Уже второй месяц в ежедневном режиме (кроме выходных) проводится одиночное пикетирование прокуратуры Коми, в котором на настоящий момент поучаствовало почти 30 человек, среди которых правозащитники, студенты, активисты общественных движений. Каждый день в руках нового пикетчика плакат, гласящий: «Прокуратура, верни Стефановскую площадь митингующим!».
Всё началось с решения мэрии Сыктывкара в начале июля с.г. внести поправку в постановление 2008 года «Об определении мест, на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий», расширив зону запрета публичных акций от входа в здания судов с 50 до 150 метров. За месяц до этого Конституционный суд РК переехал в здание Госсовета на Стефановской площади, что сделало её «запретным плодом» для митингующих.
С 20 сентября начались одиночные пикеты у здания прокуратуры, организованные решением инициативной группы граждан, пожелавших добиться незаконного, на их взгляд, постановления мэрии.
Длительность первых пикетов доходила до получаса, но потом наряды полиции, имея чёткие указания, стали задерживать пикетчиков уже после 5-10 минут с начала протестной акции. Всех, кроме простоявших свои пикеты полностью и беспрепятственно ушедших председателя правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игоря Сажина, открывшего серию пикетов, и члена регионального отделения «Комитета защиты прав заключённых» Ольги Нежуренко, ставшей на днях 25-м пикетчиком, сажали в полицейскую машину и отвозили в отделение для оформления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).
В одном случае имело место силовое задержание – общественника Виктора Торлопова сотрудники полиции повалили на землю и надели наручники, после чего его госпитализировали в Эжвинскую больницу. Многим задержанным в отделении задавали вопросы о том, кто и как оплачивает пикеты.
Полиция в данном случае оказалась заложницей ситуации – по абсурдной логике вышеупомянутого муниципального акта территория прокуратуры является территорией Сыктывкарского городского суда, находящегося через дорогу. На этом основании полиция из раза в раз задерживает пикетчиков и отвозит их в дежурную часть для составления в их отношении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).
Ещё до пикетов Коми правозащитная комиссия «Мемориал» обращалась в прокуратуру Сыктывкара с просьбой рассмотреть несоответствие муниципального акта федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором сказано, что публичные мероприятия запрещаются лишь на «территории, непосредственно прилегающей… к зданиям, занимаемым судами». После чего городской прокуратурой был подготовлен проект протеста на запретительное постановление мэра Сыктывкара, указывающий, что под «непосредственно прилегающей территорией» следует понимать фактически используемую теми или иными объектами площадь земельных участков (как правило, их границы не превышают 10-15 метров вокруг зданий). Но дальше проектирования протеста дело не пошло. А вскоре появилось официальное разъяснение прокуратуры Коми о том, что муниципальное постановление «прямо не противоречит» федеральному законодательству.
Призыв вернуть Стефановскую площадь митингующим прозвучал и в Троицко-Печорске. 21 октября правозащитница, член Комитета спасения Печоры Надежда Щербинина благополучно провела свой одиночный пикет. Она простояла около 20 минут с плакатом у здания гостиницы «Печора», на третьем этаже которого располагается троицко-печорская районная прокуратура. По словам пикетчицы, прохожие проявляли немалый интерес к цели акции и высказывались в её поддержку.
Между тем уже начались судебные разбирательства с пикетчиками. Первое из них состоялось 21 октября по делу правозащитника Эрнеста Мезака, но было перенесено на ноябрь. Корреспондент «Красного знамени» обратился к г-ну Мезаку – одному из координаторов пикетирования.
– Как вы считаете, долго ли ещё будут продолжаться пикеты?
– Пока есть повод – будут продолжаться. Конкретнее не могу сказать.
– Чем всё это может закончиться, по вашему мнению, добьются пикетчики чего-то или нет?
– Безусловно, справедливость восторжествует. Ситуацию, созданную Поздеевым, в любом случае разрешит суд, либо российский, либо Европейский суд по правам человека.
Ребята, продолжайте! Народ рано или поздно проснётся!