Бездорожье и инновации

Корреспондент «Красного знамени» удивился контрастам в лесной глубинке

12:13. 2 августа, 2014  
  
3

22 июля в Троицко-Печорск прилетел первый за многие годы самолёт из Сыктывкара. Даже местные жители «путаются в показаниях», пытаясь вспомнить, сколько же лет отсутствовало авиасообщение с «большой землёй». Кто говорит – пятнадцать, а кто и двадцать лет. Понятно, что событие эпохальное. Теперь до столицы республики можно добраться за час с небольшим и за вполне умеренную плату. Корреспонденту «Красного знамени» не повезло – ему пришлось преодолевать расстояние от Сыктывкара до Троицко-Печорска автомобильным транспортом.

Самолёты навсегда

Сказать, что это было испытание, – это не сказать ничего. Вскоре после Ухты дорога вдруг заканчивается и начинается всё что угодно, только не дорога. 37 километров какого-то ада. Вполне понятна радость местного населения по поводу восстановления авиасообщения со столицей Коми. Неудивительно, что все билеты раскуплены на две недели вперёд.

Врио главы республики Вячеслав Гайзер пообещал сделать стоимость авиабилета не дороже железнодорожного купе и слово своё сдержал. 2300 рублей за час с небольшим полёта – вполне разумный «ценник». Для компенсации убытков авиаперевозчика республиканский бюджет выделяет 10 миллионов рублей в год.

Самолёт теперь летает два раза в неделю – по вторникам и четвергам. Единственное, но достаточно серьёзное ограничение – аэропорт в Троицко-Печорске больше не аэропорт, а посадочная площадка, не имеющая необходимого навигационного оборудования и освещения. Летом это не сильно затрудняет работу, а вот зимой, когда световой день будет недолог, придётся подстраивать расписание под светлое время суток.

Самолёт, который теперь совершает регулярные рейсы по маршруту Сыктывкар – Троицко-Печорск, называется L-410. Мне как-то довелось полетать на нём. Тот же Ан-2, только очень шустрый. Лёгкий и крайне нестабильный в воздухе с практически вертикальным взлётом. В общем, самолёт не для слабонервных. Прилетевшие на нём коллеги-журналисты и члены правительственной делегации не стеснялись в выражениях, вспоминая (или проклиная) полёт. Руководитель Дорожного агентства Республики Коми Эдуард Слабиков, например, и вовсе сказал, что лучше бы он поехал на автомобиле.
Уже потом, на встрече с населением, он изо всех сил оправдывался за состояние той самой дороги, которая и не дорога вовсе, а направление.

По его словам, в прошлом году организация, взявшая подряд на содержание трассы, никаких работ не вела, хотя денег тоже не получила. Это, правда, нисколько не греет душу, когда почти два часа трясёшься по ямам со средней скоростью 20 км/ч.

 – Процедура расторжения контракта длительная. Либо нужно идти в суд, но он может продлиться до года. Мы вынуждены с этими компаниями нянчиться, заставлять их работать. Они не готовы содержать такие дороги – слишком большие затраты, – констатировал Слабиков.

За атакованного разгневанной толпой подчинённого вынужден был вступиться Вячеслав Гайзер. Он посетовал на дефицит квалифицированных дорожных предприятий в регионе.

– К сожалению, в республике профессиональных коллективов практически не осталось. Это факт, – признался врио Главы. – И мы уже вынуждены сегодня думать о том, чтобы приглашать организации из других регионов. Все прекрасно понимают, что содержать этот участок, запускать туда грейдер практически невозможно. Там уже грейдировать нечего. Абсолютно правильное решение со стороны республики делать его в капитальном исполнении. В течение двух лет будет сдано 26 км. Это большой шаг, большое достижение для каждого троицкопечорца.

Задали Вячеславу Гайзеру вопрос и про самолёты. Мол, надолго ли?

– Навсегда, – ответил он. – Мы поставили на этот год задачу наладить авиасообщение. Дальше всё будет зависеть от спроса. Хоть каждый день будут летать, если понадобится.

Переработать всё

Троицко-Печорск удивил ультрасовременным деревообрабатывающим производством. ООО «ПечораЭнергоРесурс» реализует проект по созданию производства по глубокой переработке древесины. Переработка настолько глубокая, что лично мне глубже ещё не доводилось встречать. Мало того, что на предприятии пилят лес, изготавливают клееный брус, мебельный щит, так ещё из отходов производства делают топливные гранулы (пеллеты), очень популярные в Европе, а из хвои – эфирное масло.

Вячеславу Гайзеру демонстрируют упаковки с пеллетами

На территории производства действует котельная, работающая на отходах – щепе, коре. Куда собираются поставлять масло из хвои, честно говоря, не знаю, но на всякий случай взял с собой пузырёк (их раздавали всем желающим). Всезнающий интернет подсказывает, что эфирное масло еловой хвои обладает антисептическим, обезболивающим, отхаркивающим, заживляющим свойствами. Говорят, его можно использовать в качестве профилактики респираторных заболеваний (попрыскать на радиатор отопления) или как ароматизатор в бане. Но что с маслом делать в промышленных объёмах? Его уже сейчас производят 50 литров в сутки, а планируют выйти на объёмы в 80-90 литров.

Всё механизировано, людей – минимум. Брёвна чуть ли не лазером распиливают. По крайней мере, «прицел» точно лазерный – красная ровная полоска делит каждое бревно пополам перед подачей на циркулярную пилу.
Вячеслав Гайзер назвал ООО «ПечораЭнергоРесурс» лучшим предприятием на Северо-Западе страны.

Есть где развернуть производство

– Честно говоря, аналогов не знаю и во всей Российской Федерации, – признался врио главы региона. – Такого комплексного проекта по переработке леса практически нигде нет. В Троицко-Печорском районе есть потенциал для наращивания лесопереработки. Основная наша задача – дать преференции бизнесу, чтобы открывались новые производства по переработке леса.

Гиперактивная молодёжь

Троицко-Печорск удивил поставленной работой с молодёжью. Ни в одном районе республики мне не доводилось увидеть столь структурированное и активное молодое поколение. При этом ничего нового, никто велосипед не изобретал – традиционные методы командной работы, опробованные ещё американскими скаутами, а позже – советскими пионерами и коммунарами. У каждого районного населённого пункта своя молодёжная ячейка, своя униформа, своя «кричалка», свой фронт работы. Всего в районе 12 советов молодёжи. Каждое лето работает молодёжный образовательный лагерь «Шаг к успеху». Воодушевление невероятное – видно, что ребята горы готовы свернуть.

Они уже знают, чего хотят добиться в жизни

И уже действуют. Разрабатывают и воплощают в жизнь проекты по въездному и внутреннему туризму, о чём подробно рассказали врио Главы республики. С докладами, презентациями, оценкой бюджетов. Очень взрослый подход. Для каждого проекта созданы группы «Вконтакте». Даже разработан отдельный проект по пиар-сопровождению. То же с группой «Вконтакте». В планах юных пиарщиков создать свой собственный сайт и 3D-карту туристических достопримечательностей Троицко-Печорского района, коих здесь немало.

Поделиться в соцсетях

guest
3 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Влад
Влад
02.08.2014 13:22

Как все стараются быстро отрапортовать. я умилен – как в советские времена а то что Коми в страшных долгах у меня умиления не вызывает. сегодня летают – а завтра….. Цыплят по осени считают

гость
гость
02.08.2014 14:32

Прилетел!А что же ОН не на АВТО? Или побоялся ОТБИТЬ свою пятую точку?

Ромка
Ромка
02.08.2014 18:46

“В планах юных пиарщиков создать свой собственный сайт и 3D-карту туристических достопримечательностей Троицко-Печорского района”

Молодцы конечно…Но…А знакомы ли ребята с технологией 3D. Назвать объёмную картинку 3D может каждый. А вот сделать…Специально понаблюдаю годик за прогрессом Троицко – Печорска.