Отложенным платежом

Коллектив ООО «Альфа-Транс» отказался от забастовки, поверив обещаниям руководства решить вопрос с оплатой труда

15:33. 15 марта, 2014  
  
0

За прошедший год наша газета писала об этом предприятии, основном перевозчике пассажиров в Сыктывкаре, не меньше десятка раз: здесь трижды объявлялась забастовка и за два года трижды менялось руководство, на его территории гремели выстрелы. Здесь же в прошлом году беспардонно уволили председателя профсоюзной организации, фактически вынудив того написать заявление об «уходе по собственному желанию». Когда выяснилось, что уволен человек незаконно, да ещё и с помощью подлога, коллектив это только разозлило. На предприятии избрали нового профорга и обновили состав профкома, который за короткое время выстроил работу так, что вышестоящее руководство вынуждено было сменить очередной состав менеджеров. В декабре сюда назначили нового директора, уже имевшего опыт успешной работы в этой должности. Профсоюзная организация и весь коллектив восприняли новое назначение с энтузиазмом. Однако перед 8 марта в коллективе вновь зазвучал призыв к забастовке, и лишь общее собрание успокоило горячие головы. Забастовка была отменена. Надолго ли? 

«Письмо счастья»

Пятого марта и.о. Главы РК Вячеславу Гайзеру, мэру Сыктывкара Ивану Поздееву и председателю совета директоров ОАО «Комиавтотранс» Александру Мордвинову ушло письмо следующего содержания: «Первичная проф-союзная организация ООО «Альфа-Транс» уведомляет о том, что акция протеста, объявленная на 08.03.2014 года, отменяется.

Профсоюзным собранием коллектива от 05.03.2014 года принято решение не проводить забастовку, так как жители города Сыктывкара, пассажиры, гости столицы не могут быть наказаны из-за того, что директор ООО «Альфа-Транс» Ситников С.А. нарушает трудовое законодательство по отношению к работникам предприятия, не исполняет предписание Гос-инспекции труда в РК и решение суда по приведению заработной платы работников предприятия в соответствие с Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту, постановлениями Министерства труда РФ.

Трудовым коллективом ООО «Альфа-Транс» принято решение поручить руководителям предприятия и проф-союза провести 19.03.2014 года в 11 часов совместное заседание, на котором обсудить ситуацию по допущенным нарушениям руководством ООО «Альфа-Транс», приведшим к объявлению профкомом предприятия акции протеста. По итогам совещания профкомом будет принято решение.

С уважением, председатель Занегина Н.В.».

Убойный эксперимент

Здесь придётся вспомнить те события, которые привели к очередной, пусть и не состоявшейся, забастовке.

ООО «Альфа-Транс» является вроде бы частным предприятием – обществом с ограниченной ответственностью. Его цель – получение прибыли. Однако ситуация такова, что пассажирские перевозки едва ли не во всём мире являются убыточными. Сыктывкар – не исключение. В настоящее время тариф (точнее – билет в автобусе) стоит 17 рублей, хотя себестоимость провоза пассажира уже давно приблизилась к 23 рублям – экономисты предприятия имеют точные расчёты. Частник, как вы понимаете, во-зить пассажиров себе в убыток не будет. Поэтому требует доплаты из казны города.

Поскольку государство у нас социальное, а обеспечение граждан транспортными услугами – забота муниципальной власти, то город из казны компенсирует предприятию так называемые «выпадающие доходы». Точнее – должен. Или организовать перевозку пассажиров так, чтобы и частник был доволен, и казна не оскудела. Задача сложная, если вообще выполнимая. 

В Сыктывкаре в прошлом году провели эксперимент: умные головы в администрации создали службу единого перевозчика. Причём вроде даже в рамках закона: с конкурсом, соответствующим оформлением документации. В результате появилось новое образование – «СыктывкарГорТранс», в который вошли несколько перевозчиков, в том числе и ООО «Альфа-Транс». Только вот условия работы участников новоявленной структуры оказались очень уж неравными. Коллектив «Альфа-Транса», насчитывающий порядка семисот человек, имеющий гаражи, ремонтные мастерские, учебную базу, технику, получил в своё ведение ряд убыточных маршрутов. Причём ему не компенсировали те самые «выпадающие доходы». В то же время ряд мелких перевозчиков оказались в несравнимо более выгодных условиях: во-первых, им не нужно было тратить деньги на содержание базы, платить аренду, налоги, изыскивать средства на ремонт старого автопарка. В результате «Альфа-Транс» уже к лету оказался на грани банкротства. Его долги стремительно росли и к осени выражались суммой в сотни миллионов рублей! Новое руководство не нашло ничего более умного, как начать урезать зарплату, менять условия премирования, от которых как раз и зависит размер заработка. В результате случилась первая стихийная забастовка, потом вторая.

От совещания к совещанию

Ещё два слова о структуре госпредприятия, имеющего в своём составе «ООшку». ОАО «Комиавтотранс» – государственная структура, некогда имевшая собственность по всей республике. Сейчас у акционеров также имеется собственность, за которой надо следить. Вероятно, и получать дивиденды. У «Альфа-Транса» же фактически ничего нет: это предприятие всего лишь арендует имущество у «Комиавтотранса». Коллектив – наёмные работники, которых хозяин может при желании в одночасье уволить. Причины могут быть разные: то же банкротство, к примеру, или отсутствие фронта работ.

Об этом и твердили коллективу «Альфа-Транса» бывшие начальники. А новый профком взял да и не поверил работодателям. И стал добиваться соблюдения закона и статей Трудового кодекса. Осенью коллектив потребовал заключения коллективного договора, причём провёл эту работу с соблюдением всех формальностей.

Надо сказать, в горадминистрации нашлись думающие люди, поняли, что эксперимент со службой единого перевозчика в лице «СыктывкарГорТранса» провалился – проблема нормального транспортного обеспечения в городе не решена. Поэтому ситуация с «Альфа-Трансом» стала обсуждаться на всех уровнях. Результат таков: учредитель в очередной раз сменил руководителя предприятия, назначив опытного специалиста Сергея Ситникова. Коллектив успокоился и ждал перемен.

Курс на обострение

И вдруг – новый взрыв недовольства, предзабастовочное состояние, ультиматум, обращение во все инстанции. Что же случилось?

Оказывается, с первого января руководство должно было начать выплачивать зарплату по новым расценкам. Ставка первого разряда в прошлом году равнялась 4897 рублям, с первого же января – 5594 рублей. Кроме того, кондукторы теперь должны получать ставку третьего разряда, а им платят по второму. Помимо этого, один из работников обратился в суд, потребовав перерасчёта, поскольку ему не доплачивали. И выиграл спор!

Однако новый директор, как сообщили в профкоме, предложил «затянуть пояса» и не повышать зарплату, отложив увеличение ставок до января следующего года. Это при том, что цены в магазинах уже идут в рост, а что будет с ними к январю 2015-го?

И профком решился на забастовку. К тому же масла в огонь подлило увольнение заместителя председателя проф-кома Виктора Богатыря, которого «выкинули за ворота» как злостного прогульщика.

Однако акцию удалось «притушить», проведя собрание, на котором постановили забастовку отложить до решения возникших проблем. В том, что это возможно, в профкоме не сомневаются.

Дайте срок…

Примечательно, что в этом не сомневается и директор предприятия Сергей Ситников. В беседе с корреспондентом «Красного знамени» он рассказал, что все проблемные вопросы уже находятся в стадии решения. Просто за те неполных три месяца, которые он находится у руля «Альфа-Транса», результатов добиться сложно. В настоящее время экономисты предприятия подготовили необходимые документы для подачи в тарифный комитет, который должен установить цены на билет и тот самый тариф, который позволит компенсировать предприятию выпадающие доходы. Если это будет сделано, решится и вопрос с оплатой труда по новым ставкам. Более того, похвастался директор, уже сделан взнос на покупку десяти новых автобусов. 

По мнению Сергея Ситникова, даже вопрос с увольнением профсоюзного активиста вполне решаем. Да и вся ситуация не настолько остра, чтобы объявлять забастовку.

Так ли это? Об этом мы скоро узнаем.

 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000