«Обгонялки» на автобусах

Кто и зачем вынуждает сыктывкарских водителей намеренно нарушать правила дорожного движения.

19:06. 23 августа, 2014  
  
4

На прошлой неделе в Сыктывкаре состоялась рабочая встреча, посвящённая безопасности пассажирских перево-зок, в которой приняли участие руководители организаций, осуществляющих перевозки, водители этих предприятий, а также представители администрации Сыктывкара. Инициатором встречи выступило Управление ГИБДД по Коми, обеспокоенное валом нарушений правил дорожного движения и связанным с этим травматизмом.

Цифры, которые привёл в своём докладе заместитель начальника УГИБДД МВД по РК Сергей Елфимов, видимого впечатления на присутствовавших не произвели. Хотя впечатлиться было от чего.

В первой половине августа УГИБДД  провело рейд, и за неполные две недели сотрудники ведомства зафиксировали свыше 250 нарушений, совершённых водителями автобусов, причём трое из проверенных не имели водительских прав, а двое этих прав были лишены. С начала года к ответственности за нарушение правил дорожного движения привлечены уже 2056 водителей, причём два десятка из них управляли автобусами в состоянии алкогольного опьянения, 33 ездили на автобусах без технического осмотра, ещё 74 не соблюдали правила перевозки людей.

На встрече особо подчёркивалось, что многие нарушения, совершаемые водителями, являются следствием так называемой «плановой» системы работы предприятия, когда зарплата водителя поставлена в зависимость от количества перевезённых пассажиров. Водители вынуждены нарушать правила дорожного движения и устраивать «обгонялки», иначе они останутся без зарплаты.

На встрече руководителей автотранспортных предприятий Сыктывкара с водительским составом и представителями надзорных органов был устроен детальный «разбор полётов»

В докладе Елфимова прямо указывалось на то, что одной из главных причин создавшегося положения является «безразличное отношение к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения со стороны работодателей – организаций перевозчиков».

По мнению председателя рескома работников транспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу, руководство предприятий в целях экономии средств идёт на прямое нарушение статьи 20 Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения», в которой указывается: «Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается… в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение». Последние приказы, выпущенные директором ООО «Альфа-Транс» (основной перевозчик в Сыктывкаре) Сергеем Ситниковым, согласно которым снижается в полтора-два раза размер премии водителям и кондукторам, ставит их именно в такую зависимость…

Надо отметить, что по инициативе управления госавтоинспекции республики ряд перевозчиков осуществляет проверки водителей по базам данных ГИБДД – для последующего принятия дисциплинарных мер. Однако это по силам лишь крупным предприятиям. В мелких частных «конторах» зачастую на это не обращают внимания, и на маршрут выезжают водители, многократно нарушавшие правила дорожного движения. В итоге – очередные дорожно-транспортные происшествия.

Так, 11 июня в Сыктывкаре в результате резкого торможения, совершённого водителем автобуса (ООО «Верас»), попадали пассажиры в салоне. Одна женщина получила травмы. Позже выяснилось, что водитель уже 39 раз привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД, имеет девять неоплаченных штрафов.

г. Ухта, 3 февраля 2014 года. В результате столкновения пострадали водитель и 12 пассажиров автобуса

Есть факты вопиющие. Седьмого июля на официальный сайт ГИБДД поступило обращение женщины, которая сообщила, что ехала в автобусе с дочкой в Эжвинском районе Сыктывкара. При выходе из автобуса держала шедшую впереди девочку за руку. Когда та спустилась со ступенек, женщина ещё оставалась в салоне. В это время водитель начал движение, закрыв двери. И вышло так: ребёнка тащит по дороге автобус, а его за руку держит мама, у которой рука зажата дверьми! Когда женщина попыталась пристыдить водителя, тот стал её оскорблять… Хорошо, что всё обошлось, и девочка серьёзно не пострадала. В 2012 году в Ухте в подобной ситуации ребёнок погиб, попав под колёса автобуса…

Ещё одна из причин сложившейся на дорогах ситуации – неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств. По мнению руководства ГИБДД, большая часть автобусного парка требует замены.  С начала года полицейские выявили 217 фактов управления неисправными автобусами.

Прошедшая рабочая встреча закончилась тем, что руководитель госавтоинспекции в очередной раз высказал ряд пожеланий – усилить контроль за техническим состоянием автобусов, выезжающих на линию, оптимизировать графики движения с учётом интенсивности транспортного потока, обеспечить регулярные проверки водителей по базам данных ГИБДД и своевременно принимать меры дисциплинарного взыскания к нарушителям, вплоть до увольнений.

Как было сказано выше, в ходе встречи Сергей Елфимов отмечал, что вал нарушений ПДД обусловлен безразличным отношением к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения со стороны работодателей–организаций перевозчиков, их нежеланием знать о том, какие водители у них работают и как они перевозят людей, когда во главу угла поставлены экономические интересы. И это не просто слова, это констатация фактов, которые нужно срочно исправлять.

Ситуация эта возникла не сегодня, она обусловлена одним: предприятие обязано приносить прибыль. А это при существующей системе невозможно в принципе. Суть проблемы в том, что  в настоящее время перевозки в Сыктывкаре осуществляют несколько перевозчиков, среди которых основное предприятие – вроде бы государственное, принадлежащее республике, но в то же время как бы и частное. Это – ООО «Альфа-Транс», которое уже несколько лет является неким полигоном для обкатки различных схем, изобретаемых городской властью для того, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Волки  в данном случае – владельцы предприятия в лице ОАО «Комиавтотранс», а овцы – коллектив того самого «Альфа-Транса», предприятия, которое все эти годы выступает в роли подопытного кролика.

Сосногорский район, 14 февраля 2014 года. Наезд на патрульную автомашину, пострадали два сотрудника МВД

У «Альфа-Транса» есть база, техника, ремонтные мастерские, коллектив, в котором хватает и ремонтников, и водителей, и кондукторов, и управленцев. Но в ходе различных реформаций, длящихся уже более двух десятков лет, предприятие не в состоянии обеспечить все перевозки. Поэтому в качестве партнёров и помощников в городе перевозки осуществляют ещё несколько частных предприятий – «Гермес», «Верас», ряд других.

Но самое главное в том, что предприятие без государственной поддержки и должного внимания власти на всех парусах катится к банкротству. Денег не хватает ни на что, и недавно назначенный новый менеджмент во главе с директором Сергеем Ситниковым пытается латать «тришкин кафтан». Что в последнее время сильно бьёт по карману работников предприятия. Несмотря на все обещания, зарплата водителей медленно, но верно снижается. По крайней мере, не растёт. И коллектив с этим пытается бороться.

В прошлом году на предприятии активизировался профсоюз, который встал на защиту своих прав. Сейчас принят коллективный договор, который худо-бедно выполняется. И именно из-за некоторых пунктов, точнее – их неисполнения, дело идёт к забастовке.

г. Сыктывкар, 23 мая 2014 года. Наезд на человека на пешеходном переходе, пострадавший погиб на месте ДТП

С первого июля ставка рабочего первого разряда выросла с 5909 до 6998 рублей. Естественно, люди ждали прибавки к зарплате, но… Зарплата не увеличилась, а уменьшилась. Почему? А директор предприятия взял да издал приказ об уменьшении выплат для премирования, снизив отчисления от привезённой выручки. Причём весьма значительно. Вот цифры.

В апреле размер премии водителей составлял 6 процентов от фактически сданной в кассу наличности, кондукторам – 3,5 процента. А за июль эти выплаты снизились до трёх процентов у водителей и до двух – у кондукторов. То есть практически в два раза!

В июле произошёл стихийный бунт: рабочие, не получив ответа от директора на вопрос о том, что у них творится с зарплатой, задержали выход автобусов на маршруты. К «подавлению бунта» подключилась городская администрация, и глава администрации Сыктывкара Иван Поздеев не нашёл ничего лучшего, как пригрозить коллективу разрывом договора и массовым увольнением. Даже заявил, что ведутся переговоры с кировчанами, которые якобы готовы работать на сыктывкарских маршрутах.

Естественно, ни к чему хорошему это не привело. Коллектив намерен отстаивать свои права. В минувший понедельник директор  Ситников провёл некое кулуарное собрание, на котором заявил, что приказы его будут действовать. А профсоюз предприятия объявил о проведении другого, открытого собрания, на котором намерен решить все вопросы, вплоть до объявления забастовки, если поднятые вопросы не будут решены. Во вторник в резиденцию Главы РК поступило письмо с просьбой прийти на общее собрание (на снимке внизу). Коллектив ещё надеется на мирное решение проблем предприятия.

Похоже, без вмешательства самого Главы проблема не решится. Подтверждение тому – обращение профсоюзного комитета «Альфа-Транса» к директору с просьбой о начале переговоров по изменению коллективного договора – всё в соответствии со статьёй 36 Трудового кодекса РФ. Директор обязан в течение недели начать такие переговоры. Однако для господина Ситникова Трудовой кодекс, видимо, не указ. Он прислал председателю профкома ответ, в котором заявил, что «в настоящее время нет достаточных правовых оснований для проведения коллективных переговоров и иных процедур».

Отсюда можно сделать вывод, что и всем тем, кто ездит на автобусах по городу, надеяться на то, что в ближайшее время ситуация на дорогах улучшится, не стоит. Надо полагать, что рабочие графики пересматриваться не будут, правила соблюдаться – тоже. Ведь для того, чтобы получить хотя бы ту зарплату, которую водители получали до выхода приказа Ситникова о снижении премии в два раза, им нужно ездить в два раза быстрее…


 

Поделиться в соцсетях

guest
4 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Станислав
Станислав
24.08.2014 12:30

Поворот из правого ряда налево и из левого ряда направо – обычное явление для сыктывкарских автобусов, будто в ПДД для них особый пункт по этому поводу прописан.

факт
факт
24.08.2014 22:05

можно подумать что гайцам не ведомо маршрут 15 – угол печорской и к.маркса, угол к.маркса и орджоникидзе и тд и тп и др. плевать всем. что в мерии бардак, что в гаи

да уж...
да уж...
25.08.2014 10:26

Но ведь количество пассажиров постоянно и для оптимального обеспечения перевозок составляется график, который надо соблюдать, а не шакалить вырывая у своего товарища-коллеги кусок. А кто мешает этим “обездоленным” помыть салоны своих грязных и умызганных автобусов? Начальство? Система? Профсоюзы?Много букв про зарплату, но ни слова о том какая она была и… Читать далее »

а чего ждали?
а чего ждали?
26.08.2014 02:49

Как гражданин я, конечно не хочу, чтоб плата за проезд повышалась, как пенсионер – вдвойне. Я не знаю кухню аатоперевозочиков, но я точно знаю, что за последние 2 года повысились цены в сыктывкаре на ВСЁ! Кроме платы за проезд!Вот и соображайте головой, если ГСМ дорожает, электроэнергия тоже, запчасти и комплектующие… Читать далее »