Государство использует все доступные способы для поддержки «своих» СМИ

В ходе подписки на второе полугодие 2014 года государственная «Почта России» подыграла государственной газете КЗС не только растительным маслом, но и своим каталогом «Газеты и журналы Республики Коми». В каталоге, где «Красное знамя» и более дешёвое КЗС оказались на одной (первой) странице, был использован старый, в этом году уже не используемый логотип КЗС, который для обмана потребителей стилизован (схож до степени смешения, как принято говорить у юристов) под традиционный логотип «Красного знамени».

Автор:   
13:19. 6 июля, 2014  
  
1

1 июля 2014 года проживающий в селе Выльгорт Сыктывдинского района правозащитник Николай Дидюк попросил Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Коми проверить законность стимулирующей акции, проведённой федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» в целях увеличения подписки на ряд печатных СМИ Республики Коми. Николая Дидюка особенно смутило то, что одним из участников акции стала газета «Красное знамя Севера» (КЗС), созданная при поддержке республиканских властей для того, чтобы сокращать аудиторию настоящего «Красного знамени», оставшегося в Коми единственным печатным СМИ оппозиционного характера. Между тем главный редактор КЗС, член Общественной палаты Республики Коми Дарья Шучалина утверждает, что она не давала согласия на участие подчинённого ей издания в акции почтовиков.

С 15 мая по 15 июня 2014 года в 67 субъектах Российской Федерации проходило маркетинговое мероприятие «Подписка на почте. Теперь и с подарком!» На сайте «Почты России» указано, что целью акции является «поддержка тиражей региональных и районных изданий в сельской местности». Подарок (бутылка растительного масла объёмом 0,9 литра, а в Краснодарском крае и Ростовской области – пакетированный чай) подлежал вручению подписчикам изданий, подпадающих под следующие критерии: имеет статус «региональное» или «районное»; распространяется в сельской местности.

Впрочем, СМИ, отвечающие вышеуказанным критериям, оказались у «Почты России» в неравном положении. В этом на практике убедился член Коми правозащитной комиссии «Мемориал», депутат совета Княжпогостского района Николай Дидюк. 14 июня 2014 года он пришёл на почту в Выльгорте, где сейчас проживает, и попросил подписать его по «масляной» акции на сыктывдинскую районную газету «Наша жизнь», а также на «Красное знамя». В ответ почтовые работники объяснили ему, что «Наша жизнь» не входит в перечень из девяти местных газет, участвующих в акции. Вместо же «Красного знамени» Николаю Николаевичу предложили КЗС.

Подписчики сами разберутся?.. Страница каталога «Почты России»

Предположив, что «Красное знамя» могло по собственной инициативе не участвовать в акции с растительным маслом, Николай Дидюк обратился в редакцию нашей газеты за соответствующими разъяснениями. В редакции ему пояснили, что «Почта России» с какими-либо предложениями по участию газеты «Красное знамя» в акции «Подписка на почте. Теперь и с подарком!» не обращалась.

После этого Николай Дидюк и обратился со своей жалобой на «Почту России» в УФАС по Коми. Прежде всего он обратил внимание антимонопольных чиновников на то, что «Почта России» входит в государственный «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов» по огромному количеству позиций. В частности, в Республике Коми государственная почта занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по подписке на периодические печатные издания. И именно поэтому «Почта Россия» не должна создавать в республике дискриминационные (то есть неравные) условия подписки для государственных (каковой является газета КЗС, одним учредителей которой с 2010 года выступает Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям) и негосударственных СМИ, так как такого рода хозяйственная деятельность организаций-монополистов запрещена федеральным законом «О защите конкуренции».

Справедливости ради стоит отметить, что редакция КЗС открещивается от сомнительной маркетинговой акции почтовиков. В разговоре с автором этих строк по телефону главный редактор КЗС, член Общественной палаты Республики Коми Дарья Шучалина заявила, что она знала об этой акции, но дала распоряжение в ней не участвовать.

Между тем в ходе подписки на второе полугодие 2014 года государственная «Почта России» подыграла государственной газете КЗС не только растительным маслом, но и своим каталогом «Газеты и журналы Республики Коми». В каталоге, где «Красное знамя» и более дешёвое КЗС оказались на одной (первой) странице, был использован старый, в этом году уже не используемый логотип КЗС, который для обмана потребителей стилизован (схож до степени смешения, как принято говорить у юристов) под традиционный логотип «Красного знамени».

***

Впрочем, даже непростое экономическое положение в стране не заставило власти Республики Коми отказаться от гораздо более эффективных, чем раздача растительного масла, форм поддержки КЗС.

11 июня 2014 года Управление муниципального заказа Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» разместило на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок, согласно условиям которого власти Ухты готовы выделить из городской казны 434 тысячи рублей на подписку 1000 комплектов газеты КЗС во втором полугодии 2014 года. Правда, в процессе проведения запроса котировок стало понятно, что указанная сумма явно недостаточна. Поэтому 18 июня ухтинское управление муниципального заказа изменило условия запроса котировок, объявив о своей готовности выделить уже 476 тысяч рублей на подписку всего 835 экземпляров КЗС на протяжении пяти последних месяцев 2014 года.

О своём желании освоить эти деньги (именно 476 тысяч рублей и не тысячей меньше) объявила только одна организация. Нетрудно догадаться, что это была «Почта России». Поэтому 30 июня 2014 года котировочная комиссия Управления муниципального заказа Администрации МОГО «Ухта» признала запрос котировок несостоявшимся. Что, впрочем, теперь не мешает ухтинским властям всё равно выделить указанную сумму «Почте России» для подписки на КЗС. Таково уж российское законодательство. Правда, остаётся открытым вопрос, насколько законна такая схема скрытого бюджетного финансирования газеты КЗС, редакция которой получит от «Почты России» примерно треть ухтинских денег.

Власти Ухты были готовы потратить на клон почти полмиллиона рублей

Кстати, на сайте zakupki.gov.ru можно найти и иные факты поддержки КЗС за счёт налогоплательщиков, дискриминирующей другие СМИ. Так, в мае этого года муниципальное бюджетное учреждение «Сосногорская межпоселенческая централизованная библиотечная система» провела электронный аукцион, направленный на закупку во втором полугодии 2014 года печатных СМИ (всего 149 изданий) для районных библиотек. В перечень подлежащих закупке изданий попало КЗС (11 комплектов), но вообще не попало «Красное знамя».

 

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] которую возглавила Шучалина. В «Красном знамени» считали, что газета с похожим названием была создана, чтобы […]