Как уже писала наша газета, Малая Нобелевская премия – совместный проект нефтяной компании «Нобель Ойл» и правительства Коми – в нынешнем году позволит претендовать на неё школьникам и учителям всех муниципалитетов республики. Разговор с инициатором проекта, президентом Группы компаний «Нобель Ойл» Григорием Гуревичем начинался с премии – но вышел на совершенно иные уровни осмысления окружающей действительности…
– Григорий Семёнович, чем вызвано решение расширить масштаб Малой Нобелевской премии?
– В прошлом году в конкурсе на право её получения могли участвовать учащиеся и преподаватели из семи муниципальных образований Коми, но мы могли с полным правом уже назвать её республиканской: она охватывала большинство школьников республики. Сразу замахиваться на большее было бы неразумно. Однако идея сделать её действительно всереспубликанской оставалась. И вот теперь она таковой стала, теперь она отражает все слои и географические зоны нашей рес-публики. Это позволяет сделать её более значимой и более важной для большого количества людей.
Мы же все видим проблемы, которые показали, кстати, и недавние форсайты по детству и по дальнейшему развитию России. Вы и сами знаете, что нас ожидают серьёзные вызовы. В 2014 году – демографический коллапс, который полностью изменит трудовую структуру нашего общества. В 2015-2016 годах – серьёзные технологические проблемы. Вопрос о том, как будут работать россияне и кем их придётся замещать, встаёт чрезвычайно остро. Мы должны что-то предпринимать, если мы хотим сохранить нашу аутентичность, нашу культуру и не позволить размыть её в ходе миграционных процессов.
Вот для этого-то и нужно готовить талантливых детей с лидерскими качествами. Нам нужно развивать страну. А развивать её можно только с активными людьми. Вы помните: талантам нужно помогать, бездарность сама пробьёт себе дорогу.
Наша премия – это расширение базы талантов. Мы, люди нашего с вами поколения, понимаем, что будущее формируется уже не из него, но, к сожалению, и не из потерянного поколения. А из того, которое сейчас учится в школе.
– А кого вы имеете в виду под потерянным поколением? Тех, кто учился в 90-е годы?
– Да. Я сталкиваюсь с ними по работе и вижу, что оно действительно потерянное. Среди них встречаются способные ребята, но с совершенно смещёнными моральными ценностями, как говорится, без руля и ветрил. Они просто не понимают, что можно, а что нельзя. Поэтому сейчас среди школьников можно организовывать и продвигать культурные ценности, которые важны для нас с вами. Если мы их не будем продвигать и демонстрировать их преимущество, тогда продолжат процветать такие негативные явления, как, например, матерщина, постоянно воспеваемое во всех СМИ насилие и т.д. Что можно этому противопоставить? Рекламу, если хотите, здорового образа жизни – то есть жизни обеспеченных, умных, талантливых людей, на которых всегда стояла Россия.
Смотрите: система образования, которая складывалась в мире, начинает серьёзно изменяться. Это совершенно точно показывает непредвзятый взгляд в будущее – что в перспективе 2020-го, что 2050 года. Чтобы понять, как всё меняется, достаточно проанализировать, например, нынешнее состояние телевидения. Оно последние 20 лет было царём и богом. Но сейчас влияние телевидения на массовое сознание стремительно снижается. Не просто снижается, а фактически уничтожается. Вы спросите у молодых людей 14-18 лет, как часто они смотрят телевизор. Знаете ответ? Раз в месяц.
Это касается не только молодых людей. Я и по себе это ощущаю, и вы, думаю, не исключение.
– Конечно. И хорошо, что вы это понимаете. Детям телевидение сейчас просто неинтересно.
– Есть и второй аспект, который обязательно необходимо учитывать при работе с детьми. О нём я начну несколько издалека. Вы, наверное, слышали, что Барак Обама запросил у Конгресса 700 миллиардов долларов для поддержки малого и среднего бизнеса. В США! Прямых инвестиций! Потому что американцы начали понимать, что даже в их стране он недостаточно развит. И что крупный бизнес рабочих мест не создаёт.
– Это смелое утверждение.
– Он не создаёт их в том объёме, который необходим обществу для борьбы с безработицей. А в нашей стране идёт обратный процесс: создание крупных корпораций. И вот эти корпорации просто едят наших детей. У нас же как? Хороший школьник идёт в хороший вуз, а из него – в крупную компанию. У нас это считается престижно: о, смотрите, пошёл в Гос-корпорацию! На самом деле ничего хорошего в этом нет. В «Газпроме» человек станет банальным офисным планк-тоном и вряд ли пробьётся куда-нибудь дальше. Он-то думает, конечно, что пробьётся, дойдёт до уровня президента. Ничего подобного! Вся история показывает, что ни один человек не прошёл в крупной корпорации путь от рядового до президента. Как правило, бывает так: человек работает в маленькой или средней компании, часто её возглавляет. За ним – если он успешен – начинают следить из крупной корпорации. Потом раз – и его берут на высокую руководящую позицию.
И это происходило далеко не только на Западе. У нас есть замечательный и яркий пример – Алексей Николаевич Косыгин. Он взлетел, как ракета: в 31 год стал министром! А до этого был мастером, потом начальником цеха. И что бы было, если бы он стал директором завода? Да просто засиделся бы и перестал быть тем человеком-инноватором, каким мы его знаем.
Сейчас этот пылесос под названием «крупные компании» буквально высасывает молодых людей. А нужно создавать лидеров. Да что лидеров: демографическое состояние страны приводит к тому, что малые и средние компании всё больше и больше вынуждены использовать мигрантов. То есть мы даём работу и средства для существования не нашим ребятам, а пришлым. Конечно, Россия всё время перерабатывала мигрантов, это в известной мере её конкурентное преимущество. Но нужно же выращивать и свои таланты. И говорить о них, прославлять, если хотите.
Сейчас, к сожалению, изменились сами стремления молодых людей. Вы помните, какие ответы в опросах лидировали в 90-е? На вопрос, кем бы вы хотели быть, отвечали рэкетиром и проституткой. А сейчас?
– Госслужащим.
– Вот. Госслужащим или сотрудником крупной компании. Но разве может государство выжить при таких устремлениях его лучших граждан? Да и не лучших… Ведь на госслужбе и в корпорациях твой талант никто поддерживать не будет. Там другие законы: там тобой манипулируют и учат заниматься манипуляцией. В результате смотришь: вроде талантливый парень – а сидит себе за компьютером, год сидит, другой, третий… И умирает потенциальный Стив Джобс. Который, замечу, сделал себя сам.
– Ну это особый случай: высокие технологии, Кремниевая Долина…
– У нас другого выбора нет.
– А вы готовы взять на работу малых нобелиантов?
– Конечно. Не просто готов. Я готов заняться большим. И не только я – вся «ОПОРА России» (Григорий Гуревич является вице-президентом этой организации – прим.ред.). Мы хотим сделать особую программу по поддержке предпринимательства у молодых людей. Ведь кто такой предприниматель? Это человек, который может заставить окружающих работать на то, что ему нужно. Это лидер. Лидер, если угодно, группировки. Главное – вовремя его поймать и направить не в банду, а в бизнес. В принципе, так оно и было в своё время. Сначала все эти стрелялки, потом люди начинали понимать, что это путь в никуда, и постепенно становились более-менее цивилизованными.
Так вот нам нужно нормальным естественным путём превращать таких молодых людей в малых и средних бизнесменов. Но это – не работа государства. Многие, правда, по-прежнему говорят, что это его работа. И сам Дмитрий Анатольевич Медведев лично мне говорил: мы – за. Ну да, он за. И хорошо, что подаёт такой сигнал. Но всё остальное должны делать мы сами. Потому что… я сейчас скажу тезис, который может показаться вам спорным, но это факт. Государство уходит из образования. Ну просто потому, что денег становится меньше. И где-то необходимо сокращаться. А налоги бесконечно увеличиваться не могут: иначе погибнет бизнес, и разговаривать будет вообще не о чём.
Но ситуацию, при которой 70 процентов населения работает в бюджетной сфере и в крупных компаниях, мы должны переломить.
Что такое форсайт
Форсайт – в переводе с английского foresight – означает «видение или взгляд в будущее». Технология форсайта позволяет сформировать общее поле для коммуникации и взаимодействия разных участников сферы его приложения. Даёт возможность выработать вероятные сценарии будущего, определить возможные последствия предпринимаемых действий, консолидировать действия инвесторов, чиновников, бизнесменов.
Форсайт – в переводе с английского foresight – означает «видение или взгляд в будущее». Технология форсайта позволяет сформировать общее поле для коммуникации и взаимодействия разных участников сферы его приложения. Даёт возможность выработать вероятные сценарии будущего, определить возможные последствия предпринимаемых действий, консолидировать действия инвесторов, чиновников, бизнесменов.Лучший консолидатор усилий инвесторов, чиновников, бизнесменов… Читать далее »