Уход Владислава Суркова с должности вице-премьера РФ – событие, безусловно, федерального значения, вызвавшее весьма бурную реакцию наблюдателей. Реакция эта объяснима: фигура бывшего «серого кардинала» такова, что на её исчезновение с официального политического поля не реагировать невозможно. Но, казалось бы, причём здесь Коми?
Вначале – сугубо внешние параллели. Ни для кого из умеющих разбираться в политической жизни республики не секрет, кто является «нашим Сурковым». Вот параллель первая: само имя. Есть не подтверждаемые из официальных источников данные, что В.Ю. Сурков вовсе не В.Ю. Сурков, а А.А. Дудаев; Сурков – фамилия по матери. Отца «нашего Суркова», как известно, тоже звали Леонид Менакер.
Параллель вторая: начало славных дел. Сурков учился в Московском институте культуры на режиссёра массовых театрализованных представлений (правда, не закончил его), после чего в 1987-1989 годах возглавлял рекламные агентства, в том числе и в «Менатепе» Михаила Ходорковского. «Наш Сурков» ровно в те же годы служил помощником режиссёра на «Ленфильме», после чего, как и реальный Сурков в Москве, прошёл суровую школу в разного рода санкт-петербургских ООО.
Параллель третья, уже менее параллельная: карьера. Сурков стал первым заместителем руководителя администрации президента, то есть занимал не писаную в Конституции должность, после чего стал вице-премьером, то есть занял должность, формально писаную. «Наш Сурков» проделал почти тот же путь – от советника и главного советника Главы к его первому заместителю, но при этом, однако, в отличие от своего «старшего брата», и в должности вице-главы по сию пору сохраняет огромное политическое влияние.
Первый заместитель Главы Коми Алексей Чернов. Фото Андрея Шопши.
Теперь все эти параллели скривим и пересечём, потому что, конечно, главное не в судьбах Владислава Суркова и Алексея Чернова. Главное – в судьбе как раз Главы. Эта судьба в значительной своей степени, похоже, Сурковым и определялась, хотя, понятно, перед тем, как попасть ему на стол, папочка с данными на кандидата проходила через многие инстанции. Сурков, как известно, делал обоих последних президентов. Тот, который был временным, в 2010 году назначил Главой Коми Вячеслава Гайзера. Кандидатура Гайзера, как утверждают близкие к администрации президента источники, была одобрена Сурковым и проводилась именно через Медведева, который в те дни, как мы помним, был вполне в силе, рассматриваясь как достаточно самостоятельный и перспективный политик.
С тех пор конфигурация сильно менялась, а с отставкой Суркова, не исключено, изменилась самым драматическим образом. Уже 24 сентября позапрошлого года спина Вячеслава Гайзера не могла не почувствовать, что поддержка Медведева значит уже совсем не то, что ещё 23 сентября.
В декабре того же года Сурков ушёл «вбок», лишившись очень значительной части своего влияния. И вот – окончательный вывод из всех формальных структур. Обрывается последняя нить в высших правительственных кругах, от поддержки которых зависит судьба любого губернатора и кандидата в оные.
Нет, конечно, Владислав Сурков сохраняет свои огромные и до сих пор, вероятно, действенные связи, в том числе и со своим эхом в Сыктывкаре. Но зная неумолимые законы политики, в том числе (и особенно) подковёрной, нельзя не признать, что один из ресурсов для будущих выборов Главы РК иссяк. Искать иные никому не возбраняется, но это всегда требует не только и не столько материальной поддержки, сколько страшных душевных усилий.
Посочувствуем Сурковым.
Цыплят по осени считают
Последним днём появления Владислава Суркова на экранах страны стало 7 мая, когда Владимир Путин решил подвести итоги исполнения своих указов годичной давности. Президент оценил это исполнение весьма критично (и это стало прологом к отставке Суркова), основная ответственность, конечно, возложена на профильных министров, но губернаторам в президентском напутствии тоже нашлось место.
– Центр исполнения этих указов в значительной степени смещается в текущем году в регионы, – сказал В.Путин. – Именно здесь, что называется, «на земле», нужно достичь видимых общественных результатов… А в конце текущего года я встречусь с каждым из вас, обсудим результаты работы за год, и публично заслушаю доклады по достигнутым результатам.
Последние слова относятся в первую очередь к Дмитрию Медведеву. Но и к губернаторам тоже. Особенно – к тем, у кого вот-вот истекут полномочия.
Глава Коми Вячеслав Гайзер. Фото Андрея Шопши.
Классно написал Валерий.