во вменяемости своей подзащитной
– Закон о психиатрии гласит, что к пациентам следует проявлять гуманизм и сострадание, а мы столкнулись со звериным отношением к человеку, – рассуждает Виктор Торлопов. – Уверен, что обидчиков моей подзащитной следует лишить возможности работать в системе здравоохранения, более того, они должны ответить за свои действия по всей строгости закона.
Виктор Торлопов подчеркнул, что подобный случай – не первый в его практике.
Чужая среди своих
Вчера мы нагрянули с визитом в Коми республиканскую психиатрическую больницу. Журналистов там не ждали. В восьмом отделении, в котором до недавнего времени работала Светлана, с нами общаться не стали и перед самым носом захлопнули дверь.
Сотрудники других отделений КРПБ заняли позицию руководства учереждения:
– Эта её правда — как иголка в стоге сена… Кому она нужна? Мы всем довольны. А что она скандальная — это да, – сообщили нам в амбулаторном отделении, где схватили Светлану.
Руководство и сотрудники больницы комментируют ситуацию неохотно
Мы попытались встретиться с заведующим амбулаторным отделением Юрием Королёвым, но на рабочем месте его не застали. Пообщаться с врачом удалось сегодня по телефону, однако конструктивного диалога не вышло. На просьбу прокомментировать инцидент с подчинённой Королёв в первый раз бросил трубку, а во второй раз заявил:
– Какие инциденты, что вы говорите ерунду?
И.о. министра здравоохранения РК Вячеслав Колесников, поддерживая честь мундира, так отозвался об инциденте в психбольнице:
– Каждый человек, с его точки зрения, ведёт себя адекватно, но, с точки зрения окружающих, его поведение может расцениваться как неадекватное. Есть некоторые психические состояния, когда человек не отдаёт себе отчёт в собственных действиях, ведёт себя агрессивно, угрожая окружающим, или, напротив, пассивно, например, отказывается от пищи, тем самым угрожая себе. В подобных случаях законом предусмотрена недобровольная госпитализация. Есть ли прямая причинно-следственная связь между возможным обращением Пунеговой в администрацию больницы и последующей её госпитализацией — ответ даст прокуратура. По поводу премий — только что проходила плановая проверка, итоги которой смогу прокомментировать позже. Но кто связывает плановую проверку с госпитализацией Светланы Пунеговой, пусть оставит этот грех на своей совести.
Татьяна Новикова: “Проверка может проводиться два месяца”
Как сообщили в Следственном комитете РФ по РК, по данному инциденту назначена доследственная проверка. «Проверяется сам факт помещения Пунеговой в психиатрический стационар и наличие или отсутствие здесь состава преступления, – рассказал старший помощник руководителя СУ СК по взаимодействию со СМИ Татьяна Новикова. – Проверка может проводиться два месяца, так как имели место телесные повреждения — этот материал будет направлен экспертам органов дознания. По результатам проверки будет принято процессуальное решение».
В настоящее время Светлана Пунегова находится на больничном. Врачи подозревают у неё черепно-мозговую травму.
«Красное знамя» будет следит за развитием событий.
Кстати
Сегодня на федеральном телеканале «Пятый» в эфир вышел почти трёхминутный сюжет о скандале вокруг КРПБ. Посмотреть сюжет можно здесь.
Видела, как любят работать эти врачи..Что напрягаться с такими пациентами..