Сверхцель

Некоторые мысли о Стратегии Вячеслава Гайзера

10:55. 24 января, 2011  
  
1

Послеканикулярные дни ознаменовались обнародованием программных документов республиканской власти. Вячеслав Гайзер вначале предложил на всенародное обсуждение стратегию действий по социально-экономическому развитию республики «От мечты к реальности – 10 лет пути», затем выступил с программной речью на предвыборной конференции Коми регионального отделения «Единой России». Раз Главе РК интересно мнение о представленной им стратегии – отчего же не высказать?

 

Сравнение хромает

Горизонт планирования Стратегии В. Гайзера – 2020-й год, поэтому ничего не остаётся, как так её в дальнейшем и именовать: Стратегия-2020. Правда, тем самым захочется сравнить её с тем, что презентовалось нации от имени В. В. Путина в 2007 году. На официальном сайте «Единой России» эта самая федеральная Стратегия-2020 непременно должна быть.

Увы, под этим названием есть всё что угодно – какое-то «региональное измерение», многочисленные форумы,  кроме собственно документа. Или уже в сентябре 2008 года в связи с финансовым кризисом идеологи «Единой России» предпочли о ней тихо-тихо забыть?

Я потому так впился в несуществующую федеральную Стратегию-2020, что её республиканская тёзка хоть, слава богу, и существует в реальности, но появилась ровно в тех же обстоятельствах, что и федеральная: в условиях предвыборной кампании. И представляющий её Глава Республики Коми пусть и не избран лидером регионального отделения ЕР, но точно так же, как Путин, согласился возглавить республиканский список партии на выборах 13 марта.

Дай-то Бог, чтобы Стратегия Гайзера после выборов не рассыпалась точно так же на «муниципальные измерения» и форумы.

 

Цель

Главная цель Стратегии-2020 (с этого момента я буду говорить только о республиканском документе): «Республика Коми в 2020 году – регион с устойчивой экономикой и благоприятными условиями жизни людей, открытый для инвестиций, новых жителей и туристов». Хороши ли слова? Очень хороши. Очень хороши… для абсолютно любого региона России и не только России.

Но где здесь то самое пресловутое «региональное измерение», то есть в чём должна быть особенность какой-либо стратегии именно для Республики Коми? Ещё проще: прежде чем говорить о цели, не следует ли для начала подтвердить СВЕРХЦЕЛЬ, то есть смысл существования и развития Республики Коми? А таковая сверхцель есть: это – СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМИ ЭТНОСА И ЕГО КУЛЬТУРЫ. Это говорю и убеждён в этом я, русский, хотя и давно живущий в республике, но всё-таки приезжий по отношению к ней человек.

В противном случае теряется весь смысл того, что будет праздноваться в августе нынешнего года. Мы живём на той территории Российского государства, которая специально была создана именно для этой сверхцели. Я весьма неоднозначно, если не сказать – тяжело, отношусь к тому, что делал наркомат по делам национальностей РСФСР, известно под чьим руководством.

Но раз уж большевистская власть дала-таки коми этносу определённую форму государственности, то теперь у любого руководства республики не может по определению быть иной цели, чем сберегать этот народ, тем более что он сейчас – в меньшинстве на этой территории. Всякая стратегия развития Республики Коми не может не исходить именно из этой цели, а значит,  обязана не просто содержать в себе такой пункт, а сделать его отправным. Попробуйте мысленно представить себе это – и вы увидите, насколько резко изменится сама энергетика документа, насколько он заиграет, перестав быть набором сухих деклараций об «увеличении инвестиций», «повышении уровня жизни», «социальной обеспеченности» и проч.

В Стратегии-2020 о сохранении и развитии коми этноса – ни слова!

Правда, в своей речи на конференции «Единой России» Вячеслав Гайзер сказал, что, мол, «развитие культуры коренного народа – наш приоритет… Задача сохранения традиций и культуры коми народа на государственном уровне не подлежит обсуждению». Может, потому и не записано это положение в Стратегию – как подлежащей-таки обсуждению?

 

Задачи

Выводимая из сверхцели цель: к 2020 году Правительство РК должно обладать такими ресурсами, которые позволят уверенно говорить, что смысл существования республики не потерян. Какие это ресурсы?

Прежде всего, разумеется, финансовые – бюджет Республики Коми. Естественная задача для него – наращивать самое себя, но не в ущерб социальному и экономическому развитию. Странное дело: в Стратегии ни словом не упомянуто о стабильном и растущем бюджете республики. Словно бы Гайзер испугался самого себя в прошлом и все усилия нынче сосредоточивает на промышленной, инфраструктурной и социальной политике. Оно, конечно, понятно: тенденции развития бюджетной системы России не позволяют с оптимизмом смотреть на собственный бюджет в перспективе. Но в таком случае теряют смысл и многие инвестиционно-промышленные инициативы, которые в Стратегии как бы прописаны.

Следующий сегмент ресурсов – кадровый. Строго говоря, ему вообще следовало бы стоять на первом месте: кадры действительно решают всё. Но взваливать задачу выращивания, сохранения и развития квалифицированного трудоспособного населения только на республиканскую власть – нехорошо. Она обязана, конечно, создавать условия для всех этих процессов. Но сами они от неё зависят, будем честны, не в самой большой степени. Высшее образование – прерогатива федеральной власти, а сам подбор специалистов – дело компаний, работающих в республике. Впрочем, Стратегия косвенно даёт понять, кто именно будет востребован в Коми в ближайшие десять лет: «Разработка… мер государственной поддержки выпускников учреждений профессионального образования, получивших профессии,.. наиболее востребованные в отраслях экономики, и трудоустроившихся в соответствии с полученной профессией (специальностью) в организациях республики… Реализация проекта «Летопись рабочей славы», направленного на пропаганду рабочих профессий, повышение престижа начального профессионального образования, формирование среди молодёжи и населения позитивного образа выпускника учреждения начального профессионального образования».

Эти слова спрятаны глубоко внутри Стратегии, но именно они, на мой взгляд, позволяют оценить перспективы развития республики как с точки зрения её экономики, так и с точки зрения привлекательности для новых жителей, включая молодёжь. Следующий ресурсный сегмент, который должна иметь власть Республики Коми в ближайшие десять лет, – это как раз ресурс хозяйствующих на территории субъектов. Приоритет рабочих профессий, заявленный в Стратегии, вполне естественен и объясним для предстоящей на ближайшую десятилетку экономики Коми: она по-прежнему остаётся в основном добывающей, опирающейся на имеющиеся природные богатства, как наземные, так и подземные, и авторы Стратегии совершенно справедливо не питают никаких иллюзий. Строительство дорог – что автомобильных, что железных – потребует невеликого числа высококвалифицированных инженеров. И даже Сосногорский глинозёмный завод, буде он действительно начнёт строиться в 2013 году. А ничего подобного заводам «Прогресс» или «Орбита» в Стратегии не прописано – да и с чего бы? Авторы Стратегии трезво оценивают роль, которую предстоит сыграть в ближайшие годы Республике Коми в общероссийской экономике, то есть всё ту же, – но почему-то «забыли» об этом внятно и толково написать.

 

Этноэкология

Сверхцель, о которой я написал выше, – это вовсе не дежурный реверанс в адрес условной «политики сохранения межнационального мира и согласия». В том-то и дело, что настоящее экономическое, социальное и культурное развитие – обязательный по умолчанию императив любой вменяемой власти – вовсе не всегда приводит к автоматическому сохранению того или иного этноса. Бизнес неизбежно стремится к урбанизации. Многоквартирные дома радикально меняют тип отношений между людьми. Пенсии и социальные пособия в иных случаях становятся рассадником паразитов и пьяниц.

Всё громче тревожные голоса о судьбе русского этноса и русской культуры в условиях глобализации, то что говорить о культуре коми? Но разве может всякое вменяемое Правительство Республики Коми отказаться от строительства, допустим, новой железной дороги – хотя она, безусловно, вторгается в такую традиционную среду обитания, как лес, самим потоком людей и шумом изменяя её? Или от прокладки газопровода через тундру? Или от строительства глинозёмного завода с его потенциальной экологической угрозой? Или от строительства в городах нового жилья, в том числе многоквартирного? От нормального уровня социальной защищённости пенсионеров? Наконец, от современных коммуникаций (они, мы знаем, рассматриваются как отличное подспорье, например, в здравоохранении и образовании)?

Как совместить решение этих неизбежных задач со сверхзадачей? Ответа вот на такой вопрос, мне кажется, ждут жители республики. И если его поставить, боюсь, простой предвыборной платформой, чем изрядно отдаёт Стратегия-2020, на него не ответишь.
 

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
крайний
крайний
24.01.2011 12:33

Какие там, к черту, стратегии?!!Республика – субъект как все, ровно выстеленная под сомнительную “вертикаль”, на макушке которой находятся те, кто и определяет стратегию в интересах кого угодно, только не населения России, ибо для них таковым являются лишь они сами, “близкий круг” в пределах Садового кольца с рублевским аппендиксом и диаспорами… Читать далее »