Пицца-коптер над Сыктывкаром не вписался в рамки закона

Сыктывкарская транспортная прокуратура и Коми территориальный отдел Госавианадзора проверяют законность проведения рекламной акции компании «Пицца Венчур», принадлежащей известному сыктывкарскому предпринимателю Фёдору Овчинникову

Автор:   
19:08. 28 июня, 2014  
  
7

В ней усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.4 («Нарушение правил использования воздушного пространства») Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

В хвосте прогресса

В субботу 21 июня 2014 года небольшой радиоуправляемый мультикоптер (летательный аппарат с чётным, как правило, количеством винтов) перемещал пиццу на 250 метров между первым «рестораном» сети «Додо Пицца» и большой площадкой у городского бассейна в Сыктывкаре, где собрались зеваки. Всего таким образом было выполнено шесть заказов на общую сумму 3270 руб. Это позволило Фёдору Овчинникову заявить, что его компания и её московский партнёр «Коптер Экспресс» осуществили  «первую в мире коммерческую доставку пиццы с помощью дронов».

Акцент на коммерческом характере акции, реальный бюджет которой не оглашается (стоимость использованного в Сыктывкаре беспилотного летательного аппарата, по всей видимости, превышает полмиллиона рублей), был не случаен. В июне 2013 года техническую возможность доставки своей продукции с помощью мультикоптеров продемонстрировал британский агент  американской сети «Domino’s Pizza», а в мае этого года рекламный трюк англичан воспроизвела в индийском Мумбаи местная пиццерия «Francesco’s». Но даже они не были первопроходцами. Первый в мире пицца-коптер в 2012 году без особой помпы запустила в столице Германии группа инженеров из Свободного университета Берлина.

Скромность берлинских пионеров, впрочем, вполне понятна. Хвастаться таким достижением – всё равно что рассказывать, как вы забиваете гвозди с помощью микроскопа. А широко   разрекламированную акцию «Domino’s Pizza» обозреватель американского телеканала CNN назвал, «наверное, самым глупым примером возможного использования дронов». Он же отметил, что применение мультикоптеров связано с массой правовых и этических вопросов.

Пицца или жизнь?

Пикантность состояла ещё и в том, что американским владельцам «Domino’s Pizza» пришлось несколько дистанцироваться от акции своих британских коллег, так как в 2013 году законодательство фактически исключало возможность коммерческого использования дронов в воздушном пространстве над США. Определенные послабления в этой сфере начались лишь весной этого года, а первый коммерческий полёт дрона был одобрен Федеральным управлением гражданской авиации США только в этом месяце. Причём соответствующее разрешение получила не местная забегаловка, а «BP plc», являющаяся одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире.

Осторожность, с которой в США подходят к использованию мультикоптеров, по-видимому, объясняется высокой ценой жизни и здоровья рядового американца. В 2003 году житель города Орландо во Флориде по решению суда получил компенсацию в размере 668 тысяч долларов (около 20 миллионов руб.) за то, что двумя годами ранее в одном из ресторанов обжёг свои колени горячим кофе. Рискну предположить, что, случись такой инцидент в какой-нибудь сыктывкарской пиццерии, сумма присужденной компенсации вряд ли бы превысила 20 тысяч руб. В соответствующей пропорции отличаются и материальные риски, связанные с использованием мультикоптеров в США и в России.

Риски причём отнюдь не надуманные.  Вот что на этот счёт написано в российской «Википедии»: «В отличие от самолёта, который способен планировать с выключенным двигателем, или вертолёта, который способен сесть с помощью авторотации, мультикоптер при отключении моторов или электропитания полностью неуправляем… Важен и человеческий фактор. Невнимательное чтение документации, отсутствие выполнения необходимых действий (например, калибровки компаса при настройке) могут привести к неуправляемому полёту и потере аппарата… Учитывая то, что мультикоптер имеет немалую массу, жёсткий корпус и быстро вращающиеся пропеллеры, его падение на людей или автотранспорт может привести к негативным последствиям. Поэтому полёты над людьми или автодорогами категорически не рекомендуются». Нетрудно заметить, что г-н Овчинников со своими московскими партнёрами приведенными рекомендациями пренебрёг.

Высота – 61 м. Снято с пицца-коптера

Закон суров

Такое пренебрежение, помноженное на широчайшую огласку субботней рекламной акции (сюжет об этом показали на Euronews), может сыграть с её организаторами злую шутку.

Как стало известно «Красному знамени», публикации о сыктывкарских полётах пицца-коптеров заметили в Сыктывкарской транспортной прокуратуре и Коми территориальном отделе Госавианадзора. Начальник последнего Олег Беззубов в разговоре с автором этих строк признал, что в произошедшем усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьёй 11.4 («Нарушение правил использования воздушного пространства») КоАП РФ. Для ООО «Пицца Венчур» это обстоятельство грозит штрафом, нижний предел которого равен 200 тысячам руб.

Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ, утверждённым Правительством РФ в 2010 году, использование беспилотными летательными аппаратами воздушного пространства над Сыктывкаром должно осуществляться на основании плана полета воздушного судна и разрешения, которое необходимо получить в госпредприятии «Аэронавигация Северо-Запада». Соблюдением этих формальностей «Пицца Венчур» и «Коптер Эксперсс» себя не обременили. Почему так произошло, у Фёдора Овчинникова выяснить не удалось (общаться он не захотел).

Впрочем, в практике авианадзора принято закрывать глаза па полёты небольших беспилотников на высоте до 50 метров, так как они не представляют угрозы для самолётов и вертолётов (о том, что  ненадёжная десятикилограммовая конструкция, упав даже с 20 метров, легко может покалечить кого-то на земле, российские чиновники почему-то не думают). Но организаторы сыктывкарского шоу не смогут на это сослаться, так как сам Фёдор Овчинников выложил в интернет  рекламный ролик, из которого следует, что его пицца-коптер вечером 21 июня 2014 года летел на высоте 62 метра над землей.


Мнение

Михаил Кафанов: «Мы в России очень клёвые»

Глядя на то, как очередной бизнес использует мультикоптеры.., имею сказать следующее.

Доставка/обслуживание/ещё что-нибудь дронами – это очень декабрь 2013. Создавшего подобный инфоповод специалиста по связям с общественностью лучше уволить, пока он не предложил начать принимать к оплате биткоины. Биткоины и дроны: вот две идеи, за которые никто и никогда больше не должен получить денег.
Потому больно видеть, как некоторые российские издания не пропускают ни единого глупого повода про доставку, но всегда обходят стороной дронов над Пакистаном.

Или гораздо более амбициозные и значимые проекты. Вы, возможно, знаете человека по имени Andreas Raptopoulos. Год назад он достаточно интересно выступил на TED. Андреас с коллегами разрабатывает сложнейшую логистическую систему. Созданная в Африке, она должна решить проблему доставки медикаментов в труднодоступные регионы, заменив автомобили на беспилотники. Транспортировка дроном одного килограмма полезного груза на 20 километров в этой системе обойдется лишь в 24 цента. Лишь 2 цента из этой суммы – расходы на электроэнергию.

Примерно так же (никак) в российских СМИ говорят о бывшем главреде Wired Крисе Андерсоне, который бросил, собственно, Wired и занялся разработкой дронов full-time.

Подобных историй десятки. Рядом с ними стоят истории про смену парадигм, про иное качество жизни и будущее, но мы пишем и читаем про сраную пиццу, которую кто-то доставит дроном ради одного ролика и трёх статей. Мы в России очень клёвые.

vk.com/avemisha

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
7 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
дронсабырвалгАмериканецИлья Recent comment authors
новые старые популярные
Клоун
Гость
Клоун

Рекламная акция удалась.
Думаю был бы удар по Додо если бы все было бы законно.
Себестоимость вылета сравнима с работой всей пиццерии на день, а люди бы требовали именно такой доставки, а сейчас есть отмаз – незаконно

Неклоун
Гость
Неклоун

Федор – не клоун, а грамотный управлениц. не являюсь поклонником его пиццы (она никакая), но уважаю Федю за креатив и сам подход к делу. все правильно, поднял город на уши этим летающим пауком. так держать!

Илья
Гость
Илья

Беспонтовый деревенский додопиар

Американец
Гость
Американец

А FAA в США продолжает бороться с дронами, запрещая, в частности, их коммерческое использование.

http://www.ixbt.com/news/hard/index.shtml?18/07/50

абырвалг
Гость
абырвалг

мезак как обычно подосрал додо. пригорает видимо

с
Гость
с

Правильно писать не упралениц, а УПРАВЛЕНЕЦ…

дрон
Гость
дрон

прочитайте – http://www.aviasafety.ru/news/4619

это криминал!!!