Третий звонок для Главы Коми

Отставка Ларисы Максимовой вскрывает кризис системы правления Сергея Гапликова

16:41. 31 мая, 2019  
  
0

В пятницу администрация Сергея Гапликова обнародовала официальную версию отставки первого заместителя председателя правительства республики Ларисы Максимовой, каковая случилась 29 мая. По версии управления по противодействию коррупции (УПК) администрации, она «при проведении мероприятий в сфере противодействия коррупции выявила конфликт интересов, стороной которого являлась Лариса Максимова». Имеющиеся в распоряжении «Красного знамени» сведения несколько расходятся с этой версией и обнажают настоящий кризис, в который погрузилось высшее руководство РК.

УПК администрации Главы рассказало, что конфликт интересов возник после того, как супруг Максимовой Игорь в 2016 году занял руководящую должность (первый заместитель генерального директора) в АО «Коми коммунальные технологии» (ККТ), акции которого находятся в государственной собственности Республики Коми. Замещая должность первого вице-премьера, Максимова координировала работу Минимущества Коми, которое является единственным акционером «ККТ» и принимает ключевые решения по вопросам деятельности этого акционерного общества, в том числе в финансовой сфере. Эти обстоятельства и личная заинтересованность Максимовой, указывает УПК, влияют или могут повлиять на беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей, в том числе в отношении «ККТ».

По законодательству о противодействии коррупции она была обязана принять меры по урегулированию или предотвращению конфликта интересов. Несмотря на обязанность уведомить о конфликте интересов, на протяжении длительного времени она этого не делала. «Решение об освобождение от должности, с учетом непринятия Ларисой Максимовой мер по урегулированию конфликта интересов, в данной ситуации (статья 13.1 Федерального закона “О противодействии коррупции”) является единственным способом для устранения этого нарушения», – резюмирует УПК.

Версия «Трибуны»: ищите мусор

В пятницу газета «Трибуна» поведала в свою очередь об эпизоде в деятельности «ККТ», который мог бы лечь в основу обвинений УПК (раз уж само управление не благоволит говорить конкретным языком). По данным «Трибуны», созданное 17 декабря 2015 года (в день, когда Лариса Максимова стала первым вице-премьером РК) предприятие, предназначенное для аккумулирования тех энергетических активов, которые остались, условно говоря, бесхозными после Константина Ромаданова, заключило 4 августа 2016-го договор подряда с московской компанией «Международный центр наилучших природоохранных технологий» на разработку территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, Республики Коми на сумму 9,6 млн.рублей. «Трибуна» утверждает, что «то был единственный подобный контракт в портфеле этой фирмы» (см. «Скелеты» в Желтом доме», № 22 от 31 мая 2019 г.).

Стоит напомнить, что именно схема обращения с отходами кладётся в основу работы с ними единого регионального оператора – ныне ООО «Ухтажилфонд». К каковой за последние полгода у жителей республики и, вероятно, у её правительства накопилась масса нареканий.

«Трибуна» задаётся справедливым вопросом: «Если отставка Максимовой действительно связана с «конфликтом интересов», то почему история всплыла только сейчас, хотя все эти факты в Желтом доме были давно известны?»

Рапорты и реалии

Источник «Красного знамени», имевший в своё время отношение к экономическому блоку кабинета РК (а именно его курировала Максимова), заявил, что при всех возможных конфликтах возможных интересов они могли выступать не более чем поводом.

– Подлинная же причина в ином, – отмечает он. – Администрация президента получает информацию о состоянии дел в регионах, что естественно, не только от их глав, но и из других источников. В первую очередь, конечно, от полпредов, федеральных инспекторов и ФСБ, но случается, что и от непосредственных подчинённых губернаторов.

По его словам, кейс Максимовой – из последних.

– В отличие от Гапликова, регулярно поставлявшего в Москву бодрые рапорты об очередных успехах «в строительстве коммунизма», Максимова направляла туда более-менее объективные отчёты, в которых картина происходящего в экономике республики выглядела не столь радужно. Рано или поздно Гапликов, конечно, узнал бы об этом, и вот такой момент настал, – подчёркивает собеседник «Красного знамени».

Фото Ивана Федосеева
Момент толкования истины

Версия нашего источника получила парадоксальное подтверждение в истории двух публикаций, случившихся на протяжении последней недели. 25 мая на сайте Центра прикладных исследований и программ вышла аналитическая записка политолога, уроженца Сыктывкара Валерия Прохорова «Республика Коми: в зоне политической турбулентности» – реакция на два майских вброса относительно Гапликова: 13 мая – от агентства РБК, 23-го – от телеграмм-канала «Незыгарь».

Последний вброс прямо обвиняет Главу РК в непрофессионализме, пьянстве и прочит ему отставку не далее как в конце нынешнего лета. При этом в политических и медиа-кругах убеждены, что за «Незыгарём» стоит ни много ни мало заместитель главы администрации Президента Алексей Громов.

«В Республике Коми существует риск стремительного возникновения тектонического разлома между «варягами» и раздражёнными представителями местной элиты, который неизбежно транслируется в общество и может привести к непредсказуемым последствиям, – пишет Прохоров. – При этом люди, отвечающие в республиканском руководстве за внутреннюю политику и социальный блок, эти риски игнорируют, делая ситуацию всё более взрывоопасной.

Однако вышеописанными рисками угрозы, связываемые с деятельностью Гапликова в Республике Коми, не ограничиваются. Ряд комментаторов выделяет ещё один блок проблем, вызывающий у федерального центра серьезные опасения. Речь идёт о рисках, связанных с высокой вероятностью провала командой Гапликова работ по реализации нацпроектов 2019-2024. По мнению экспертов, эти риски необходимо принимать во внимание по следующим причинам.

Во-первых, руководство республики не реализовало в заявленные сроки в полном объёме ни один из анонсированных им проектов. Причины неисполнения этих обязательств нельзя назвать объективными. Недостоверность прогнозов, неточность расчетов, завышенные ожидания, неумение договариваться с подрядчиками работ, низкая исполнительская дисциплина – всё это, скорее, индикатор недостаточной компетенции руководителей и специалистов, ответственных за реализацию проектов, нежели результат неблагоприятного стечения обстоятельств или недружественных поползновений враждебных сил.

Во-вторых, в республике существует проблема неосвоения средств, выделяемых из федерального бюджета. В результате республика вынуждена возвращать неосвоенные миллионы и уплачивать штрафы. В качестве причин называются уже упомянутые выше низкое качество управления, некомпетентность руководящих кадров и серьезные проблемы с исполнительской дисциплиной во властной вертикали. У центра есть опасения, что при выделении республике значительных средств в рамках реализации нацпроектов, власти просто не справятся с их управлением и тем самым дискредитируют в глазах населения саму идею указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В-третьих, само обсуждение стратегии реализации нацпроектов в коридорах власти строится, в основном, вокруг многочисленных контуров мониторинга и контроля за их исполнением, а механизмы исполнения и операторы не проектируются. Пафос заявлений, утяжеленная терминология, обилие инфографики, посвящённой будущим победам, и при этом отсутствие попыток объективной оценки имеющихся в распоряжении ресурсов, прежде всего, трудовых, наталкивают на мысли о имитационном характере обсуждения».

Полный текст – здесь

Юпитер сердится

«Незыгарь» перепечатал эту записку. И, по данным ещё одного источника, близкого к администрации Президента, «собственно говоря, Г[апликов] предъявил Максимовой «слив», имея в виду именно эту статью, и претензии, высказанные там. Он посчитал, что она информирует федералов о состоянии дел с нацпроектами».

Указ об отставке Ларисы Максимовой был подписан 29 мая.

Валерий Прохоров откликнулся новой статьёй, выдержки из которой мы приводим и крайне рекомендуем прочитать оригинал полностью:

«Из списка претензий, которые высказываются критиками главе республики, можно сформировать методическое пособие на тему «Что не рекомендуется делать приезжему губернатору ни в коем случае»:

• Нельзя низводить свою миссию до уровня командировки и «присаживаться на чемоданы». Это существенно сужает поле для коммуникации с жителями субъекта, которые оказываются заложниками планов губернатора на отъезд и лишаются возможности обсуждать с ним среднесрочные и долгосрочные планы…
• Нельзя демонстрировать апломб федерала-государственника, учащего уму-разуму заскорузлых аборигенов, и использовать в риторике сентенции вроде «Я заколебаю вас всех, но вы будете жить лучше, чем в Европе. И пока я этого не добьюсь, будете меня терпеть. Пока дальше будете тянуть, дольше буду вас гонять» (прямая цитата из выступления Сергея Гапликова на встрече с участниками резерва управленческих кадров Коми)…
• Нельзя забывать о том, что занимаемая должность накладывает на руководителя небольшого по численности населения региона целый ряд ограничений, связанных с молниеносным распространением новостей и слухов. В таких регионах тайное становится явным в режиме прямой трансляции с места события. Поэтому презумпция – ничто, а репутация – всё, и её нужно беречь.

• Прямой вывод номер один из предыдущего пункта: нельзя назначать на ответственные должности людей «токсичных». Исключения бывают: если «токсичный, но делает дело», то неприятно, но не смертельно. Но если руководитель «токсичный, но его назначили, потому что лояльный, а деятельность только обозначает», то паралич и саботаж по всей его подмандатной вертикали гарантирован.

• Прямой вывод номер два: нельзя брать в команду людей-фантомов под «проекты невозможного», как это случилось с назначением на странную должность «спецпредставителя главы в Москве» со статусом члена правительства человека по имени Алихан Джамал-Лейла Яндиев, в обязанности которого входило привлечение инвестиций в республику и развитие физкультуры и массового спорта. Сам Яндиев обещал привлечь в Коми инвестиции из арабских стран. В должности господин Яндиев проработал год с небольшим, никаких арабских инвесторов в республику он не привёл…

• Прямой вывод номер три. Нельзя брать на себя совмещение должностей руководителя республики и главы правительства, если единственным измеряемым и очевидным для населения результатом этого совмещения является высокая сумма персонального дохода, указанного в ежегодной декларации. Понятно, что в законодательстве нет прямого запрета на подобное совмещение, но этические нормы тоже следует принимать во внимание…
• Самое главное «нельзя». Нельзя поступать так, как руководители республики поступили с шахтерским городом Интой, просто приняв решение закрыть из-за нерентабельности градообразующее предприятие – угольную шахту и предложив 20-тысячному населению этого города самостоятельно решать проблему собственного выживания. Понятно, что для отъезда из Инты на «большую землю» у большинства жителей просто нет средств, и даже попытка продать жилье и имущество обречена здесь на неудачу по причине отсутствия даже теоретических шансов у продавца найти потенциального покупателя.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что ни о какой консолидации общества вокруг содержательных планов руководства в Республике Коми речи не идет. Осмысленной и поддержанной населением программы развития республики не существует, а предлагаемые командой губернатора разрозненные образы светлого будущего вызывают у жителей республики, скорее, неприятие, нежели чувство сопричастности и желание участвовать в их воплощении в жизнь. Явный индикатор этого процесса – массовый отъезд из республики квалифицированных кадров и представителей той самой элиты, которая могла бы выступить локомотивов позитивных изменений. При этом необходимо отметить, что влиятельных элитных групп на момент прихода Сергея Гапликова к руководству республикой в Коми не было – они были атомизированы в результате последствий арестов прежнего руководства и связанных с ним влиятельных персон. То, что произошло в регионе при нынешнем руководстве, красноречиво демонстрирует «консолидацию наоборот» – «общим местом» для жителей становится формирующаяся антипатия к «варягам». Кейс Республики Коми требует серьезного изучения хотя бы потому, что в результате можно выявить весь спектр предпосылок превращения тихого региона в протестный и беспокойный».

Полная версия – здесь

Поделиться в соцсетях
  • 66
    Поделились

avatar
1000