Дед Мороз как локомотив

В Великом Устюге на протяжении нескольких лет успешно продают бренд "Дед Мороз"

12:24. 1 марта, 2011  
  
0

Республика Коми – один из доноров федерального бюджета, тем не менее в самой республике имеется масса социальных проблем. Одним из выходов из создавшегося положения я считаю ускоренное развитие въездного туризма.

Приходится удивляться нетерпимости отдельных чиновников, а иногда и людей «из народа», считающих, что вложение средств в развитие некоторых объектов туризма должно немедленно и в значительных объёмах давать отдачу. Опыт многих наших соседей свидетельствует о несколько иной практике. Возьмём хотя бы решение, которое нашли в Великом Устюге, – показательное и поучительное.

От стагнации к развитию

Пятнадцать лет назад Великоустюгский район Вологодской области был одним из деградирующих. Очень похожим на многие районы Коми. Сельское хозяйство умирало, строительство и транспорт угасали.

Но надежда умирает последней. И при поддержке ныне охаиваемого Юрия Лужкова, а также при деятельном участии региональных и местных властей был найден бренд, позволивший по-новому взглянуть на Великий Устюг.

Бренд «Вотчина Деда Мороза» в значительной степени изменил лицо этого депрессивного района и показал пример выхода из, казалось бы, патовой ситуации. Спустя девять лет с момента продвижения бренда умирающая глубинка Вологодской области обрела новую, прямо-таки фантастическую жизнь. И дело здесь совсем не только и не столько в туризме.

Как ни странно, десять лет назад туризм занимал как раз первое место в источниках формирования муниципального бюджета. Сегодня он лишь на 4-5-м местах. На первом – то самое производство. Резко возросла численность работающих на Красавинской фабрике, в два раза – на заводе серебряных изделий, в полтора раза – на ликёро-водочный завод (кто из приезжавших не прихватывал бутылочку-другую «от Деда Мороза»?). Было практически заново создано производство сувениров – изделий народного творчества, обрели вторую жизнь заводы пищевой и перерабатывающей промышленности. Сегодня продукцию Великоустюгского молочного завода встретишь на всей территории Республики Коми, вплоть до Воркуты.

На втором месте по вкладу в местный бюджет находится сельское хозяйство. Третье место между собой делят капитальное строительство и транспорт – им хватает забот, чтобы обслуживать всё возрастающий поток туристов. Только за первые два года с начала реализации проекта «Вотчина Деда Мороза» было построено три гостиницы, выстроена сама Вотчина, реконструированы многие дома и дороги к этому новому центру всероссийского и даже международного внимания.

Получается, что благодаря целенаправленному, комплексному развитию туристской отрасли получили развитие остальные сферы местной экономики. Даже местный судостроительный завод вновь начал строить суда, но уже нового, международного, класса по качественно новым технологиям. Одновременно было возрождено обучение в местном речном училище.

Социальный эффект

Оздоровление экономики повлекло за собой социальные изменения. Резко снизился уровень пьянства и хулиганства среди местных жителей. Ныне они сами стараются поддерживать свою репутацию – а как же, в Великий Устюг приезжают иностранные гости и по поведению местных судят о нынешней жизни в России в целом.

Акцент на вовлечение молодёжи в процесс социального оздоровления района был сделан здесь даже раньше – около 15 лет назад. И это даёт положительные плоды по всём составляющим – от желания учиться до желания оставаться на своей малой родине, создавать семьи, обзаводиться детьми, жить и работать. Такое совмещение усилий даёт синергию обратной отдачи.

Убеждён, что туризм может стать двигателем социального возрождения и деградирующих ныне окраин Республики Коми. Мы видим это на примере нашего соседа – Великого Устюга.

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments