Как культивируется монополизм в обслуживании инфраструктуры Сыктывкара и Эжвинского района

За казённым счётом

18:22. 12 декабря, 2013  
  
7
«Красное знамя» уже сообщало: Антимонопольное управление по Коми обвинило администрации Сыктывкара и Эжвы в том, что они потворствуют монополизму на рынке содержания и обслуживания инфраструктурных объектов типа автодорог, улиц, остановочных павильонов, зелёных насаждений и т.п. Это дело показалось нам более интересным, чем рамки краткой заметки. Потому что его детали демонстрируют, как можно просто и непринуждённо свернуть обширный рынок в одном отдельно взятом городе.
 
 
Инициатором жалоб в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по республике выступило Коми региональное отделение «ОПОРы России». Как рассказал «Красному знамени» юрист отделения Сергей Изъюров, жалобы появились не от хорошей жизни: уже в прошлом году предприниматели, готовые до той поры предложить свои услуги по содержанию и ремонту городских объектов (и оказывавшие такие услуги), вдруг почувствовали, что более в них не нуждаются. Потому что все содержание, обслуживание и ремонт сосредоточились фактически в двух предприятиях – «Жилкомсервисе» и «Дорожном хозяйстве».
 
Ну и, казалось бы, что? Значит, оба эти предприятия участвовали в конкурсе на право подобного содержания, обслуживания и ремонта, выиграли его и вот – работают? Дело, однако, заключалось в том, что улицы, парки, дороги и прочие объекты и «Жилкомсервис», и «Дорожное хозяйство» получили, не участвуя ни в конкурсах, ни в аукционах, ни в запросах котировок, ни вообще в какой-либо процедуре, предусмотренной знаменитым федеральным законом № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Администрация… просто заказала им эти услуги.
 

А вот кому кладбище?

– Первые обращения, в которых сквозила обеспокоенность исчезновением городских конкурсов и аукционов, начали нам поступать примерно год назад, – рассказывает Сергей Изъюров. – Связаны они были с постановлением администрации, касающимся городских кладбищ. Все восемь кладбищ в 2012 году администрация передала, на правах муниципального заказа на обслуживание, одному предприятию – «Жилкомсервису».
 
Это и привело к первой жалобе в УФАС. Управление начало заниматься кладбищами – и вдруг за могильными оградами расступился исключительно интересный лес. Лес постановлений, распоряжений и актов Сыктывкарского муниципалитета, которыми многочисленное городское хозяйство отдавалось на откуп всего трём предприятиям. Но каким!
 

Унитаризация

В общей системе хозяйствующих субъектов особое место занимают так называемые «унитарные предприятия». Их особенность в том, что, в отличие от традиционных коммерческих структур типа акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, унитарные предприятия не наделены правом собственника. Собственником имущества, которым распоряжается унитарное предприятие, выступает субъект государства или местного самоуправления. В описываемом нами случае – администрация города Сыктывкара и – в части соответствующей территории – администрация Эжвинского района. И далее мы будем говорить только о муниципальных унитарных предприятиях (МУП), хотя и разных видов.
 
Для своей работы МУП получает от органа местного самоуправления соответствующее имущество. Но получить оно его может на разных правах. Получая муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения, МУП как бы вливается в общие ряды коммерческих компаний, главная цель которых – извлечение прибыли. Подразумевается, что МУП выходит на некоторый сложившийся рынок, на котором вполне возможно такую прибыль получить (например, тех же жилищно-коммунальных услуг).
 
Но есть вид МУП, который фактически уже теряет черты коммерческого предприятия, – муниципальное казённое предприятие (МКП). Такой структуре местная администрация вручает имущество уже не на праве хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. При этом сама деятельность ведётся не в классических рыночных категориях неочевидного финансового результата по итогам того или иного периода, а по утверждённой заранее администрацией смете доходов и расходов. МКП запускают на такие объекты или территории, которые совершенно неинтересны с рыночной точки зрения, но  существование которых необходимо обеспечить – например, дороги в какой-нибудь удалённый населённый пункт.
 
Именно такие муниципальные казённые предприятия «Жилкомсервис» и «Дорожное хозяйство» постановила в ноябре позапрошлого года создать администрация Сыктывкара.
 

Дорогая передача

И из этого ещё ничего бы не следовало. Ну, появились два новосозданных казённых предприятия. Милости просим на конкурс или аукцион по содержанию инфраструктурных объектов – когда его в своё время объявят. Но в том-то и дело, что никакого конкурса на 2012 год не объявлялось. Вместо конкурса опять же собственным постановлением администрация Сыктывкара в самом конце декабря 2011 года передала в оперативное управление МКП «Жилкомсервис»:
 
– сети уличного освещения;
– парки;
– цветники;
– понтонный мост через Сысолу;
– причалы;
– аллеи героев;
– скверы;
– мемориалы;
– скульптуру «Медведь за трапезой»;
– дождевую и ливневую канализацию;
– фонтаны;
– арки, карусели, качалки, детские игровые комплексы, столбы освещения, скамейки, газоны, туалеты и рекламные щиты.
 
А в оперативное управление МКП «Дорожное хозяйство» – автомобильные дороги, улицы, переулки, проезды, площади и тротуары.
Таким образом, вся столица Республики Коми оказалась отдана на откуп двум предприятиям. А через пару месяцев та же самая схема была реализована и в Эжве: с 1 февраля 2012 года её администрация передала в хозяйственное ведение МУП «Жилкомхоз» сети уличного освещения и автомобильные дороги, к которым позднее присоединились ливневая канализация и выпуск сточных вод.
 

Медведь за оперативной трапезой

Справедливости ради следует признать, что, в отличие от «новоделов» «Жилкомсервиса» и «Дорожного хозяйства», Эжвинский МУП «Жилкомхоз» существует уже 17 лет и давно является если и не монополистом, то явно доминирующим субъектом на многих рынках Эжвы, в первую очередь на тех, которые отражены в самом его названии. Прикрепление сетей уличного освещения, дорог и ливнёвки в этом смысле просто добавило предприятию чуть-чуть доходов.
 
Правда, «чуть-чуть» составляет почти 49,1 млн. рублей. Это – субсидия на частичное возмещение затрат, связанных с содержанием и ремонтом объектов внешнего благоустройства и транспортной инфраструктуры. Именно так называются средства, которые в ином – конкурсном – случае назывались бы «ценой лота».
 
В нынешнем году «Дорожному хозяйству» полагается 265 млн. рублей подобных субсидий (уже перечислено 196,1 млн.), «Жилкомсервису» – около 66 млн. (46,2 млн.), «Жилкомхозу» – около 59 млн.
 
По данным КРО «ОПОРы», общий объём средств, выделенных на субсидирование содержания объектов внешнего благоустройства и транспортной инфраструктуры, за два последних года приблизился к 1 млрд. рублей.
 

Мытьё и катанье

Вот уже год «ОПОРА» ведёт борьбу против такой практики, имея в союзниках УФАС. Однако, как отмечает Сергей Изъюров, каждый год администрация придумывает новые схемы.
 
– Если в прошлом году казённые предприятия получали субсидии под заказ на обслуживание, конечно, также без конкурса, то в нынешнем, как вы видите, поступили ещё проще: городское имущество передали в оперативное управление и хозяйственное ведение, что также якобы повлекло право на субсидии, – говорит он.
 

Как использовать имущество

Антимонопольное управление, рассмотрев жалобы «ОПОРы», пришло к выводу, что закон о защите конкуренции действительно нарушен. И вот почему.
 
Несмотря на свою особость, и МУП, и даже МКП относятся всё же к категории коммерческих предприятий, а значит, они должны извлекать прибыль, в том числе – и в этом ключ к пониманию схемы Сыктывкарской мэрии – с помощью имущества, которым они распоряжаются. Для классического коммерческого предприятия такое имущество очевидно: машины, станки, приборы, сырьё, столы, компьютеры и т.д.
 
Менее очевидна классификация имущества, о котором идёт речь в описываемом нами случае. УФАС, ссылаясь на законы и многочисленные нормативные акты, сочло, что дороги, улицы, парки и проч. – это имущество, предназначенное для использования по целевому назначению неограниченным кругом лиц НА БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ, и именно потому, что извлекать при этом прибыль невозможно, не может быть передано унитарным предприятиям ни на условиях хозяйственного ведения, ни на условиях оперативного управления. Специалисты управления ссылаются при этом и на позицию Высшего арбитражного суда РФ, который в январе 2012 года пришёл именно к такому выводу по крайней мере в отношении автомобильных дорог.
 
Два исключения, сделанные антимонопольщиками, – это содержание туалетов и парома через Сысолу.
 
Простой, не юридический, здравый смысл вроде бы соглашается с позицией УФАС, но встаёт тоже не юридический, а сугубо практический вопрос: на каких же условиях всё-таки содержать объекты внешнего благоустройства города?
 
Вот что отвечает на него Антимонопольное управление: «Оказание услуг по содержанию и выполнение работ по ремонту соответствующего муниципального имущества есть муниципальные нужды. Соответственно, размещение муниципальных заказов на оказание таких услуг и выполнение таких работ должно осуществляться на основании Закона о размещении заказов». То есть – через конкурсные процедуры. К которым – милости просим – могут вполне быть допущены и унитарные предприятия. И у которых – теоретически – есть гораздо больший шанс победить, учитывая их «кры…»… я хотел сказать: «спины».
 
В подтверждение своих выводов УФАС приводит целый список муниципальных контрактов Сыктывкара периода 2009-2011 годов с сугубо коммерческими структурами, которые становились победителями тендеров на обслуживание того или иного городского имущества.
Долой «прокладки»!
 
«Всё так, – заочно и совсем не так дословно ответили «Красному знамени» в администрации Сыктывкара, куда мы обратились за комментарием, – но неужели вы не помните, с каким количеством «дутых» фирм-однодневок нам пришлось столкнуться в прошлом и как они нас «кидали»?»
 
На самом деле официальный ответ администрации звучит так: «Относительно вопроса о необходимости содержать указанные объекты в оперативном управлении муниципальных предприятий считаем необходимым сообщить, что такой способ содержания объектов городского хозяйства позволяет делать это более рационально, как с точки зрения затрат местного бюджета, так и с точки зрения оперативного контроля. Зачастую аукционы выигрывают подрядчики, предложившие минимальную цену контракта без учёта качества производимых работ, не имеющие соответствующей материальной и производственной базы, передающие выигранное право на производство ремонтно-восстановительных работ третьим лицам с сомнительной репутацией и низкой квалификацией, от чего в конечном итоге состояние городской инфраструктуры не только не улучшается, но подчас и ухудшается. «Жёсткие» механизмы расторжения контракта с недобросовестными подрядчиками, установленные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обуславливают длительные процедуры судебных споров, что также негативно сказывается на состоянии объектов муниципальной собственности. Оперативное управление объектами городской собственности муниципальными предприятиями позволяет муниципалитету более качественно осуществлять их содержание вследствие возможности оперативного вмешательства при планировании и производстве работ по их ремонту/восстановлению».
 

Так нужен ли рынок?

Сергей Изъюров убеждён, что подобные доводы – от лукавого.
 
– Известно, что система гос- и муниципальных заказов меняется, – напоминает он. – Сейчас должна заработать Федеральная контрактная система, которую обещают сделать прозрачнее нынешней, с возможностью контроля за заказами со стороны общественности. А недобросовестность другой стороны – подрядчика – блокируется требованием обязательной банковской гарантии при предложении цены ниже 25% от стартовой.
 
Но самое главное, указывает Сергей Изъюров, именно муниципальные услуги во всём мире являются той почвой, на которой растёт малый бизнес, а значит, укрепляется социальное благополучие граждан.
 
– И если мы сможем обуздать то безобразие, которое допускается в Сыктывкаре, это станет хорошим знаком для предпринимателей остальных муниципальных образований республики, – подчёркивает собеседник «Красного знамени».
Поделиться в соцсетях

guest
7 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Йц
Йц
12.12.2013 18:59

Автор, вы путаете, субсидии-это софинансирование, т.е. ежели предприятие не может полностью покрыть расходы на содержание, тогда подключается бюджет, здесь 100% финансирование, и это уж точно не субсидии, см. бюджетный кодекс, налицо определенные статьи УК РФ

еденица общества
еденица общества
13.12.2013 02:33

Вообще-то, как звучит народная поговорка:-Меньше народа, больше кислорода! Что случилось с ЖКХ? Тьма маленьких и не-очень УКомпашек, спросить не с кого, никто не виноват, никто ничего не знает и денег нет! Так, что господа как лучше, это еще вопрос………….

Субъективное мнение
Субъективное мнение
13.12.2013 10:42

Кое в чем муниципалы правы, на закон есть закон и нарушать его нельзя, ну а насчет того чтобы обходить его…

Ева
Ева
13.12.2013 11:47

Ещё две кормушки по обслуживанию своих карманов..)) Гнаааааать !!!!

Сыктывкарец
Сыктывкарец
13.12.2013 11:48

Можно, конечно, не соглашаться с некоторыми позициями автора, но в КЗ такой серьезный, разобранный по полочкам аналитический и крупный материал редкость. И этот – приятно исключение. Автору – респект!

Dante
Dante
13.12.2013 12:00

смешная логика у пз-деева,
– по этой схеме воровать стало неудобно, давайте ка на этот год запустим новую.

МВД и ФСБ вообще в регионе работать собираюься?
или только раздачей грамот и премий заняты?

Сара
Сара
14.12.2013 19:57

Валерию Черницыну поклон и уважение..А говорят, что у нас нет журналистов !! Неправда !!! Просто они не высовываются, как Даша, без толку и иже с ней мОлодцы с 7….сорок..)))))))